Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.Москаленко - Когда любви слишком много..doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
1.14 Mб
Скачать

10. Ты будешь инстинктивно улавливать все мои желания и потребности

В жизни, если мы не высказываем свои желания, потреб­ности, если даже не намекаем на них, то вряд ли они будут когда-нибудь удовлетворены. Твой избранник не обязан читать твои потаенные и глубоко скрытые мысли.

Я знаю, почему ты боишься прямо и открыто высказать то, что хочешь получить от своего партнера. Жизненный

43

опыт научил тебя, что не в твоих интересах об этом гово­рить. Представь, например, такой диалог:

  • Мама, мама, я хочу есть.

  • Подожди, разве ты не видишь, что я стираю.

Знакомо? А мозг все фиксирует, там уже записано: луч­ше не иметь желаний или хотя бы их не высказывать. Раз стирка важнее моего желания — я мало что значу. Повто­рится 200 раз неудовлетворение желаний, будет сделан вывод: я ничего не значу, я — ничтожество.

  • Мама, у-у-у! Я коленку разбила. — Маленькая девоч­ка прижалась к подолу матери. Та, не отрываясь от мы­тья посуды:

  • Ну, не реви. Сейчас все пройдет. Хорошие девочки так громко не плачут.

Опять мытье посуды оказалось важнее твоей боли. Ка­кая-то часть твоих чувств отвергнута, а, следовательно, и частица тебя. Мама тебя проигнорировала. Ты — к папе. А тот вообще шлепнул тебя. Ты даже не поняла за что. Ты испытала боль, еще большую, чем оттого, что тебя проиг­норировали.

Итак, ты выучила важный урок детства: желания, стрем­ление к удовлетворению потребностей могут обернуться болью, сознанием того, что ты ничего не значишь для са­мых дорогих тебе людей. Уроки, выученные в детстве, ос­таются с нами на всю жизнь.

Поэтому во взаимоотношениях с любимым ты подсозна­тельно боишься высказывать свои желания. А если чело­век рос совсем в неблагополучной семье, то он боится даже иметь желания, надежды, не говоря уже о прихотях. У него есть горький опыт: будет хотеть чего-то, почувствует себя раздавленным.

Когда я от взрослых людей то и дело слышу: «Да ладно, нам уж ничего и не надо. Лишь бы наши дети жили луч­ше», — я всегда с болью думаю о том, как долго попирались нормальные человеческие потребности этих людей, если они начали саботировать собственную жизнь. Это ненор-

44

мально! Это диверсия! Это саморазрушение! И это плохая модель самооценки для детей. Помните, мы уже говорили: если мама жертва, то и дочь жертва. Между прочим, детям, которым желают добра таким вот образом, совсем не слад­ко живется. Рядом с жертвой жить тяжело.

Твои желания, твои прихоти — это часть тебя. Если твой партнер их улавливает и удовлетворяет, тебе хорошо. Тебе хорошо потому, что подтверждается твоя ценность, твоя значимость, твое достоинство.

Но давай будем честными. Ведь мы же строим здоро­вые, искренние, сердечные, словом — интимные отноше­ния. А если твоему партнеру и в голову не приходит, что ты чего-то хочешь? Как же он может исполнить твое жела­ние? Он что — маг, кудесник, телепат, разгадыватель тво­их мыслей или даже чего-то более неопределенного — тво­их еще неосознанных желаний?

Одна моя клиентка жаловалась со слезами на мужа за то, что он сделал ей подарок. Он принес красивую короб­ку, в которой было бриллиантовое колье. Когда я спросила ее, о чем она плачет, она ответила: «Он от меня откупается. Мне не это нужно». О том, что ей нужно, она не говорила мужу. Я видела, что она сама точно не знает, чего хочет. Осознавать свои желания и потребности иногда непросто. Требуется знание себя.

Было бы нечестно с твоей стороны хотеть получить вече­ром цветы и никак не дать знать об этом. Можно сказать прямым текстом, а можно намеком. В паре иногда выраба­тывается свой язык, понятный только двоим. Ты скажешь, мол, дарить цветы — само собой разумеется. Но это только простой пример. А у тебя может и должно быть множество разнообразных желаний. Так что я возлагаю на тебя обя­занность высказывать их определенно.

Есть такие сложные, деликатные области человеческих взаимоотношений, что и подумать страшно, как это можно вслух что-то говорить, например, в области сексуальных от­ношений. Но и здесь система открытых коммуникаций луч­ше затаивания и его результата — неудовлетворенности.

45

В руководствах по сексу рекомендуется говорить: «Я люб­лю, когда ты...» Конечно, внимательный и очень чуткий партнер может сам тебя спросить: «Тебе нравится, когда я надавливаю здесь?» Но кто-то же должен первым отва­житься ступить на стезю открытости вместо недомолвок и затаенной неудовлетворенности!

Что делать?

