Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Государство и право.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
143.68 Кб
Скачать

18. Понятие унитарного государства

 

Понятие унитарного государства. Унитарное государство (от лат. unus, unitas — один, единство) — это одна из основных форм политико-территориальной организации государства, при которой его единая территория подразделяется обычно не на отдельные государства и/или государственные образования (республики, штаты, земли и др.), а на административно-территориальные единицы (области, департаменты, губернии, провинции, районы, округа, общины и др.) со сравнительно ограниченной самостоятельностью, а само государство имеет одну кон­ституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Поэтому унитарное госу­дарство нередко называют единым, слитным, простым по своей струк­туре государством, в отличие от федеративного государства как слож­ного, составного, союзного, объединенного. Это, можно сказать, «идеальный тип» унитарного государства, от которого в реальной жизни имеются более или менее существенные отклонения, сближающие иногда такие разновидности унитарного государства с федеративным, о чем речь ниже.

Простые унитарные государства по своей территориальной струк­туре включают в себя только обычные административно-территори­альные единицы. Если же унитарное государство имеет на своей тер­ритории еще и особые, автономные образования, то оно рассматрива­ется как сложное. Административно-территориальное деление имеют практически все государства, и лишь в крайне редких случаях (напри­мер, Мальта, Бахрейн, Науру или Тувалу в Океании) из-за особой малочисленности населения и очень небольшой территории такое де­ление отсутствует. Административно-территориальное деление уни­тарного государства может быть двухзвенным (например, провин­ции — муниципалитеты в Нидерландах или области — общины в Ар­мении и Болгарии), трехзвенным (например, область — провинция — коммуна в Италии) и даже четырехзвенным (например, регион — де­партамент — район — община во Франции).

По характеру взаимоотношений между государством в целом, выс­шими органами государственной власти и управления и его структур­ными частями, их органами власти, управления и самоуправления уни­тарные государства подразделяются на централизованные и децентра­лизованные. В свою очередь централизованные государства по степени своей централизации могут разграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные, характерные для недемократи­ческих стран, и умеренноцентрализованные или демократически цент­рализованные. Точно так же децентрализованность унитарных госу­дарств может быть достаточно высокой и относительно слабой. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения средне­го и нижнего территориального звена управления центру, который на­значает или утверждает своих представителей для управления регио­нами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.). Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении цент­ра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправле­нием в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).

Административно-территориальное деление унитарной страны может прямо закрепляться в ее конституции, а может находить в ней косвенное отражение или о нем может вовсе не идти речь в конститу­ции. Так, в Конституции Испании содержится целый раздел «О терри­ториальном устройстве государства», где подробно излагаются общие принципы, конституционные основы местной администрации и авто­номных сообществ. В ст. 5 Конституции Италии говорится, что единая и неделимая республика признает местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентра­лизацию, приводит принципы и методы своего законодательства в со­ответствии с требованиями автономии и децентрализации. В специаль­ной главе «Области, провинции и коммуны» (ст. 114—133) четко опре­деляются права и полномочия областей как автономных образований, их перечень, а также статус провинций и коммун как автономных территориальных единиц более низкого уровня, возможность подразделения территорий провинций на округа «с исключительно администра­тивными функциями для последующей децентрализации (ст. 128, 129 и др.). В Конституции Греции (ст. 101) указывается, что администра­тивное деление страны производится, исходя из геоэкономических, со­циальных и коммуникационных условий и что государственная адми­нистрация организуется на основе децентрализованной системы. О провинциях и муниципалитетах говорится в гл. 7 Конституции Нидерландов (ст. 123—132). В Конституции Португалии речь идет об уни­тарном государстве, которое «уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализа­ции государственного управления (ч. 1 ст. 6). Разделы 7 и 8 этой Кон­ституции закрепляют статус автономных областей и организацию местной власти.

Примерами простых унитарных государств, в которых нет автоном­ных образований, могут служить Индонезия, Египет и Польша. Адми­нистративно-территориальное устройство Индонезиивключает 27 про­винций и особую столичную территорию г. Джакарты. Во главе про­винций находятся назначаемые Президентом губернаторы и местные советы народных представителей. Провинции подразделяются на об­ласти (их около 300) во главе с главами областей. В число областей включается и ряд крупных городов, возглавляемых мэрами. Области в свою очередь разделяются на районы (их более 3200) во главе с назна­чаемыми правительством чиновниками (чаматами). Районы включают низовые территориальные единицы (десы) во главе со старостами, на­значаемыми чаматом.

Административно-территориальное устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа — на районы. Провинции возглавляет назначаемый Президентом губер­натор — представитель исполнительной власти страны, который в про­винции возглавляет ее административный орган — исполнительный совет. Главы округов и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах в качестве государственных чинов­ников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, из­бираемые населением, но подчиняющиеся министру безопасности. На­ряду с органами государственной власти на местах в стране имеется и система органов местного самоуправления, представленная местными представительными органами — народными советами провинций, рай­онов, городов, деревень, избираемыми населением соответствующих административно-территориальных единиц. Но решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принад­лежит государственному управлению.

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройст­во обеспечивает децентрализацию публичной власти». Ее политико-территориальная структура включает 49 воеводств, включая воеводст­во г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организации государст­венной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеют представительных органов и управляются единолично воевода­ми, назначенными Председателем правительства и являющимися ор­ганами правительственной администрации и представителями прави­тельства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется территори­альное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органа­ми иных публичных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью орга­нов территориального самоуправления.

19. Федера́ция (лат.fœderatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являютсягосударственными образованиями, обладающимиюридическиопределённойполитическойсамостоятельностью[1]. Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральнойконституциейсубъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции,уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональныезаконы; у субъектов федерации, как правило, есть собственноегражданство,столица,герби иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключениемгосударственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами:штаты,провинции, республики, земли или федеральные земли (какв ГерманиииАвстрии) и иное. Федерацию следует отличать отконфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов,кантонов,республик.

  • В союзном государстве верховная законодательная,исполнительнаяисудебная властьпринадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральнойконституцией.

  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданствои гражданство федеральных единиц[2].

  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США,ФРГ,Бразилия,Индияи др.).

  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

— Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской ФедерацииАнатолия Леонидовича Кононова(Постановление Конституционного Суда РФ от 

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • Симметричные

  • Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия,Соединённые Штаты Америки), в асимметричных —конституционно-правовойстатус субъектов различен (например,Республика Индия,Федеративная Республика Бразилия,Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные

  • национальные

  • смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки,Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшиеСоюз Советских Социалистических Республик,Чехословакия,Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (напримерРоссия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные

  • конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия,Бразилия,Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в КонституцииСША) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, вдоговоре об образованииСССР).

степень централизации:

  • централизованные (Аргентина,Индия)

  • децентрализованные (Швейцария,США)

20. Суверените́т (государственный) (фр. souveraineté — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.[1] Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью[источник?] другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания». Понятие было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский Союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость». С государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время она является практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к «воле народа».