Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Magnitsky_M_L_Pravoslavnoe_prosveschenie

.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
4.08 Mб
Скачать

Сочинения

встает и заходит; Он шествует теперь, как светило сие, горящ верою, блистателен славой, греющ милосердием. Он осчасливит, может быть, Своим посещением страны, с нами сопредельные. О! да услышит Господь желания здешнего знаменитого, усердного к царям града и наши; да вложит в сердце Царя, в руце Его хранимое, мысль ниспослать луч славы Всепресветлейшего присутствия Своего в заведение наше, да принесем Ему все единую, достойную благости Его жертву любви и усердия к исполнению священных Его велений!..

Письма императору Николаю I об иллюминатах

I.

Ревель, 3 февраля 1831 г. Государь Всемилостивейший!

Спламеннейшимусердием,ссовершенноюоткровенностью и полною надеждою на снисходительность Вашего Императорского Высочества спешу исполнить объявленную мне высочайшую волю, поднося у сего первую записку об иллюминатском заговоре, потрясающем Европу.

Предмет порученного мне дела так глубок, обширен и сложен, что без пособий (ибо библиотеку свою давно уже я продал) весьма трудно было не только изложить, но даже и свести все мои о нем сведения потому, что я оставил было уже их в совершенном забвении и, даже самый заговор сей видя, так сказать, стороною, не имел я даже и средства наблюдать за ним так пристально, как прежде, ибо ни новых книг приобретать, ниже всех ведомостей читать не было мне возможности.

231

М. Л. Магницкий

Не могу и не желаю укрыть от Вашего Величества недостатков сей работы, но, изъясняя причины их, ищу только исходатайствовать снисхождение ваше.

Записка сия есть не что иное, как введение к тому, что, по представлении окончания ее с следующей почтою,вовторойзапискедолженбудуяговоритьоРоссии. С глубочайшим благоговением есмь, Всемилостивейший Государь, вашего Императорского Величества вернейший и преданнейший подданный Михаил Магницкий.

Обличение всемирного заговора против алтарей и тронов публичными событиями и юридическими актами

Незадолго пред тем, как 22 июня 1784 года открыто в Мюнхене общество иллюминатов, учрежденное Вейсгауптом, издано сочинение профессора Бабо под назва-

нием: «Ueber Freimaurer erste Warnung»1. Оно первое об-

наружило предмет адептов сего поистине адского союза. Вслед за сим граф Тёринг напал на него еще с большею силою. Иллюминаты защищались деятельно и апологиями, и обычными своими коварствами.

В начале 1785 года Вейсгаупт лишен места профессора прав в Ингольстадском университете2 как ослушник повеления о закрытии запрещенных обществ. Но тайна его собственного все еще оставалась необнаруженною. 30 марта 1785 года объявлено, от имени курфюрста, священнику Козанде и аббату Ренеру (оставившим общество иллюминатов, по отвращению к ужасным его началам, еще в 1783 году) предстать пред суд для объявления, под присягою, всего, что видели они в оставленном обществе противного нравам и религии (ибо и правительство не знало еще тогда, что общество сие имеет цель политическую, или, по крайней

232

Сочинения

мере, думало еще, что возмутители против державства небесного могут оставить неприкосновенным земное). Козанде и Ренер дали самые основательные и подробные показания.

Невзирая, однако же, ни на формальность юридического допроса, ниже на верность открытий, в показаниях сих заключавшихся, иллюминаты успели было заглушить сие дело разгласкою, что общество их разрушено, а открытый заговор не удался и оставлен. Но тогда сам Царь Небесный, самым чудным и видимым образом, вступился в сие для спасения своих помазанников: исключенный из Ингольстадского университета, Вейсгаупт удалился в Регенсбург и вместо оставления своего заговора занялся им с новою деятельностью. Свободный от занятий публичных и раздраженный местной помехойегокозням,онзанялсяединственнопредметомсвоего общества и старанием распространить его действие рассылаемыми в разные места адептами для разрушения не только алтарей и тронов, но и всех правительств, какого бы рода они ни были, и даже самых оснований всякого гражданства и образованности (что совершенно обличено подлинными актами его заговора, кои будут указаны мною в своем месте). В числе деятельнейших его адептов был богоотступный священник Ланц. Он собирался везти заговор Вейсгаупта, со всеми обрядами еготаинств,вШлезию3;новтовремя,как,выйдясними за город, Вейсгаупт давал ему последние наставления изустно, вдруг сделалась гроза, гром ударил в Ланца и убил его подле Вейсгаупта. (Сами иллюминаты признались в истине сего происшествия <…>). Ужаснувшийся Вейсгаупт бежал; полиция, поднявшая труп убитого, нашла на нем все самые тайные бумаги иллюминатов

