Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Экзамент зачет учебный год 2023-2024 / Международное частное право_ В 2 т._ Учебник (том 2) (отв..pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
4.91 Mб
Скачать

"Международное частное право: В 2 т.: Учебник"

(том 2)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова)

Дата сохранения: 06.05.2022

("Статут", 2015)

 

территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах этой территории по обязательствам, названным в Законе. Однако принципиальное отличие вынужденного переселенца от беженца состоит главным образом в том, что вынужденный переселенец является гражданином РФ. Поэтому исходя из наличия или отсутствия иностранной характеристики субъекта беженцы являются субъектами международного частного права, а вынужденные переселенцы таковыми не являются. В учебниках и учебных пособиях по международному частному праву говорится о вынужденных переселенцах с целью показать отличия их правового положения от правового положения беженцев.

1.5. Опека и попечительство

Коллизионные нормы об опеке и попечительстве впервые получили закрепление в ГК РФ в 2002 г., до этого они были включены в КоБС РФ, так как материально-правовое регулирование опеки и попечительства до вступления в силу части первой ГК РФ в 1994 г. осуществлялось на основе семейного законодательства.

Следует отметить, что в большинстве стран мира семейное право не является самостоятельной отраслью права и, соответственно, гражданские отношения с иностранным элементом, охватывая семейные отношения, регулируются гражданским законодательством либо специальными законодательными актами по международному частному праву.

Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, а попечительство - над ограниченно или частично дееспособными лицами в целях защиты их прав и интересов.

При выборе применимого права к установлению и отмене опеки и попечительства основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство.

Согласно п. 1 ст. 1199 ГК РФ опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Аналогично осуществляется выбор применимого права к установлению и отмене опеки либо попечительства во многих государствах - в Армении, Белоруссии, Польше, Австрии, Венгрии, Италии, Тунисе, Объединенных Арабских Эмиратах и др.

В законодательстве ряда стран привязка к личному закону уточнена, и выбор применимого права осуществляется следующим образом: на основе права страны гражданства недееспособного или ограниченно дееспособного лица - в Германии, Греции, Испании, Южной Корее, Японии, Чехии, Турции; на основе права страны места жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, - в Венесуэле, Перу и др. Используется и коллизионная привязка к праву страны суда - в Киргизии, Узбекистане, Лихтенштейне.

Согласно п. 2 ст. 1199 ГК РФ обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Аналогичные специальные нормы относительно обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) закреплены в законодательстве многих стран СНГ - в Армении, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, - а также в Чехии, Венгрии и др. Отсылка к личному закону отражает необходимость применять право страны, с которой иностранное лицо, назначаемое опекуном или попечителем, имеет наиболее тесную связь.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 27 из 559

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное частное право: В 2 т.: Учебник"

(том 2)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова)

Дата сохранения: 06.05.2022

("Статут", 2015)

 

 

 

В законодательстве большинства государств нет специальной коллизионной нормы, устанавливающей, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. В Российской Федерации такая специальная норма впервые получила закрепление в п. 3 ст. 1199 ГК РФ. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Следует отметить, что закон не связывает непосредственно выбор права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, с личным законом одного из участников отношений, как это предусмотрено в п. п. 1 и 2 ст. 1199 ГК РФ. Вместе с тем, учитывая, что опека (попечительство) устанавливается в России по личному закону несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности совершеннолетнего лица, который в опеке (попечительстве) нуждается, можно сделать вывод, что лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство), должно быть или российским гражданином, или иметь в России место жительства.

Подобные нормы, устанавливающие, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, закреплены в законодательстве Армении, Белоруссии, Австрии, Венгрии, Чехии, Киргизии, Узбекистана.

Так, в соответствии с п. 3 § 48 Указа Венгрии 1979 г. N 13 "О международном частном праве" "правоотношения между опекуном и опекаемым, включая также обязанности опекуна по управлению имуществом и представлению отчетов, регулируются правом государства, орган власти которого назначил опекуна; если, однако, опекаемый проживает в Венгрии, применяется венгерское право при условии, что оно более благоприятно для опекаемого".

Согласно § 30 Закона Чехословакии 1963 г. "О международном частном праве и процессе" "правоотношения между опекуном и несовершеннолетним регулируются правом государства, в котором находится суд или орган, назначивший опекуна".

Вопросы опеки и попечительства регулируются нормами Минской конвенции 1993 г. (ст. ст. 33, 34), Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 36) и многих двусторонних международных договоров России о правовой помощи. Практически все международные договоры по вопросам опеки и попечительства исходят из привязки к праву страны гражданства физических лиц - участников правоотношения.

Установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.

Обязанность принять опекунство или попечительство устанавливается законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем.

Таким образом, если решение об установлении опеки (попечительства) принимается в России и опекуном (попечителем) назначается иностранный гражданин, то в соответствии с договором о правовой помощи (к примеру, с Болгарией, Венгрией, Кубой, Монголией, Польшей,

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 28 из 559

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное частное право: В 2 т.: Учебник"

(том 2)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова)

Дата сохранения: 06.05.2022

("Статут", 2015)

 

Чехией, Словакией) вопрос об обязанности принять опеку или попечительство будет решаться на основе права страны гражданства этого лица. Указанные международные договоры содержат ограничение относительно опекуна или попечителя, в силу которого опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной договаривающейся стороны, может быть назначен гражданин другой договаривающейся стороны, если он проживает на территории страны, где будет осуществляться опека или попечительство.

