Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иванов мф.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
33.37 Кб
Скачать

2.Усовершенствование знаний. 1891-1900 г.

В 1891 году он, блестяще выдержав выпускные экзамены, окончил училище по первому разряду, с отличием. Перед ним встал теперь вопрос: что делать? куда итти?

Конечно, можно было начать служить где-либо, но жажда учиться и двигаться вперёд у него была огромная. Никифор Петрович Синицкий посоветовал Мише поступить в бонитёрскую школу при Земледельческом училище в Дергачах. После долгих хлопот Михаил Фёдорович в августе 1891 года был, наконец, принят слушателем в бонитёрскую школу.

Здесь зарождались те огромные знания, которые в дальнейшем он совершенствовал и которые достигли особенно большого развития в советское время.

Однажды Синицкий взял с собой Михаила Фёдоровича в поездку по хозяйствам, чтобы показать ему лучшие стада.С 15 декабря 1891 и по март 1892 года путешествовал он с Никифором Петровичем. Он увидел лучшие в России стада овец: Захарова, Кривского, Запары, Кочубея, Устинова, Сатина, Новороссийского общества и др. Бонитёрские курсы он закончил блестяще и получил звание бонитёра-овцевода. На Совете школы решено было послать его в заграничную научную командировку.

Свободный от занятий юноша ждал из Петербурга утверждения командировки. Неожиданно он получил уведомление, что в заграничной командировке ему отказано. Он решил попытаться поступить в Петровскую сельскохозяйственную академию. Михаил Фёдорович начал энергичные хлопоты, и хотя он окончил Земледельческое училище по первому разряду, но в приёме в академию ему было отказано. Он написал Н.П.Синицкому и тот посоветовал ему поступить слушателем в Харьковский ветеринарный институт.

Михаил Фёдорович послал заявление с просьбой о зачислении его слушателем института. Ответ был получен благоприятный, и он в 1893 году выехал в Харьков.

В Харькове он поселился на окраине города, у товарища по бонитёрским курсам.

В институте Михаил Фёдорович получал грошовую стипендию, из которой приходилось платить за квартиру, питаться, покупать одежду, книги и учебные пособия.

В институте он встретился со своим товарищем по Горецкому училищу Мостынским, и они решили поселиться вместе и жить на паях. Но и в этих условиях жизнь была очень трудна.

Тогда Михаил Фёдорович нашёл себе работу, где он обязался за стол и квартиру готовить девочку в гимназию. Когда экзамены закончились и его ученица была принята в гимназию, Михаил Фёдорович, испытавший все неудобства такого рода жизни, поселился у художника А. К. Любицкого. Он очень сблизился с художником и его семьёй, где его полюбили как родного. Начиная с третьего курса и до окончания института он жил у Любицких.

Фармакологию в Ветеринарном институте читал в то время профессор, доктор медицины Залесский. Он обратил внимание на Михаила Фёдоровича не только как на выдающегося студента, но ему нравился он ещё своей вдумчивостью, пытливым умом и необыкновенной скромностью.

В годы студенчества он усиленно работал в лаборатории при институте и выпустил в свет две работы: в 1895 году «Аналитические методы исследования кормовых веществ» и в 1897 — «Изменение азотистых веществ овса под влиянием плесневения». Последняя работа Учёным советом института была награждена большой серебряной медалью и напечатана в «Трудах» института. Он написал, кроме того, работу по лабораторным анализам, которая была издана в виде литографированной брошюры и долгие годы служила справочным руководством для студентов.

В 1897 году Михаил Фёдорович, блестяще выдержав выпускные экзамены, окончил институт с отличием. Имя его, среди других отличников, выгравировано на мраморной доске в институте. Глубокое знание патологии животного организма было прочным основанием замечательных научно-исследовательских работ по зоотехнии.

По окончании Ветеринарного института Михаил Фёдорович вновь послал в Министерство земледелия заявление о своих правах на заграничную командировку и вторично получил отказ.

Тогда он решил поступить на службу. Узнав, что Орловское губернское земство ищет участкового ветеринарного врача для г. Кромы, он немедленно послал заявление о своём желании занять вакантное место и, получив согласие, выехал в Кромы.

В Кромах он столкнулся с рутиной и косностью местных заправил, заседавших в губернской и уездной управах, и начал с ними борьбу.

