Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Научный подарок проф.Молчанова.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
506.88 Кб
Скачать

Производство важнейших видов промышленной продукции в 1970-1985 гг. В ссср и сша

Продукция

1970

1980

1985

СССР

США

СССР

США

СССР

США

Нефть (включая газовый конденсат) млн т.

353

475

603

430

595

438

Газ естественный млрд куб. м

200

621

406

600

599

485

Чугун, млн т.

85,9

83,3

107

62

ПО

44

Сталь, млн т.

116

122

148

103,8

155

81

Минеральные удобрения, млн т.

13,1

14,9

24,8

22,4

33,2

21

Хлопчатобум. ткани, млрд кв. м

6,1

5,6

7,1

4,0

7,7

3,4

Цемент

95,2

66,5

125

77,0

131

77



Огромные успехи были достигнуты в создании топливно-энергетического комплекса страны (ТЭК). Еще в начале 1960-х гг. был взят правильный курс на изменение структуры топливного комплекса в пользу нефти и газа. В 1960-е гг. производство угля увеличилось только на 16%, в то время как добыча нефти возросла в 2,4, а газа — в 4,3 раза. В 1963 г. суммарная добыча нефти и газа впервые в СССР превысила до­лю добычи угольного топлива, в 1965 г. их удельный вес в суммарной топливодобыче превзошел половину. Еще через три года на первое место в структуре топливно-энергетического баланса вышла нефть. Хозяйство страны получило огромный экономический выигрыш от сокращения тем­пов разработки месторождений каменного и бурого угля, поскольку про­изводительность труда в угледобыче ниже, чем у нефтяников и газовиков (в 10 и 50 раз), а себестоимость топлива выше (в 6 и 34 раза). Один круп­ный газопромысел (около 450 рабочих) выдавал столько же топлива, сколько 30-50 шахт с 70 тысячами рабочих. Для получения одного и того же количества топлива при добыче газа нужно было в 155 раз меньше ра­бочих, чем при добыче угля.

Уже в начале 70-х годов СССР был единственной страной, полностью базировавшей свое развитие на собственной топливно-энергетической базе. И это по праву можно назвать огромным успехом экономической политики Советского государства

Однако здесь крайне важно упомянуть о «фигуре умолчания», которая нанесла тяже­лый удар по общественному сознанию во второй половине 80-х годов. Дело в том, что СССР уступал США по уровню энергетических и материальных затрат на единицу гото­вой продукции, что делало его продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке. Отсюда следовал вывод об якобы экономической отсталости СССР. Вывод этот был не просто некорректен. Он был лживым, потому что в расчет не принимался природный фактор. Энергозатраты на производство аналогичной продукции на эффективных терри­ториях (США) в 2-3 раза ниже, чем в высокоширотных (СССР) и высокогорных странах. Дополнительные ресурсы необходимы и для стран с обширными территориями (СССР). В этом свете природные условия, и в первую очередь климат, составляют экономический ресурс любого государства. Об этом «архитекторы-прорабы перестройки» и их идеологи­ческая обслуга предпочитали умалчивать.

В Хельсинки зимой теплее, чем в Орле, хотя Хельсинки на тысячу километров севернее. Почти вся территория США, сравнимая по климату с «мягкой» Западной Европой, географически находится южнее Кубани.

«Сейчас трудно понять, — пишет исследователь А.П. Паршев, — почему во второй половине 80-х годов очень хотелось строить в СССР «конкурентоспособную эконо­мику», именно конкурировать с другими, а не жить просто для себя ... Никто, на­сколько я знаю, не задал вопрос «А может ли быть наша экономика конкурентоспо­собной в принципе?» ... Качество и конкурентоспособность — совершенно разные вещи. Ведь и производитель «Роллс-Ройсов» как-то обанкротился, а эту машину не­качественной еще никто не называл».

Кроме промышленных предприятий в СССР работали 23374 предприятия транспорта, в том числе 9648 железнодорожного, 5935 предприятий связи, 15697 предприятий торговли и общественного питания, 72619 учебных заведений, 7138 научных учреждений, 17592 лечебных учреждений, почти 50 тысяч колхозов и совхозов. Единые многонациональные Вооруженные Силы СССР состояли из 42 257 воинских коллективов. Всего же в стране было 436 тысяч трудовых, воинских, учебных, творческих коллективов, учреждений и организаций.