Привязка к стране гражданства лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, определяет и компетенцию органов, правомочных устанавливать опеку и попечительство. Вместе с тем большинство международных договоров о правовой помощи допускают возможность передачи полномочий компетентному органу другого договаривающегося государства, если недееспособное или ограниченно дееспособное лицо имеет постоянное местожительство, местопребывание или имущество на территории последнего. В таких случаях орган, который принял на себя осуществление мер по опеке и попечительству, действует в соответствии со своим национальным законодательством.

1.6. Признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим

Институт признания физического лица безвестно отсутствующим и объявления умершим существует не во всех государствах. В тех государствах, праву которых известен этот институт, материальные нормы значительно отличаются при установлении условий и сроков объявления без вести пропавшими, а также юридических последствий безвестного отсутствия.

Неодинаков подход национального законодательства разных стран и к выбору применимого права в делах о признании физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении умершим.

Во-первых, широкое применение получила коллизионная привязка к праву страны суда (lex fori). Она закреплена в законодательстве стран СНГ, Монголии, Швейцарии, Лихтенштейна.

Во-вторых, вопросы безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения к личному закону, в качестве которого может быть или закон гражданства (lex patriae), или закон страны постоянного места жительства (lex domicilii). Применяется последний известный личный закон лица, признаваемого безвестно отсутствующим или объявляемого умершим, в Австрии, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Турции, Польше и др.

В Российской Федерации признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву (ст. 1200 ГК РФ). Эта норма односторонняя, однозначная и императивная.

Аналогично разрешается данный коллизионный вопрос в Гражданском кодексе Монголии 1994 г. В п. 6 ст. 428 этого законодательного акта установлено, что "объявление любого лица безвестно отсутствующим или умершим на территории Монголии определяется по монгольскому праву".

В законодательстве большинства государств коллизионные нормы, определяющие компетентный порядок для признания лица безвестно отсутствующим и объявления лица умершим, носят двусторонний характер. Так, согласно Федеральному закону Австрии 1978 г. о международном частном праве "условия, последствия или прекращение объявления умершим

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 29 из 559

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное частное право: В 2 т.: Учебник"

(том 2)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова)

Дата сохранения: 06.05.2022

("Статут", 2015)

 

или представления доказательств смерти определяются согласно последнему известному личному закону безвестно отсутствующего" (§ 14).

В соответствии с Указом Венгрии 1979 г. N 13 "О международном частном праве" "признание умершим или безвестно отсутствующим, а также установление факта смерти определяется по праву, которое являлось личным законом безвестно отсутствующего лица". Анализируемый нормативный акт предусматривает возможность разрешения коллизий о признании умершим или безвестно отсутствующим невенгерского гражданина венгерским судом на основе внутреннего права, исходя из отечественных правовых интересов.

Вводный закон к ГГУ 1896 г. при разрешении рассматриваемых коллизий исходит прежде всего из критерия гражданства лица, в отношении которого принимается решение. Согласно ст. 9 этого Закона объявление умершим, установление факта смерти и момента смерти, как и презумпция нахождения лица в живых и презумпция его смерти, подчиняются праву того государства, гражданином которого является безвестно отсутствующий в тот последний момент, в который он по имеющимся сведениям был еще жив. Как и в Венгрии, в Германии предусмотрена возможность применения гражданского права для объявления иностранного гражданина умершим. Предпосылкой такого определения компетентного правопорядка является обоснованный интерес.

Выбор применимого права для решения вопросов безвестного отсутствия детально регламентирован в Федеральном законе Швейцарии 1987 г. "О международном частном праве". Закон определяет критерии выбора как компетентного права, так и компетентного суда. Объявление безвестного отсутствия входит в компетенцию швейцарского суда по последнему известному месту жительства отсутствующего. Кроме того, швейцарский суд вправе объявить лицо безвестно отсутствующим во всех случаях, когда этого требует охрана какого-либо законного интереса. Условия и юридические последствия объявления лица безвестно отсутствующим определяются по швейцарскому праву.

В Кодексе Бустаманте вместо понятий "объявление лица умершим" и "безвестно отсутствующий" введено понятие "презумпция переживания одним лицом другого или одновременной смерти лиц" (ст. 29). Следует согласиться с Л.П. Ануфриевой в том, что рассматриваемый институт в определенном смысле известен праву стран - участниц Конвенции о международном частном праве 1928 г. <1>. Статья 29 Кодекса Бустаманте предусматривает, что презумпция переживания одним лицом другого или презумпция одновременной смерти лиц при отсутствии доказательств устанавливаются в отношении соответственных наследств личным законом каждого из умерших.

--------------------------------

<1> См.: Международное частное право: Учебник. М., 2003. С. 211 (автор раздела - Л.П. Ануфриева).

Двусторонние договоры о правовой помощи традиционно содержат правила определения компетентного правопорядка для признания лиц безвестно отсутствующими и объявления умершими.

Так, в советско-кубинском Договоре от 28 ноября 1984 г. предусмотрено, что по делам о признании лица безвестно отсутствующим, об объявлении его умершим и установлении факта смерти компетентны учреждения того государства, гражданином которого было это лицо в то

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 30 из 559

надежная правовая поддержка