Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
95.21 Кб
Скачать

Заключение

Особо следует сказать про роль русского правительства и общества в разжигании террора. В стране с традицией анархии и презрения к правам человека эта роль в конце 19-го века была просто преступной. Иными словам правительство проявляло преступную слабость и мягкотелость. Общество же и общественное мнение просто потворствовало террору. Оружие, технические средства и организация правительственных спецслужб были ниже всякой критики. Тюрьмы скорее напоминали дискуссионные клубы, где террористы могли свободно вынашивать планы дальнейших преступлений и укреплять свой интеллектуальный уровень путем чтения книг обширных тюремных библиотек. Сибирские поселения и ссылки скорее напоминали дома отдыха, особенно по сравнению с будущим сталинским ГУЛАГом. Один из эсеров-террористов (Бурцев), которому довелось побывать в английской тюрьме, вспоминал об этом с неизменным ужасом и мечтал только о том, как бы поскорее сменить ее на родную российскую неволю, где можно была гулять, писать, читать, сносно питаться и вести продолжительные идеологические дебаты.

Что касается общественного мнения, то оно попросту потворствовало террористам, радовалось их успехам и восхищалось боевиками. Нет более показательного примера, чем тот, что приводит писатель Короленко (тоже одобрявший террор революционеров и почему-то осудивший террор большевиков, когда он коснулся его лично). Он приводит следующее. Когда Короленко рассказал Л.Н. Толстому об убийстве Сипягина, Толстой сказал: «Как будто и есть за что осудить террористов. Ну, вы мои взгляды знаете. И все-таки не могу не сказать: это целесообразно» . Возможно это было результатом недопонимания. Ведь Россия была первой страной, испытавшей на себе действие организованного террора.

При всех благих пожеланиях русских террористов их действия способствовали развязыванию действительно массового террора, как способа борьбы патримониального крестьянского общества с чуждым ему европейским, хотя и авторитарным, государством. Русские террористы и потакавшее им общественное мнение, потворствовали низовым инстинктам насилия и хаоса. Объективный смысл русского террора, вполне независимо от субъективных моральных устремлений многочисленных разношерстных террористов, неудержимо влек страну к террору государственному.

Список литературы:

  1. Geifman, A., Thou Shalt Kill. Revolutionary terrorism in Russia, 1894-1917. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1993. Р. 3. В переводе на русский язык название книги звучит как «Убий», что следует понимать как нечто прямо противоположное известной библейской заповеди

  2. Эврич П. Русские анархисты. М., 2006. С. 8.

  3. Эти данные приводит Н.А. Троицкий в книге «Безумству храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866-1882». М., 1978. С. 38.

  4. Малинин В.А. История русского утопического социализма. Втораяполовина 19-го – начало 20-го вв. . M., 1991. С. 66

  5. Цит. по: Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении. Идеология, этика, психология. (Вторая половина 19 – начало 20 вв). М., 2000. С. 66.

  6. Морозов Н.А. Террористическая борьба. Лондон: Русская типография, 1880. С. 7-8. Следует иметь в виду, что террор народовольцев действительно стал своего рода крайним средством, а с точки зрения некоторых представлял собой даже законное сопротивление, которое последовало в ответ на царские репрессии в связи с мирным «хождением в народ». В действительности уже это хождение в народ было далеко не мирным, так как социалисты распространяли призывы к бунту. Так или иначе, надежды на народный бунт 70-х годов не оправдались и народники от нетерпения стали переходить к террору.

  7. Цит. по: Твардовский В.А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1969. С. 28

  8. Даже Александр П, как первый дворянин российский, однажды отдал дань уважения своим врагам, заявив: «Да, странные эти люди, в них есть нечто рыцарское». (Цит. по вышеупомянутой книге Н.А .Троицкова. С. 247)

  9. В этой связи весьма показательна роль евреев в среде террористов. Факты, приведенные историками, свидетельствуют, что евреи составляли непропорционально большую долю членов партии эсеров и подавляющую особенно ее руководства. Это было связано с тем именно обстоятельством, что евреи объективно были наиболее маргинальной социально-этнической группой, которая в наименьшей степени вписывалась в традиционное общество. Но следует иметь в виду, что еврейская революционность была также и протестом против традиционной еврейской морали. Первыми жертвами, к примеру, многочисленных еврейских анархистов, становились еврейские же предприниматели и собственники. Бомбы террористов нередко взрывались в синагогах.

  10. Следует иметь в виду, что начало деятельности эсеров была связано с нарастанием социального протеста масс. Голод и унизительная нищета крестьян и рабочих повлекли целый ряд стихийных восстаний и бунтов 90-х годов 19-го века.

  11. Известный террорист Иван Каляев однажды отказался бросить бомбу в повозку Великого князя по той причине, что рядом с ним находились жена и дети.

  12. Geifman., op. cit., 21.

  13. Об этом см. : Hosrokhovar F. Suicide bombers. Allah’s new martyrs. London, Ann Arbor MI: Pluto Press, 2005.

  14. Нечаев С.Г. Катехизис революционера // Борьба классов. 1925. № 1/2.С. 271

  15. Нечаев С.Г. Катехизис революционера // Борьба классов. 1925. № 1/2.С. 272

  16. Geifman, op. cit., 40.

  17. Сергей Нечаев (1848-1883) принадлежал к числу печально известных террористов старшего поколения. Он организовал убийство одного из своих соратников, поставившего под сомнение его право на лидерство. Позднее Нечаев был арестован и передан российскому правительству по обвинению в убийстве. Нечаев никогда не стеснялся в выборе средств во имя революционного дела, полагая, что «нравственно все, что способствует торжеству революции» Его поведение было осуждено революционерами старшего поколения. Именно Нечаев послужил прообразом «бесов» для Достоевского.

  18. Луначарский А. Бывшие люди. Очерк истории партии эс-эров. М.: Государственное издательство, 1922. С. 15

  19. Цит. по: Троицков Н.А. «Народная воля и ее «красный террор» // Индивидуальный политический террор в России. 19 – начало 20 вв. М., 1996.

42