Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУрсовая.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
08.05.2015
Размер:
217.6 Кб
Скачать

Сотрудничество в сфере впк: существующие проблемы и их потенциальные решения

Для Китая Россия являлась (и является) основным и пока почти безальтернативным источником поставки современных вооружений и оборонных технологий. Второй важнейший партнер Китая по ВТС — Израиль находится под сильным влиянием США и потому ненадежен, что и подтвердилось в 2000 г., когда под американским давлением была сорвана поставка в КНР израильской авиационной системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления «Фалкон». Для России же китайский рынок вооружений весьма важен потому, что в условиях резкого сокращения практики государственного оборонного заказа российский ВПК долгое время жил только благодаря экспорту своей продукции за рубеж, прежде всего в Китай и Индию.

Современный Китай поставлен перед острой проблемой обновления армии. Вопросы модернизации вооруженных сил и военно-промышленного комплекса Китая в целом заняли важное место в докладе генсека ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVII съезде партии. Он призвал усиливать китайскую армию с помощью науки и техники, превратив ее в «информатизированную» боевую силу, способную одержать победу в современной войне. Китайский лидер призвал к инновациям в военной технике, указал на необходимость реформ, как в области военной промышленности, так и в системе закупки техники и вооружений для армии. Китайская компартия обещала целенаправленно наращивать возможности страны в разработке и производстве военной техники на основе соединения ресурсов ВПК и гражданских отраслей.

Данная позиция китайского руководства, а также негативный опыт взаимодействия с третьими странами естественным образом благоприятствуют участию российского ВПК в процессе обновления НОАК18. Однако, с прошлого года в военно-техническом сотрудничестве Китая и России продвижение небольшое, новых крупных контрактов нет. В качестве причины Китай указывает на невыполнение подписанного в 2005 году контракта с Россией, по которому Ташкентский авиазавод должен был произвести 38 транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78. Теперь российская сторона считает, что ситуация изменилась и Ташкентский завод утратил способность производить крупные партии самолетов. Для выполнения контракта производство придется перенести в Ульяновск или Воронеж, это требует инвестиций, потому изначально согласованную цену придется увеличить примерно на 30%.

Китайская сторона решила, что до выполнения этого контракта она не будет заключать новые большие сделки с Россией. Заседания российско-китайской межправительственной комиссии по ВТС откладывали уже два раза. Сначала его должны были проводить в октябре 2006 года, потом в мае 2007-го.

Российские оружейники также высказывают недовольство китайской стороной. На переговорах с Россией китайцы стараются получить как можно больше технических материалов и купить одну-две единицы техники, чтобы потом воспроизвести ее самостоятельно. По радарам для истребителей китайцы сотрудничали с российской корпорацией «Фазотрон-НИИР». Они покупали 1-2 радара, а через несколько лет появлялась копия19.

Исходя из этого, дальнейшее развитие российско-китайского стратегического партнерства в сфере ВПК представляется крайне проблематичным без участия представителей государственной власти двух стран, способных жестко регламентировать сферы взаимодействия и установить жесткие рамки, ограничивающие как аппетиты российских производителей, стремящихся продавать готовые изделия, а не заниматься совместной разработкой, так и китайской стороны, в целях экономии ресурсов просто копирующей технологии, несмотря на права интеллектуальной собственности. В противном случае российские производители будут просто вытеснены с перспективного рынка КНР иностранными компаниями, в частности с постсоветского пространства. Так показателен опыт украинской корпорации «Антонов» занимающейся не только поставкой систем для китайских самолетов, но и активно участвующей во всевозможных модернизациях авиапарка КНР (производства преимущественно советского периода).

По данным на конец 2007 года Россия продолжает участвовать в ограниченном числе оборонных проектов Китая, среди которых: поставки деталей и оборудования для производства танков (китайский аналог Т-80), МБР, самолетов (лицензионный аналог Су-27), навигационного и РЛС оборудования для подводных лодок, а также ракетных и артиллерийских комплексов.