Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Куровая_СкандинавскаяМодель.doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
335.36 Кб
Скачать

Глава 2. Сравнение скандинавской и российской моделей экономики

2.1. Общие черты и различия

Экономические реформы как в России, так и в скандинавских странах (Финляндия, Швеция) осуществлялись практически одновременно, а именно в 1990-х гг. Ценность такого сопоставления в том, что реформа по-шведски позволяет высветить роль социального фактора, инновационной среды и политической культуры в обеспечении успеха экономического реформирования. Такое сравнение особенно интересно в той связи, что обе страны имели в исторической ретроспективе некоторые общие черты: они практически одновременно вступили в стадию индустриализации на рубеже XIX и XX вв., обладая богатыми природными ресурсами и продолжая сохранять их и поныне. Это определило их выход на комплексную многопрофильную модель экономического развития. Каждая из них, хотя и с разным успехом, стремилась к проведению сильной социальной политики и созданию эффективной системы социальной поддержки и защиты населения. И в той, и в другой стране социально-экономическая система на определенной стадии развития привела к недостатку мотивации к инновационному труду и торможению научно-технического прогресса. Швеция и Россия в период 1990-х гг. продемонстрировали две крайности в степени учета социального фактора: чрезмерно высокий уровень социальной защищенности в Швеции и неадекватная по отношению к качеству и интенсивности труда социальная поддержка в России. Следствием обеих крайностей становился недостаток материальной заинтересованности людей в труде и дефицит мотивации на предпринимательском уровне, что препятствует реализации высококвалифицированного труда и социально ответственного бизнеса. В итоге происходят падение эффективности общественного производства и замедление или даже сокращение темпов экономического роста [24, c.1-3].

Кардинальное различие между скандинавскими странами и Россией заключается в том, что удельный вес государственной собственности в Швеции очень низок, но по размеру государственного сектора, понимаемому в смысле объема вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция, например, занимает первое место среди самых развитых стран мира [2,c.124].

Доля государственных расходов в ВВП в 2009 году составила в Швеции 52,5%, в Дании – 51%, в Финляндии – 47,3%, в Норвегии – 40,9% [25], а в современной России – 33,4% [22]. Основная часть этих расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

В 1990-х годах Россия и некоторые скандинавские страны стояли перед похожими проблемами. Во время эпохи социально-экономических преобразований 1990х годов Россия, с одной стороны, Швеция, Финляндия – с другой, продемонстрировали две диаметрально противоположные точки зрения в характере учета социального фактора во время проведения реформ. Применяемые странами стратегии были совершенно несходны. Достаточно указать на чрезмерно высокий уровень социальной защищенности в Швеции и Финляндии и неадекватную по отношению к качеству и интенсивности труда социальную поддержку в России [1, c.9].

Дальнейший анализ выявления различий исчерпывающе объясняет разную результативность шведского и российского типа реагирования на вызовы времени, требующие реформирования общественного устройства.