Итак, если вы оба высказываете свои желания и старае­тесь взаимно удовлетворять их, это прекрасно. Но что, если ты ясно даешь понять, что ты хочешь, а он не собирается идти тебе навстречу? Вначале ты можешь решить, было ли разумным и уместным твое желание.

Если ты находишь, что это действительно так, то тебе необходимо разобраться, что происходит. Возможно, твой партнер тебя просто не слушал. Он думал о тебе, но со­средоточился на преодолении своих проблем. А возмож­но, твое требование было невыполнимым для него. Ты мо­жешь ему сказать: «Если ты не можешь выразить свою заботу обо мне так, чтобы я ее почувствовала, то эта забо­та бесполезна для меня. Возможно, это что-то дает тебе, но не мне».

Если тебя поймут, то отношения могут улучшиться. Но если ваши потребности не будут взаимно удовлетворяться, это будет сигналом того, что ваши отношения развиваются в неверном направлении. Либо твои требования слишком велики, либо твой партнер сосредоточен преимуществен­но на себе. Тебе очень важно это понять, независимо от того, как будут дальше развиваться ваши отношения. Если ты чересчур требовательна, если твои желания слишком велики, то ты не будешь удовлетворена и в отношениях с другим человеком. Просто в таком режиме здоровые отно­шения не будут работать.

Конечно, взаимное удовлетворение желаний очень важ­ная часть здоровых отношений. Люди нередко разочаро­вывают даже тех, о ком они постоянно думают, заботятся, кого любят. Это случается и при здоровых отношениях.

46

Правда при здоровых взаимоотношениях это случается вре­мя от времени, а не постоянно.

Не бойся говорить о своих желаниях. Твой страх связан с боязнью еще большего разочарования. Встретиться ли­цом к лицу с дискомфортом, пережить его необходимо для дальнейшего развития ваших отношений. В парах выраба­тываются свои нормы приемлемых ожиданий и степень их удовлетворения. Выразить и обсудить свои потребности — самый первый шаг, который должны сделать двое.

П. Если я не буду контролировать себя полностью, то жизнь превратится в хаос и счастье развалится.

В реальной жизни человек действительно несет ответ­ственность за свою жизнь, контролирует различные обсто­ятельства жизни, принимая решения, соглашаясь и не со­глашаясь с другими людьми. Чувство контроля над проис­ходящими событиями важно не только для хорошего самочувствия, но и является условием выживания. Одним из условий. Бывают в жизни, однако, такие моменты, когда контроль и ответственность следует разделить с другими, а иногда и полностью уступить другим.

Вопросы контроля (себя и ситуаций) становятся само­довлеющими у людей, выросших в хаотичных семьях. Если вся жизнь — анархия, то кто-то же должен взять бразды правления в свои руки?

Взаимоотношения двоих — это не борьба за власть. Вза­имоотношения включают в себя равновесие понятий «беру» и «даю». Предполагается разделение ответственно­сти. Повторяю, не бери на себя больше пятидесяти процен­тов ответственности за происходящее у вас, двоих. Не спе­ши делать все дела, оставь что-нибудь и ему. Смелее при­нимай помощь, даже проси о помощи.

Вспомним нашу Таню. В детстве ей не удалось изменить проблемную ситуацию в семье. Контроль не был достиг­нут. Естественная реакция на неудачу — усиление контро­ля. Вот почему ей казалось, что в своей собственной семей­ной жизни она может все, даже горы своротить для дости-

47

жения счастья. Удалось ей это? Нет. Может, мало стара­лась? Я бы сказала, наоборот, слишком старалась. Взяла на себя всю ответственность за семейное счастье.

Таня и в юности, до замужества, была очень независи­ма. Бывало, в институте ей многие друзья предлагали по­мощь, но она всегда отказывалась — хотела все делать сама. «Я не хочу быть обязанной кому бы то ни было. Кроме того, никто не сделает мои дела так хорошо, как я сама» — вот девиз Тани.

Ей казалось, если она примет помощь, она потеряет час­тицу контроля над своей жизнью. Рухнет что-то важное, она станет или обязанной навеки, или зависимой. Тогда ей бу­дет нужна чья-то помощь. Разделенная с кем-то ответствен­ность ей неведома.

В доме она редко что-нибудь делала вдвоем с мамой. Таня была полновластной хозяйкой — ведь ни мама, ни папа не были доступны для совместных игр, дел. Ей было непонятно, как можно сделать лишь часть дела, она все делала сама, одна.

Таких семей, где женщина берет на себя все — все дела, всю заботу, всю ответственность — и уже не живет своей жизнью, а только контролирует жизнь своих близких, мно­го. Как близкие люди, чаще всего это члены семьи, себя при этом чувствуют? Плохо, конечно. А как себя чувствует контролирующая женщина? Еще хуже.

Что делать?

Отпусти. Учись отпускать вожжи управления жизнью, делиться с другими своей властью. Не соревноваться за пер­венство в семье, а сотрудничать, кооперироваться с близ­кими людьми. Почему же это так трудно дается?

