Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
116.38 Кб
Скачать

Глава I. Основы полевой криминалистики

 

§ 1.1. Возникновение полевой криминалистики

 

 

         Возникновение полевой криминалистики связано с трудами, идеями и практическими рекомендациями выдающегося ученого - криминалиста Р.С.Белкина, оставившего после себя огромное научное наследство, которое достойно глубокого изучения современными представителями науки криминалистики. Взгляды Р.С. Белкина на возникновение и развитие криминалистики, основанные на законах материального развития систем, их информационной природы и заключающейся в них потенциальной способности к вечному движению, развитию и совершенствованию, подтвердили и предварили возникновение многих теорий и учений в науке. Р.С. Белкин сформулировал и обосновал законы развития криминалистики, имеющие непосредственное отношение к нашему исследованию.

Суть их в следующем:

—закон связи и преемственности между существующими и возникающими криминалистическими концепциями;

—закон активного творческого приспособления для целей судопроизводства достижений различных наук;

—закон обусловленности криминалистических рекомендаций потребностями практики борьбы с преступностью и совершенствования этой практики на основе криминологической науки;

— закон ускорения темпов развития криминалистической науки в условиях научно-технической революции[2].

Перечисленные законы развития криминалистики позволили в первой главе нашего исследование понять и раскрыть причины и условия возникновения, развития и становления конкретных структурных подсистем науки, к которым относится полевая криминалистика, так как «…на современном этапе развития криминалистики процессы дифференциации и интеграции научного знания приобрели качественно иной характер. Дифференциация оказалась направленной своим острием не столько «вовне» по отношению к смежным наукам - юридическим и иным, сколько «внутрь» самой криминалистики, что привело к возникновению на стыках между нею и смежными науками новых областей знания: судебной психологии, логики следствия и т.п.»[3].

Впервые в криминалистической литературе о полевой криминалистике научная общественность узнала в 1988 году из трудов опять же Р.С. Белкина. При постановке вопроса автор писал: «Термин «полевая криминалистика» отсутствует в языке криминалистической науки. Его нет потому, что не существует и такого научного понятия, которое обозначалось бы этим термином. Под этим условным названием мы подразумеваем технико-криминалистические средства и методы работы с доказательствами, которые используются или могут быть использованы не в кабинете следователя или в лаборатории эксперта, а непосредственно в «полевых» условиях - на месте происшествия при его осмотре или производстве на этом месте иных следственных действий или исследовательских экспертных операций»[4].

Попробуем сконцентрировать основные мысли автора, которыми он определил начала полевой криминалистики в качестве некоего автономного образования в системе науки, имеющего свои специфические признаки, свойства и задачи.

Во-первых, что, по нашему мнению, самое главное - это деятельность субъектов расследования уголовного делопроизводства за пределами служебного места деятельности.

Во-вторых, работа за пределами постоянного служебного места деятельности сопряжена с переездами не только одного (самого) следователя, но и других участников уголовного процесса, необходимых следователю.

В-третьих, как известно, следователь для достижения своих целей пользуется криминалистическими средствами (техническими средствами) и методами, которые также необходимо доставить на новое временное место деятельности.

В-четвертых, как итог, все это вместе взятое требует от следователя большой организационной, непроцессуальной работы, которая обычно не значится ни в УПК, ни даже в криминалистических инструкциях и рекомендациях.

Коротко подробнее охарактеризуем перечисленные условия деятельности следователя и других участников отмеченной деятельности вне кабинета, обычного места работы.

Производство следственных действий в условиях полевой криминалистики связано со многими негативными обстоятельствами их проведения, что по существу и явилось причиной создания отдельного учения, которое способствовало бы практическим работникам иметь полное представление о возможных препятствиях и связанных с ними трудностями в следственной деятельности. Теория полевой криминалистики должна заранее упреждать возможные потери доказательственной информации, причинно связанные с тем, что полевые условия производства следственных действий накладывают свой отрицательный отпечаток на волевую активность, инициативу и даже мышление участников следственного действия. Естественно, людей сковывает не обустроенная случайная среда их деятельности. Она может быть связана с низкой температурой зимой, со слишком высокой температурой летом, дождем, снегом, ночным периодом времени, с подавляющей обстановкой места работы - осмотр места происшествия при обнаружении гнилостного трупа, необходимость проникнуть в заброшенные подвалы, санузлы, санитарные колодцы, чердаки, развалины давно брошенных, разрушенных домов, где зачастую протекала невидимая тайная жизнь преступников, скрывавшихся от посторонних глаз и власти[5].