Социальность как доминанта советского проекта

Советское общество устроилось как семья – при имевшихся неудобствах и даже несвободах, какие бывают в семье. Отсюда вытекал и коренной принцип жизни – думать обо всей семье (С.Г. Кара-Мурза). В советском проекте представление о жизнеустройстве по типу семьи выстраивалась в двух измерениях – социальном и национальном. В стране, где соединились в одном общежитии более сотни народов, национальное устройство было не менее важным, нежели социальное. Каждое из указанных измерений имеет свои специфические установки, а также свой объект и свою проблемную сферу. Но границы между социальным и национальным не могли быть непереходимыми, так как оба измерения образовывали органическое единство в силу особенностей социальности, буквально пронизывающей в СССР всю национальную сферу. Всепроникающее доминирование социального в национальном и обеспечило расцвет наций в СССР. С другой стороны, все нации страны через личности, выдвигаемые на высшие управленческие должности, включались в разработку и реализацию грандиозных социальных планов. Это было одним из ярких проявлений подлинного демократизма национальной политики в стране. Сделаем краткое описание морфологии социальности.

Социальное равенство – наличие условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое положение людей в обществе. В СССР был сделан решающий шаг на пути преодоления социального неравенства. Было устранено неравенство в отношении к средствам производства, ликвидирована частная собственность, все члены общества освобождены от эксплуатации. Личная же собственность граждан СССР включала не только предметы первой необходимости, предметы культурно-бытового назначения и домашнего обихода, индивидуальные транспортные средства, часть жилого фонда общества, личные денежные сбережения, но и часть средств производства /хозяйственный инвентарь, продуктивный скот и т.д./, не представлявшие основного источника существования их владельцев. Личная собственность не могла рассматриваться как частная собственность, поскольку она служила не для эксплуатации человека человеком, а для удовлетворения личных потребностей граждан.

Основные средства производства (заводы, фабрики, земля, её недра) не передавались в собственность отдельных лиц, не были частной собственностью. Всенародная собственность в СССР выступала в форме государственной собственности, собственности отдельных коллективов и собственности общественных организаций. Ведущей формой социалистической собственности являлась всенародная (государственная) собственность. Но госсобственность все же не являлась в полном смысле общенародной. Отчуждение этой собственности от народа полностью в раннем социализме пока еще не было преодолено.

Социалистическое равенство включало равную обязанность всех трудиться по своим способностям, а также равное для всех право получать по труду. Основной принцип социализма «От каждого – по способностям, каждому - по труду» выражал особенности распределения материальных благ в социалистическом обществе, характеризовал вместе с тем природу социализма, господствующие в нем общественные отношения. Согласно этому принципу, все члены общества имели равную обязанность трудиться, приумножать общественное богатство и пользовались равным правом получать от общества средства к жизни соответственно количеству и качеству затраченного труда. Статья 40 Конституции СССР (1977 г.) гласила: «Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера…» В этом состоит одно из важных отличий социализма от капитализма, неизменным спутником которого является безработица.

Социальная справедливость – это мера равенства (и неравенства) в жизненном положении людей, общественных классов и социальных групп, объективно обусловленная уровнем материального и духовного развития общества.

Идея социальной справедливости существует не только в сознании людей, но прежде всего отражает реальные общественные отношения в их поступательном развитии, имеет исторический характер. Социальная справедливость выступала в качестве идеологического обоснования требований пролетариата Российской империи о ликвидации капиталистического способа производства как социально несправедливого, основанного на безвозмездном присвоении владельцами средств производства прибавочной стоимости, создаваемой трудом наёмных работников. Понимание социальной справедливости в СССР включало народовластие (де-факто это была власть для народа, в интересах народа, а советская демократия при известных ее недостатках была глубоко, насыщенно социальной, но политическая система нуждалась в демократизации), равенство всех граждан перед законом, фактическое равенство наций, создание условий для всестороннего развития личности. Это и широкие социальные гарантии (а не только торжественные декларации): обеспеченность работой, доступность жилья, образования, культуры, медицинского обслуживания, забота о престарелых, материнстве и детстве. Концентрированным выражением социальной справедливости в СССР стала общедоступность материальных, социальных, политических и культурных благ. Она стала важнейшей категорией социальной философии и морали, политического и правового сознания советских людей. Уверенность в том, что всё делается по справедливости, воодушевляет людей, умножает их социальную активность.