ипредставила их в Мюнхен. Тогда началось следствие

идопросы всем оставшимся в Ингольстаде привержен-

233

М. Л. Магницкий

цам сего заговорщика. Фишер, бывший главным судьею

ибургомистром сего города, и библиотекарь Дрекиль посланы в ссылку. Барон Фрауенберг и пятнадцать учеников иллюминатских выгнаны из университета. Перехвачено и представлено курфюрсту письмо Вейсгаупта к Фишеру, в котором сей нераскаянный злодей, ободряя своих сотоварищей, замышлял новые козни, и тогда только наряжена секретная комиссия для подробнейшего исследования сего дела. Показания, заключающиеся в акте, всеми допрашиваемыми прочтенном и ими подписанным, 10 сентября 1785 года, обнаружили главнейшие следующие правила ордена:

1.  Иллюминат, желающий достигнуть высших степеней, должен быть совершенно свободен от всякой религии.

2.  Готовность на самоубийство есть необходимая добродетель для иллюмината.

3.  Цель оправдывает средство, ибо благо ордена извиняет клеветы, убийства, клятвопреступление, измену, возмущения и, словом, все то, что предрассудки именовали преступлением.

4.  Начальникаморденадолжноповиноватьсяболее, нежели всем другим властям. Для исполнения их повелений обязан иллюминат жертвовать честью, имением

ижизнью. Правители земные суть похитители власти и никакой не имеют над иллюминатами, как людьми совершенно свободными.

5.  Иллюминаты должны стараться завладеть всеми правительственными местами, помещая на них своих адептов.

6.  Цель ордена есть освобождение народов от государей, дворянства и духовенства.

Приметить надобно, что сии показания не заключают еще всей тайны высших степеней и только двум из самых низших открывались; между тем как их девять и

234

Сочинения

все известны, равно как и полный кодекс ордена и руководство для преемника Вейсгаупта. (Подлинные акты, кои укажутся ниже.)

7.  Любовь к Отечеству несовместна с предметами необъятной обширности, составляющими цель ордена; должно пылать усердием к сей цели.

Но цель сия предоставлена к сведению одних самых высших степеней.

В числе вопросов новоприемлемым были следующие: Есть ли способ и какой именно ввести однообразное правление в одинакие нравы во всей Европе? Нужна ли для сего христианская религия? Нужны ли бунты? Кого бы из орденских братьев выбрали вы для исполненияважногопредприятия?Согласныливыпредоставить

ордену право жизни и смерти, право меча, jus gladii? Узнав сии начатки иллюминатства в первых его сте-

пенях, тайный советник Утшнейдер, священник Диллис, профессор Грюнбергер, священники: Козанде, Ренер и Цапвер его оставили и дали вышеприведенные показания, во всей строгости следственного порядка отобранные баварским правительством, утвердив их своим единогласием и присягою.

«Мы слышали, – продолжали они, – от бывших собратий наших, что общество их распространено уже во всем мире под именем масонства; что оно посевает уже везде раздоры между отцами и детьми, между царями и подданными и даже между самыми искренними друзьями. Мы удостоверились на опыте, что оно отравило уже все баварское юношество нечестием, развратом нравов и духом неповиновения властям и родителям.

«Мы не устрашились угрозы иллюминатов, состоявшей в том, что никакая власть на земле не может спасти изменившего их тайне от ужаснейшей мести, но на самом деле вскоре испытали их преследование

235

М. Л. Магницкий

немедленно­пооставлениинамиордена,ибоониповсюду нас клеветали самым наглым образом, расстроили все дела наши, сделали ненавистными и подозрительными нашим начальникам и даже пытались взвести на нас подозрение в смертоубийстве».