Он поднял вопрос об открытии в Кромах ветеринарной клиники и сделал об этом доклад в земской управе, но первый раз управа разделила его мнение, а на втором приняла предложение в штыки. Вскоре он поднимает вопрос об учреждении в Орле бактериологической станции. Эти вопросы встречали тысячу препятствий. К концу его работы в Кромах была открыта и ветеринарная лечебница и бактериологическая станция в Орле. Через некоторое время он выехал в Петербург хлопотать в Министерстве земледелия о получении заграничной командировки. После долгих хлопот в Петербурге он вернулся в Кромы. Через месяц получил из Ветеринарного управления письмо, в котором его уведомляли о назначении ему полуторагодовой заграничной командировки с окладом 100 рублей в месяц с 1 ноября 1898 по 1 мая 1900 года. Он тотчас же послал в Министерство земледелия телеграмму с просьбой как можно скорее выслать ему в Кромы официальное удостоверение о командировке.

Получив паспорт, не дожидаясь командировочных денег, он отправился в свою первую командировку для усовершенствования знаний в зоотехнии.

Первым городом, где остановился Михаил Фёдорович, была Вена. Здесь он пробыл две недели и за это время посетил многие учреждения. Ничего особенно интересного по своей специальности в Вене он не нашел и поспешил в Берлин.

В Берлине он занял в дешёвом отеле номер и помчался на главную почту, надеясь найти там, согласно условию, командировочные деньги «до востребования». Однако ни денег, ни извещения о них не было. Два месяца — декабрь и январь — проработал он в Берлине.

После двух месяцев работы в берлинском Сельскохозяйственном музее Михаил Фёдорович решил выехать в Лейпциг, где намеревался практически изучить шерстопрядение, фабричную сортировку шерсти и т. д. Там , к немалому огорчению, он потерпел неудачу. Ему был разрешён только беглый осмотр, отнюдь не детальное ознакомление с производством шерсти.

Но взять образцы шерсти ему разрешено было только в грязном, необработанном виде.

Он стал бывать в Сельскохозяйственном институте, где знакомился с лабораторными работами и слушал лекции специалистов. После стал посещать Ветеринарный институт и клиники, где бывал при демонстрированиях больных животных и при операциях.

Далее, он тщательно ознакомился с молочными хозяйствами, где увидел различные системы сепараторов и центрофуг, способы производства масла и сыра.

Удовлетворённый своей работой в Берлине и Лейпциге Михаил Фёдорович направился в Цюрих. Здесь он поступил слушателем в Политехникум на сельскохозяйственное отделение, где в течение двух семестров слушал все предметы, относящиеся к животноводству.

Работая в лаборатории по биологической химии, он написал статью «О регенерации белков при прорастании в темноте», которая в 1900 году была напечатана в журнале «Опытный агроном». Эта работа показала способность Михаила Фёдоровича ставить и разрешать агрономические задачи при помощи методов, одинаково применяющихся как в области растениеводства, так и животноводства в деле исследования кормов.

Для практического ознакомления с животноводством и молочным делом, кроме многочисленных экскурсий со студентами Политехникума, он совершал самостоятельные поездки по Германии, а также по хозяйствам Голландии, Швейцарии и северной Италии.

В этих поездках он глубоко и детально знакомился с иностранными породами животных, их кормлением, уходом за ними и т. д. В средних Альпах знакомился с молочным хозяйством: приготовлением сыра, масла, изучал флору альпийских лугов и действие её на скот.

О своих наблюдениях он писал статьи и посылал их на родину. Целая серия работ под заглавием «Письма из-за границы» была напечатана в Петербургском сельскохозяйственном журнале «Хозяин» в 1899 и 1900 годах.

Вот эти статьи: 1) «Современное состояние молочного хозяйства в Германии»; 2) «Молочная Болле»; 3) «Ангельнский скот»; 4) «О воспитании и содержании скота в Фрисландии»; 5) «Необходимые условия для получения доброкачественных продуктов молока», а также лабораторная биохимическая работа «О регенерации белков при прорастании в темноте».

Накануне окончания заграничной командировки Михаил Фёдорович получил предложение Харьковского ветеринарного института занять место приват-доцента по кафедре животноводства. Михаил Фёдорович ответил согласием. В конце июля 1900 года Михаил Фёдорович вернулся на родину. После отдыха он выехал в Харьков и в начале сентября начал свою педагогическую деятельность.

В то время в России преподавателям, начинающим свою деятельность в высших учебных заведениях, вменялось в обязанность прочитать одну или две пробных лекции в присутствии профессоров и студентов. Пришлось и Михаилу Фёдоровичу выступить публично.

Тема первой лекции была выбрана им самим и носила название: «О наследственности». Прочитана она была 23 сентября 1900 года. Вторая тема лекции «Кормление отбросами технических производств» была назначена Советом института.

20 октября того же года, согласно постановлению Совета института, была назначена публичная защита диссертации на тему «Скотоводство в Голштинских маршах и причины его развития», представленная Михаилом Фёдоровичем для соискания звания приват-доцента по кафедре скотоводства. По окончании интересного диспута диссертант, под аплодисменты профессоров и студентов, был признан заслуживающим степени.