Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом по Городцу 01.05.14МБ.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
1.35 Mб
Скачать

I.II. Городец как характерный представитель уездных городов России

Расцвет Городца пришелся на вторую половину XIX и начало XX веков — на эпоху бурного развития российского капитализма. После отмены крепостного права Городец быстро разбогател на волжском судоходстве и судостроении, а также торговле. Немало вчерашних крестьян стали богатыми пароходчиками и купцами. Пароходная эра, начавшаяся на Волге в 1840-е годы, дала толчок для развития многим волжским пристаням, затонам, верфям. Благодаря зимовке в местном затоне груженых хлебом судов, Городец и его округа стали центром мукомольной промышленности и хлебной торговли.9

Вдоль Волги стояло множество пристаней, а рядом с берегом вытянулась «Большая» улица, застроенная торговыми рядами и магазинами. По отзывам современников, городецкий базар уступал только Нижегородской ярмарке. Осенью и зимой здесь шла бойкая торговля хлебом, льном и кустарными изделиями из дерева (так называемым «щепным товаром»). Со временем старая базарная улица уже не вмещала всех торгующих, поэтому в конце XIX века значительную часть базара (в частности, льняные амбары), перенесли в нагорную часть села.

Не меньшую роль, чем торговля, в хозяйственной жизни Городца играло судостроение. Еще в XVIII веке здесь строили знаменитые волжские расшивы, а затем, с появлением буксирных пароходов, - подчалки и баржи. В конце XIX века городецкие судостроители ежегодно спускали на воду более 40 судов разной конструкции и размера. Но преимущественно строили баржи, причем весьма внушительного размера — длиной около 80-100 метров. Иногда строились в Городце небольшие пароходы, паровые котлы и машины к ним изготавливались на местных литейно-механических заводах И. П. Рязанова и К. В. Кузнецова.10Наряду с этим у Кузнецова отливали великолепные чугунные крылечки, до сих пор украшающие некоторые старые купеческие дома.

Издавна занимались в Городце и выделкой кож, а также печением пряников. Городецкие печатные пряники славились наравне с тульскими и вяземскими. С Нижегородской ярмарки они расходились по всему Поволжью, шли на Дон и в Сибирь. Современники отмечали, что в конце XIX века в Городце выпекалось более 30 сортов пряников самого разного сорта и размера: от самых мелких (закусочных) до аршинных (подарочных). Огромные, так называемые «битые» пряники пеклись по особому заказу для особо торжественных случаев. Их дарили в дни именин, свадеб, преподносили знатным гостям.11

Старинный обычай одаривать гостей печатными пряниками просуществовал в Городце до начала XX века. Известны случаи, что местные жители преподносили пудовые пряники гастролирующим артистам, Нижегородскому губернатору, даже возили их в Москву членам царской фамилии. Печатные пряники были настоящей визитной карточкой Городца, недаром самый известный местный пряничник А. М. Бахарев в 1896 году

собирался экспонировать свою продукцию на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.

С конца XVIII века Городец являлся одним из главных центров нижегородского старообрядчества. Сюда, в Поволжье, стекались из Центра России староверы разных течений и толков. Через Городец шла связь между старообрядцами Керженских скитов и Москвы. Важная роль села в жизни нижегородских староверов отразилась в известной поговорке: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец. А на чем Городец — на том Керженец».12

Жестокие гонения на «раскольников» при царе Петре сменялись послаблениями в царствовании Екатерины II. В это время в Городце на «Часовенной горе» была поставлена деревянная часовня, ставшая со временем особо почитаемой святыней местного старообрядцества. В конце XIX века она сгорела, и новая каменная часовня была выстроена нижегородским купцом-миллионером и старообрядцем Н. А. Бугровым. На его же средства в начале XX века в Городце была построена и большая старообрядческая богадельня.

Старообрядцы играли большую роль не только в хозяйственной, но и культурной жизни Городецкого края. В быту и образе жизни «ревнители древлего благочестия» придерживались многих патриархальных обычаев, традиций и норм допетровской Руси. Кроме того, гонимые официальным православием, староверы бережно хранили у себя древние церковные книги, иконы. Очень крупные коллекции икон, рукописных и старопечатных книг собрали купцы-старообрядцы, городчане Г. М. Прянишников и П. А. Овчинников. Их собрания имели большое научное значение и были хорошо известны столичным музеям и коллекционерам. Ряд книг по их заказу переписал известный переписчик древнерусских рукописных книг, выходец из городецких крестьян-старообрядцев И. Г. Блинов. После революции книжные собрания Прянишникова и Овчинникова попали в отдел рукописей Государственной библиотеки, а работы Блинова украшают собрания столичных музеев и библиотек.

В первой главе был кратко рассмотрен быт Городца с позиции типичного уездного города России, а также история появления самих уездных городов и понятия уезд. В XIX веке Городец благодаря торговле, пароходству и судостроительству становится богатым процветающим городом, в котором активно велась культурная жизнь.