Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
отчет .docx
Скачиваний:
56
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
3.44 Mб
Скачать

Глава 7. История геологического развития

В геологической истории развития территории выделяются несколько временных интервалов (этапов) неравнозначных по времени и для каждого из которых свойственен определенный тектонический режим: архей-раннепротерозойский, венд-раннепалеозойский, мезозойский и кайнозойский.

Архей-раннепротерозойский этап характеризуется становлением земной коры, отражая начало ее геологической истории. Раннеархейское время характеризовалось предположительно пластичным состоянием и слабой дифференциацией литосферы. На протяжении всего архейского акрона земная кора была неоднородной. Вещественные неоднородности ее обусловили обособление гранито-гнейсовых, гранулито-гнейсовых и серогнейсовых областей. В докарельскую стадию активно проявились процессы гранитизации с сопутствующими ей реоморфизмом и ростом гранито-гнейсовых куполов, осложненных метаморфогенной складчатостью. В результате этих процессов образовалась первичная относительно жесткая земная кора континентального типа.

В течение следующей стадии, длительность которой составляет около 1,5 млрд. лет, сформировался карельский структурно-вещественный комплекс. Характерные образования этой стадии - зеленокаменные пояса представляют собой протяженные трогообразные структуры, осадконакопление и эволюция магматизма которых обнаруживает некоторое сходство с соответствующими чертами фанерозойских зон континентального рифтогенеза. Параллельно с развитием карельских трогов продолжалось развитие гранито-гнейсовых куполов, широко проявились процессы анатектической и реоморфической гранитизации, максимум которой приходится на позднеархейское время. В раннем протерозое эти явления локализовались вблизи развивающихся троговых структур и в их пределах. К началу карельской стадии земная кора рассматриваемой территории приобрела характер зрелой континентальной коры, которая в последующих геологических процессах участвует в качестве мощного жесткого тела, образующего в структуре платформы ее кристаллическое основание - нижний структурный этаж.

Венд-раннепалеозойский этап формирования осадочного чехла характеризуется в тектоническом плане менее сложной историей развития, хотя и здесь прослеживается унаследованность развития в зависимости от структур кристаллического фундамента. В венд-раннепалеозойский этап преобладают устойчивые опускания и на всей территории Сибирской платформы формируется сплошной платформенный чехол. На значительной части рассматриваемой территории в вендскую трансгрессию сформировались терригенные и карбонатные осадки, перекрывающие довендские позднепротерозойские образования. Исключение составляет Якутское поднятие в окрестностях г. Якутска, где в разрезах скважин вендские образования отсутствуют.

В кембрии территория входила в состав шельфовой области открытого моря, где формировались пестроцветная глинисто-известковистая, черносланцевая и карбонатно-глинистая формации. Черносланцевая формация сформировалась в конце раннего - начале среднего кембрия в бассейне изобилующем органикой и сероводородом в условиях некомпенсируемого осадконакопления. Представлена она иниканской свитой, четко коррелируемой по вещественному составу и общим геохимическим особенностям с куонамской свитой (куонамская формация). Реконструкция палеогеографических условий формирования отложений куонамской формации показывает, что накопление углеродистых отложений связано с солеродным бассейном. В ранний-средний кембрий на территории Сибирской платформы существовал громадный эпиконтинентальный бассейн, разделенный на две области протяженным археациатово-водорослевым карбонатным бассейном северо-западного направления. Западнее его находился солеродный бассейн с лагунным режимом осадконакопления и повышенной соленостью. К востоку, в том числе и на территории листа формировались осадки черносланцевой формации. Неотъемлемой чертой черносланцевого горизонта является обогащенность битумоидами, определяющих перспективы на нефть. Геохимические особенности пород черносланцевого горизонта подтверждают высокий металлогинический потенциал и перспективы на установление высоких содержаний ванадия, молибдена, никеля, цинка, фосфора, а также золота и платины.

В амгинском и майском веках среднего кембрия в районе существовали лагунные, прибрежно-морские условия. В период от среднего кембрия до позднего триаса произошло дифференцированное воздымание Алданской антеклизы и формирование Якутского поднятия. С позднего кембрия до ранней юры Якутское поднятие служит источником сноса и, вероятно, определяет поступление золота в промежуточный мезозойский коллектор. В ордовике и силуре территория развивается по устойчивому платформенному режиму. В среднем-позднем девоне и начале карбона на северо-востоке платформы формируется система грабенов-рифтов. (Палеовилюйский, Сетте-Дабанский). Грабенообразование сопровождалось утонением коры, излияниями щелочных базальтов, внедрением щелочно-ультраосновных интрузий. Отголоском этих процессов в зоне Якутского разлома явилось внедрение базитовых даек. Средне-палеозойские дайки долеритов установлены в бассейне р. Амга.