В подобных случаях задача полевой криминалистики сводится не только к выработке теоретической информации для должностных лиц органов расследования, но и к рекомендациям работы над собой, умению выработать в себе волевые качества, способствующие, с одной стороны, самим стойко преодолевать трудности, быстро адаптироваться в необычной отрицательной обстановке. С другой стороны, своим поведением и руководством следователь должен способствовать другим участникам следственного действия стойко переносить негативные условия, отрицательно влияющие на активную деятельность человека. К сожалению, на указанную выше тематику имеется очень мало литературы, которая бы помогала, особенно начинающим криминалистам, вырабатывать необходимые профессиональные качества, способствующие в условиях полевой криминалистики работать с меньшими потерями результатов их труда, а также использовать весь потенциал личностных возможностей. Все это, прежде всего, относится к личности следователя - руководителя и организатора проведения всех следственных действий. От него зависит многое в успехе дела, если он, во-первых, сам достаточно подготовлен к исследовательской процессуальной и криминалистической деятельности и, во-вторых, правильно руководит, организует и положительно влияет на рабочий коллектив участников следственного действия.

В условиях полевой криминалистики следователя ожидают многие неожиданные и непредвиденные трудности, подлежащие преодолению без ущерба для установления полного объема информации по расследуемому делу. Здесь также необходимы разработки с психологическими рекомендациями, которые должны способствовать процессуальной и криминалистической деятельности. Поэтому психология лица, ведущего расследование, должна изучаться в двух основных направлениях. Во-первых, в целях изучения психологических процессов, протекающих в различной обстановке и следственных ситуациях. Во-вторых, В целях выработки и внедрения в сознание следственных работников необходимых психологических установок, способствующих успешному велению следствия, которые должны формироваться в характере, волевых качествах, самодисциплине, выдержке и настойчивости следователя. Психологией установлено, что в познавательной деятельности при осуществлении судопроизводства возникают условия как положительно, так и отрицательно влияющие на эту деятельность. Задача судебной психологии заключается в том, чтобы полнее выявить эти процессы, дать рекомендации по устранению условий, вредно влияющих на познавательную деятельность, и созданию условий, облегчающих восприятие познаваемых объектов, проведение мыслительных операций и более устойчивое состояние при воздействии на сознание негативных окружающих обстоятельств[6].

Вышеизложенное позволяет отметить следующие основные характерные черты деятельности работников органов расследования в полевых условиях:

1. Оторванность от основного базового и привычного места деятельности;

2.  Каждый раз попадание в другие, непредвиденные условия;

3. Значительный период (вплоть до окончания следственного действия) неопределенности в механизме совершенного преступления;

4. В связи с этим различные недостатки в криминалистическом научно-техническом обеспечении следственных действий;

5. Негативное влияние погодных и других условий на творческое и моральное состояние участников следственного действия.

Однако как бы там ни было, органы расследования обязаны добиваться максимального исполнения предписаний процессуального закона. В добросовестном выполнении этой задачи им должна оказывать действенную помощь криминалистка. Ведь известно, что уголовный процесс ставит перед следственной деятельностью правовые задачи, заключенные в формуле: что надо делать, с какой целью и предусматривает систему следственных действий, одновременно являющейся и аппаратом процессуального познания. В тоже время криминалистика показывает, каким образом это надо делать, как этого добиться, создав, если необходимо, соответствующие предпосылки, как действовать в условиях определенной (негативной или позитивной) обстановки и, наконец, как воспользоваться не только своими знаниями, но и знаниями других специалистов. Организующая и потенциально действенная сила криминалистики велика. Она должна находить методы и способы эффективной реализации норм уголовно-процессуального закона, в котором воплощена воля законодателя.

В этом отношении полевая криминалистка является одной из форм теоретического воплощения криминалистической материи, в которую облачаются следственные действия с целью сохранения их процессуального предназначения.

Полевая криминалистика это частная теория, в совокупности своих положений направленная на улучшение деятельности следственных органов в деле раскрытия и расследования преступлений. Являясь составляющим компонентом материнской науки, она дополняет и совершенствует се общие методы в виде частных конкретных приемов в известных условиях деятельности.

Чижиков И.С. дает следующее определение полевой криминалистики: «…полевая криминалистика есть частная теория науки криминалистики, разрабатывающая приемы, средства и организацию проведения следственных действий за пределами места основной служебной деятельности в неблагоприятных для их осуществления условиях в целях положительной адаптации участников их производства, повышения активности их деятельности в деле поиска источников криминалистической информации и соблюдения требований уголовно-процессуального закона»[7]. Данное определение полно раскрывает содержание, задачи и цели полевой криминалистики.