Невзирая на важность сих показаний, правительство слабо действовало против иллюминатов, ограничив отставками и изгнанием за границу подозрительнейших из них и даже не лишив некоторых получаемых ими пенсионов.

Иллюминаты же, с своей стороны, злоупотребляя сию самую снисходительность, наполняли всю Германию своими жалобами и воплями на деспотизм, притеснение и неправосудие правительства и успели было не только обратить следствие уголовное в литературную распрю, но наглостью своих апологий едва не заставили всю Германию усомниться в благоразумии и справедливости баварского курфюрста4. Тогда настало время прибегнуть к мерам решительным, и, наконец, 11 октября 1786 года, схвачены баварской полицией бумаги двух главных агентов Вейсгаупта: Цвака и барона Басуса, из которых первый жил беспечно в имении своем Ландсгут, а последний в замке Зандердорф. Плодом сей меры было приобретение переписки, речей, проектов, статутов, кои, по справедливости, могут почесться полным архивом всего иллюминатского заговора, который баварское правительство напечатало под названием: «Подлинных актов ордена и секты иллюминатов».

Как в обличении сем заговор Вейсгаупта представляется столь чудовищным, что едва можно поверить, чтобы злодейство человеческое могло достигнуть до стольсатанинскойстепени,товзаглавиидвухтомовсего издания помещено официальное приглашение всех тех, кои бы в достоверности сих обнародованных улик усо-

236

Сочинения

мнились, рассмотреть подлинные акты в государственном архиве курфюрста, от коего приказано было никому из желающих не возбранять сей поверки.

Сами заговорщики до такой степени лишены были сим средством всякого способа к возражению, что ограничились одною жалобою на нарушение домашних тайн, а между тем имели еще наглость оправдываться, представляя акты свои более предположениями к счастью человечества, нежели уликами заговора действительного против религии и общества. Ни один, однакоже, из них не осмелился сказать, чтобы напечатанные акты были ложны или поддельны, и даже, напротив, те из них, которые старались оправдаться, Цвак, Басус и Книге, сами утвердили их подлинность.

Баварское правительство не ограничилось обнародованием сих адских актов, но, открыв заговор всемирный, против всех алтарей, всех тронов, всех государств, оно послало ко всем европейским дворам по экземпляру напечатанного ими обличения.

Какимобразомвпрочихевропейскихгосударствах, на всех языках, для всех начальств, для всех воспитателей и отцов семейств не изданы с тех пор акты сии? Каким образом не напечатаны они для внушения всем подрастающим поколениям народов, что они должны остерегаться обмана сих богоотступных заговорщиков, противодействовать им и обнаруживать их, где только ни встретят на поприще гражданского бытия своего? Сколько заговоров предупредить, сколько обманов рассеять, сколько по неведению погибших спасти могло бы подобное оглашение тех тайн, к коим, по большей части, особливо в молодости, влечет одно любопытство? Для тайного общества ничто не может быть гибельнее как обнародование тайн его с нужными осторожностями и указаниями.

237

М. Л. Магницкий

Но вместо того правительства, иные по равнодушию к заговору, как им казалось, местному, другие по ослеплению самими иллюминатами, ими уже овладевшими, оставили дело сие без внимания; иллюминаты же, зная опасность всякого оглашения их тайн, выкупили и истребили, сколько было можно, книгу сию. И таким образом, опять дело о них затихло и в самой Германии, где Фридрих II скончался за два месяца до издания сего их обличения, которого, как уверяют сами иллюминаты (№ 12. «Weltkunde gazette de Tubingue»), он был первым возбудителем при дворе баварском.

Император Иосиф II не был еще тогда вразумлен в опасность тайных обществ, его окружавших, ибо тоже пред кончиною только своей начал было против них действовать.

Прочими германскими правительствами владели уже тогда рассеявшиеся по всей Германии иллюминаты. Один князь – епископ Регенсбургский действовал согласно с баварским курфюрстом.