Мезозойский этап начинался с триаса после длительного периода денудации и выравнивания рельефа. На пенепленизированной поверхности кембрийских пород на западе территории в процессе унаследованного прогибания Лунгхинской впадины в среднем-верхнем триасе формируются терригенные образования, представленные алевролитами, аргиллитами, песчаниками и конгломератами. Севернее эти отложения сливаются с осадками Лена – Вилюйского седиментационного бассейна. В раннеюрское время началось общее опускание восточной части Сибирской платформы, захватившее Алданскую антеклизу. Разрез нижнеюрских отложений повсеместно представлен сероцветными терригенными породами с бурым ожелезненным песчано-галечниковым горизонтом в основании, с размывом залегающим на различных стратиграфических горизонтах: на Якутском поднятии – на кристаллических породах архея, к югу от г.Якутска на различных уровнях карбонатного палеозоя. Ожелезненные базальные слои свидетельствуют о корообразовательных окислительных процессах в предюрское-раннеюрское время. В ожелезненных конгломератах устанавливается рудное золото [39], которому нередко сопутствует платина. Избеков Э.Д. указывает на развитие в базальных ожелезненных горизонтах ранней юры специфических гидротермалитов, определяющих наличие нетрадиционных источников оруденения. Кроме того, в базальные слои раннеюрских толщ, несомненно, поступала часть рассыпного золота, освобожденного в процессе длительного размыва архейско-палеозойских толщ и определяющего специфику мезозойского промежуточного коллектора. Формационный анализ юрских отложений этого региона свидетельствует о заметных изменениях в палеогеографической ситуации в конце средней и в поздней юре и о смещении центра морского осадконакопления на запад. В течение средней юры море постепенно покидало территорию, и морские отложения сменяются в разрезах прибрежно-морскими, дельтовыми и сероцветными угленосными осадками.

В позднеюрское–раннемеловое время происходит замыкание Верхояно-Колымской геосинклинали. Тангенциальное сжатие привело к формированию складчатости и образованию главных тектонических структур Верхоянья. Район в этот период развивается в условиях платформенного режима. В пределах Алданской антеклизы формируются трубчатые и дайкообразные тела кимберлито-лампрофироподобных пород.

В раннемеловую эпоху (готерив-баррем) происходит заложение Приверхоянского краевого прогиба. На рассматриваемой территории в этот период в условиях дельтового, прибрежно-морского режима накапливаются угленосные терригенные образования батылыхской свиты. Палеогеография раннего мела близка к условиям осадконакопления позднеюрских толщ. Отложения нижневилюйской, марыкчанской и бергеинской свит, представленные сероцветной угленосной толщей, сменяются без заметных следов размыва батылыхскими песками, песчаниками, алевролитами и глинами с пластами угля рабочей мощности.

Особое место в геологической истории развития территории занимает вулканизм юрско-мелового возраста. Проявление магматизма вулканогенного характера отмечалось многими исследователями в Вилюйской синеклизе и ее обрамлении. Прямые признаки вулканизма в виде туфов, туфоритов и др. образований в Синско-Ботомском районе. Среди конгломерато-брекчий широко развиты прослои, линзы, «караваи», лапиллообразные и угловатые обломки сидеритовых карбонатов, а в основании разрезов ранней юры встречаются трубчатые тела, заполненные флюидно-эсплюзивной брекчией с карбонатитовым цементом (флюидно-пластогенные карбонатиты). Минеральный состав акцессориев отражает специфику формирования раннеюрских образований за счет флюидно-эксплозивных процессов и глубинного источника вещества, а глинистая составляющая – за счет интенсивного метасоматоза.

Кайнозойский этап геологического развития территории определяется формированием рельефа Приленского плато и Центрально-Якутской равнины. На севере территории за счет интенсивного прогибания северо-востока платформы, перед фронтом складчатости Верхоянья формируется Нижнеалданская впадина, которая к югу по правобережью р. Лена, в низменной части территории в плейстоцене сливается с обширной озерно-аллювиальной равниной с широко развитыми лессовидными суглинками и погребенным льдом. На левобережье р. Лена создается современный облик Приленского плато. Поверхность плато слабо всхломлена. Водораздельные пространства, покрытые сосново-лиственичными лесами, плавно переходят в склоны долин. На участках, сложенных льдистыми покровными суглинками, распространены криогенные формы рельефа: термокарстовые озера и обширные понижения, поросшие травянистой растительностью – аласы.

В плиоцен – четвертичное время произошло общее поднятие, врезание крупных рек. На правобережье р. Лена получили развитие эоловые процессы – дефляция, движение песков, пыленакопление. Эоловые процессы происходили совместно с мерзлотными. Аккумуляция сменялась врезанием, что определило формирование лестницы террас. На протяжении всего кайнозоя происходило формирование мелких россыпей. Наиболее интересной представляется россыпь золота в современном аллювии, в первой и второй аллювиальных террасах р. Кенкеме. Генезис этих россыпей связан с размывом нижнеплиоценовых ожелезненных песков и галечников солбанской свиты.