Социальная мораль как один из основных способов нормативной регуляции действий советского человека в обществе, как особая форма общественного сознания и вида общественных отношений занимала особое место в структуре социальности. Индивидуальная мораль как чувство органической брезгливости ко всему грязному и дурному, как инстинктивное тяготение к чистоте душевной и красивому поступку была органически слита с моралью социальной (А.М. Горький). Нормы морали в отличие от традиционных обычаев не только поддерживались силой устоявшегося общественного порядка, давлением общественного мнения, но и фиксировались в форме различных заповедей, требований, предписаний, содержащих положение о том, как должно поступать советскому человеку в советском обществе (Законы юных пионеров Советского Союза, Устав ВЛКСМ, Устав КПСС и др.). Принципы Морального кодекса строителя коммунизма, сформулированные в Программе КПСС, принятой её ХХП съездом в 1961 г., имели всеобщее значение и составляли ценностный базис советского общества. Они были органическим продолжением русской культурной традиции.

Социальная совесть являлась неотъемлемой составляющей социальности и была присуща подавляющему большинству советских людей как членам социума. Совесть есть духовное начало в человеке. Совесть – внутренняя инстанция, осуществляющая нравственный самоконтроль собственных взглядов, чувств и поступков человека. Совесть – это потребность человека нести ответственность за свои действия. Индивидуальная и социальная совесть не являются взаимоисключаемыми . Напротив, реально каждый человек обладает обоими типами совести, поскольку социальная совесть привита к индивидуальной совести. Социальная совесть определяет этический выбор личности в социуме между добродетелью и порочностью, социальной справедливостью и ее антиподами. На развитие и укрепление социальной совести решающее влияние оказывал социалистический образ жизни – качественно новое явление в истории человечества, высшее достижение социального прогресса, основанное на социальном равенстве, социальной справедливости, социальном коллективизме и товарищеской взаимопомощи. Социальная совесть в свою очередь выступала внутренней, интуитивной (не формализованной) моделью целостной Большой Системы (СССР как магии духа), в которой имелось модельное представление себя самого как части этой Большой Системы («Так нам сердце велело,// Завещали друзья.// Комсомольское слово, комсомольское дело, //Комсомольская совесть моя…»

В морфологии социальности важное место занимала социальная чуткость. Чуткое отношение к людям общество воспитывало у граждан с раннего детства.

Неуклонное повышение благосостояния народа было одним из главных направлений деятельности КПСС и Советского государства. Благосостояние обусловливалось многими факторами, главными из которых были уровень развития производительных сил, общий объем национального дохода, реальная заработная плата рабочих и служащих, оплата труда колхозников, реальные доходы населения, размер выплат и льгот из общественных фондов потребления и др.

Прямое увеличение доходов населения страны за счет роста оплаты по труду стало ведущей формой повышения благосостояния с середины 50-х годов. Советское государство, стремясь реализовать демократический идеал социальной справедливости, который по своей природе был, есть и будет идеалом большинства, в исследуемые годы в этих целях использовало также общественные фонды потребления (далее – ОФП). Это была часть фонда потребления социалистического общества, предназначенная главным образом для планомерного повышения степени удовлетворения ряда общественно-важных личных потребностей.

Посредством ОФП для представителей всех социальных групп создана была принципиальная возможность получить соответствующее образование, иметь доступ к культурным ценностям нации, развивать свои способности и благодаря этому занять положение в социалистическом производстве и обществе, соответствующее этим способностям и интересам общества.

Из ОФП гражданам обеспечивались бесплатное образование, повышение квалификации, бесплатная медицинская помощь, пособия, пенсии, стипендии студентам и учащимся, оплата очередных отпусков, бесплатных и льготных путевок в санатории и дома отдыха, содержание детей в дошкольных учреждениях и ряд других выплат и льгот.

Выплаты и льготы и бесплатное обслуживание за счет ОФП финансировалось преимущественно в форме расходов государственного бюджета Союза ССР. Сравнительно малая доля финансировалась за счет расходов предприятий (объединений) из фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Покажем динамику ОФП Советского Союза за 1960-1990 г.г. (млрд. руб.): 1960 г. – 27,3; 1970 – 63,9; 1980 – 117,0; 1985 – 147,0; 1990-210,4.

Таблица 2