В подлинных актах иллюминатского заговора найдены, между прочим: на лоскутках бумаги, в цифрах, которых открыт ключ, написанные рецепты aqua Toffana, ужаснейшего из ядов, равно как и тех, коими можно вытравлять младенцев из утробы матерей и отравить воздух в комнате; собрание 30 печатей разных государей, министров и банкиров, равно как и тайный состав для подделания всех тех печатей, в коих, по обстоятельствам, может орден иметь нужду; описание замка, одним адептам известного, и такого ящика для хранения их актов, которыйдолженвспыхнутьиразорваться,какскорорука профана до него дотронется. Тут же находилось тайное примечание, чтобы все иллюминаты учились писать обеими руками, и собственноручная рукопись Вейсгаупта, самая драгоценная для ордена, под названием: «Besser als

238

Сочинения

Horus». Она содержала все возможные богохульства ате-

изма (подлинные акты, том I, отд. 18, 19 и 21). Вейсгаупт, которого голове назначена была в то

время в Баварии цена, бежал в Готу5, где он нашел приют и покровительство, ибо царствовавший там князь был его адептом, назначил ему пенсион, и когда впоследствии удостоверился, что иллюминаты не иначе допускают государей в свое общество, как открывая им тайны подложные, то и тогда пенсиона сего, даже до 1800 года, не отменил (Вейсгаупт умер только в конце прошлого года в самой глубокой старости6).

Карл-Август, герцог Веймарский, был также его адептом и равным образом открыл обман и только оставил орден.

Герой мюнхенский, принц Фердинанд Брауншвейгский, принадлежавший к обществу Шведенборга7 и мартинистов8, занимал в ордене иллюминатов место их первосвященника и умер в сем звании.

КнязьНейвидскийбылусерднейшимадептомВейсгаупта, коего последователи наполняли двор сего несчастного государя, когда еще не знал он, что сей адский союз изгонит сына его из его владений и заставит прибегнуть к имперскому сейму9 с просьбою об освобождении княжества его от сих злодеев, покровительствованных его отцом и дядею, и об исторжении из рук их детей его, которых воспитанием они насильственно завладели. Дело сие публично производилось на имперском сейме в 1794 году, что доказывает, что иллюминаты и тогда еще были довольно сильны.

Принцсей,изгнанныйимиизвладенийотца,лишенный жены и детей, процесс свой выиграл, но примечательно то, что сие обстоятельство опять не открыло глаз прочим правительствам, коим не могло быть неизвестно, через министров их, живших тогда в Регенсбурге.

239

М. Л. Магницкий

Здесь заметить также надобно, что в жалобе принца Нейвидского германскому сейму в числе выгнавших его иллюминатов упоминается веймарский майор Шварц10, который вскоре после того был в России при фельдмаршале князе Репнине11, известном покровителе бывших у нас иллюминатов, под названием мартинистов, ибо открытоетогдаправительствомобществоНовикова12 вМоскве, к которому принадлежал и князь Репнин, почитало сего Шварца своим патриархом.

Сие водворение германских иллюминатов у нас и соединение в московском обществе Новикова с шведенборгистами, коих таинства привез в Петербург из Швеции Елагин13, находившийся в 1764 году при императрице Екатерине,показывает,чтосдавнихвременпротивуобщественный заговор иллюминатов бросил и в России свой корень, который едва ли уничтоден совершенно истреблением московской ложи, ибо, не позже как 15 лет тому назад магистры лож петербургских ездили посвящаться в Вологодскую губернию, где жил тогда Поздеев14, главный адепт Новикова, укрывшийся от бывшего преследования. Живя тогда в Вологде, я знал сие достоверно.

В то время как обличено было общество иллюминатов в адском его замысле, простиралось оно, как из подлинных актов его видно, по всей Германии и от Голстейна до Венеции, от Лифляндии до Страсбурга и нигде ни преследуемо, ни тревожимо не было.

Бегство Вейсгаупта из Мюнхена, как Магометово, составило эгиру15 его общества, которое повсеместно скрыло свои действия, и адепты его начали уверять, что оно истреблено и более не существует. Но когда жизнь Цимермана, сочинения Робизона и Барюеля16 обличили снова существование его под видом масонства, то иллюминаты усиливались уверить («Немецкий Меркурий», статья Бёттингера № 11, с. 267, и «Monthly Maga-

240

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]