Ранее уже говорилось, что идея создания теории полевой криминалистики появилась по причине необходимости изучить природу деятельности дознавателей и следователей в неблагоприятных, а порой даже остро экстремальных условиях не просто за пределами своего учреждения, а, скажем, на открытой местности, на улице или дороге и при неблагоприятных временных, погодных и в иных условиях. Задачей полевой криминалистики является разработка научных рекомендаций, снижающих информационные и физические потери в указанных условиях деятельности.

Как известно, указанная деятельность носит поисково-познавательный характер и реализуется, в основном, путем производства следственных действий. Определение криминалистической деятельности как поисково-познавательной появилось относительно недавно. При этом слово «поиск» наиболее удачно отражает сущность розыскных мер, в том числе с использованием технических средств [8].

Самое основное влияние на это раздел полевой криминалистики оказывает то обстоятельство, что помимо следственных действий, известных уголовному процессу, в криминалистической литературе часто фигурируют такие действия, как прочесывание местности, преследование по горячим следам, засады, захват-задержание, использование кинологических приемов и прочие мероприятия, которые характеризуются исключительной мобильностью и подвижностью следственно-розыскного аппарата на различных территориях и в различных условиях они носят наиболее острый, конфликтный характер, иногда перерастающий в боевые действия. И хотя они не значатся в арсенале процессуальных следственных действий, почти повсеместно применяются на практике в любое время суток. Такая необходимая деятельность в борьбе с преступностью имеет свои особенности. Проводимая в большей части органами дознания, она, тем не менее, не может быть не криминалистической. Она также нуждается в детальном изучении с многих сторон се значимости и законности, а также тактики проведения, организации, взаимодействия со следственными органами и руководящего начала с их стороны. Многие из этих процессуальных и криминалистических проблем в литературе не рассматривались.

Мероприятия, сопряженные с их проведением, закон не относит к оперативно-розыскной деятельности. Думается, поэтому их место в системе полевой криминалистики. В данном случае последняя будет являться связующим звеном между уголовным процессом, криминалистикой и оперативно-розыскной деятельностью. Более того, она будет положительно влиять на указанные научные дисциплины, разрабатывая в них междисциплинарные научные направления. Так, например, в последнее время нередко обсуждаются вопросы нетрадиционных способов доказывания преступлений. Зачастую они также не имеют процессуальной природы и более приближены к полевой криминалистике.

Следующим разделом полевой криминалистики может явиться се научно-техническое обеспечение, о чем уже писал Р.С. Белкин. Автор довольно подробно обозначил свои позиции по данной проблеме и с ним, в общем, трудно не согласиться. Единственное, против чего следует возразить, так это предложение автора о проведении криминалистических экспертиз в полевых условиях. Представляется, что такая возможность в полевых условиях крайне ограничена. Как указывалось выше, деятельность участников уголовного процесса в условиях полевой криминалистики носит усложненный характер, не благоприятный для длительных специальных экспертных исследований. Такие условия не будут способствовать высокой степени научного подхода экспертов к решению поставленных перед ними задач. Кроме того, криминалистические экспертизы также сопряжены с необходимостью использования сложного научно-технического стационарного оборудования, что исключается в полевых условиях.

При этом психологические компоненты рассматриваемой теории можно изучать одновременно в разделе предыдущих структур и одновременно с ними, а можно, выделить в самостоятельный раздел теории полевой криминалистики, в котором представится возможность более глубоко, опираясь на специальную литературу по психологии, раскрыть природу негативных психологических процессов и предложить ряд рекомендаций, обеспечивающих минимальные потери от полевых, не стимулирующих деятельность, условий.

Несмотря на то, что приведенное выше понятие в основном охватывает все существенные признаки названной части теории едва ли будет правильно ограничиться этим без более подробного описания ее системы, которая, таким образом, представляется нам состоящей из четырех следующих разделов:

—      общий методологический и понятийный;

—организационно-криминалистический;

—технико-криминалистического обеспечения;

—психолого-управленческий.

К содержанию этих разделов относится в основном криминалистическая деятельность, состоящая как из формирования материальных объектов, так и научного моделирования и прогнозированябудущей деятельности, а также практического выполнения их на месте производства следственных действий.

Заканчивая раздел можно прийти к следующему выводу: полевая криминалистика как частная теория, направленная на улучшение деятельности следственных органов, необходимая составляющая криминалистики, которая при выполнении разработанных ею рекомендаций значительно повышает уровень и качество раскрытия и расследования преступлений.