Видишь ли, контроль, власть даже над собственной, а тем более над чьей-то жизнью сопряжены с приятными пе­реживаниями. Они делают человека более значимым в соб­ственных глазах, повышают его самоценность, уменьша­ют страх быть отвергнутым, а иногда и вызывают чувство наслаждения, упоения.

48

Почему некоторые женщины все делают сами, имея мужа и взрослых детей? Из-за желания стать незаменимы­ми в своем доме, то есть из эгоистических побуждений. Где-то глубоко в них живет неудовлетворенное желание быть любимыми. И тогда приходит такая мысль или смутно осоз­наваемое направление действий: если я не любима, то я стану незаменима.

Если тебе, моя девочка, непременно нужны сверхдости­жения, победы любой ценой, то твой характер может оже­сточиться. Твоим близким будет неуютно рядом с тобой, поскольку ты будешь командовать, манипулировать ими. Контролируя себя и жизненные ситуации, ты ощущаешь надежность, уверенность. С потерей контроля появляется чувство незащищенности.

Контролирующие люди не разрешают себе ослабить или прекратить контроль. Однако это необходимо. Поэто­му подумай, в каких областях жизни ты можешь ослабить контроль. Выбери наиболее безопасную область. Позже можешь перейти к более угрожающим для тебя сторонам жизни.

Ну что, например, случится, если ты позволишь принять решение своему другу (а, может, уже твоему мужу) о том, куда вы пойдете в ближайший выходной? Что случится, если ты не будешь брать ответственность за определенные об­ласти домашней или производственной жизни? По всей вероятности, кто-то другой возьмет на себя эту ответствен­ность. Результат, возможно, будет и отличаться от твоего собственного, но не исключено, что он будет даже лучше!

Помни, уступая другим людям контроль над ситуацией, сначала ты можешь почувствовать неуверенность, но — странное дело! — у тебя появится больше энергии, больше времени, чтобы расслабиться. Ты уже не будешь чувство­вать себя как натянутая струна, поскольку не будешь на­прягаться до предела, чтобы все и всех держать в своих руках. Одна «сверхконтролирующая» пациентка, научив­шись расслабляться, рассказывала мне: «Раньше я даже спала со сжатыми кулаками».

4-6306 49

В этот момент важно заполнить высвободившееся вре­мя чем-то очень интересным, приятным для тебя. «Что? Рас­слабиться? Поиграть? Но ведь совсем нет времени», — ска­зала мне тридцатилетняя женщина, которая умела только работать. А через два года она уже просила путевку в сана­торий, поскольку у нее обнаружились болезни, связанные со стрессом.

Сверхответственные трудоголики могут подумать или с кем-нибудь обсудить, как им хотелось бы развлечься, поиг­рать. Часто они и в детстве не играли. Теперь они очень серь­езные, очень занятые взрослые люди. Неловкость и даже ви­ну испытывают они, когда начинают заниматься «не делом».

Ты знаешь, моя девочка, что все мы, в том числе даже очень серьезные люди, временами хотим почувствовать себя раскованными, игривыми, даже смешными. Короче, внутри каждого взрослого живет ребенок с его способно­стью придумывать, дурачиться, веселиться, быть безза­ботным и естественным. Если же мы его задавили взяты­ми на себя обязанностями, удушили условностями, нам надо во что бы то ни стало освободить его из плена.

Давай для начала организуем свое свободное время: со­ставим список и отведем время для тех занятий, которые всегда нас привлекали, но мы их никогда себе не позволя­ли. Это обязательно должно быть что-то очень приятное. Что ты любишь? Пройтись? Сходить на выставку? Повя­зать? Посидеть под любимым деревом? Проехаться на ве­лосипеде? Порулить на автомобиле?

Может статься, что, прогуливаясь, ты первое время бу­дешь думать о накопившихся делах, о недописанной кур­совой работе. Имей в виду, требуется определенное вре­мя, чтобы научиться расслабляться и чувствовать себя комфортно. Меняй свою жизнь постепенно. Вместо того чтобы наблюдать, как отдыхают другие, отдыхай сама.

Длительное время ты стремилась доставлять удоволь­ствие своим родителям, начальству на работе, своему бли­жайшему другу. Теперь ты заслужила право доставить удо­вольствие себе. В список желанных развлечений может

50

входить и ничегонеделание. Этот совет, конечно, не для лен­тяев, а только для тебя, такой серьезной и ответственной. В конце концов, ты можешь быть просто довольна собой, тем, кто ты есть, а не тем, что ты делаешь.

Это нормально — расслабиться и отдохнуть. Для восста­новления сил даже кормящая мать иногда вынуждена по­ложить ребенка в сторону и поесть сама. Она же не эгоис­тка. Иначе у нее не будет сил для любимого ребенка, близ­кого человека.