Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сравнительное правовоедение, семинар 1.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
144.9 Кб
Скачать

Значение сравнительного правоведения

В юридической науке большое внимание уделяется сравнительному правоведению. И хотя споры и дискуссии о статусе этого научного направления в системе юридических наук, о круге относящихся к его ведению проблем продолжаются и по сей день, ныне общепризнано, что сравнительные исследования права весьма важны для дальнейшего развития юридической науки.

Сравнительно-правовые исследования в сочетании с традиционными историческим, нормативным и социологическим видением права позволяют:

во-первых, изучить явления правовой действительности, которые ранее не охватывались проблематикой правоведения, и выйти за национальные рамки своей правовой системы;

во-вторых, взглянуть под особым углом зрения на ряд традиционных проблем юридической науки с учетом тенденций развития права в современном мире.

Сравнительное правоведение многоаспектно. Во-первых, оно затрагивает общетеоретические представления о праве вообще (а они не совпадают у представителей различных правовых систем), показывает плюрализм правовых концепций и правопонимания. Во-вторых, в рамках сравнительного правоведения анализируются не только проблемы на уровне общей теории права, но и вопросы отраслевых юридических наук, в связи с чем сравнительно-правовые исследования приобретают междисциплинарный юридический характер. В-третьих, рассмотрение проблем сравнительного правоведения имеет как сугубо юридическое, так и социально-политическое значение, поскодьку состоит в тесной связи с обеспечением правовых основ развертывания демократии, укрепления законности и осуществления справедливого правосудия.

Необходимость международного сотрудничества, глобальные проблемы современности (научно-технический прогресс, экология, демография и др.) требуют пристального внимания к основным правовым системам мира, нового видения существующих правовых проблем. И в этом плане возрастает роль сравнительного правоведения как способа изучения и оценки юридических сфер, в которых происходит это сотрудничество.

Проблема структуры сравнительного правоведения является одной из наиболее фундаментальных категорий, поскольку от удачного методологического подхода зависит и построение учебной дисциплины.

По нашему мнению, структура должна быть определенным деонтологических явлением, которое должно определять его предмет и содержание, а также логическое построение учебной дисциплины. Традиционно почти все компаративисты отмечают общую и особенную части, иногда указывают и на заключительную или прикладную. Как отмечает В.С. Нерсесянц, двумя основными структурными частями сравнительного правоведения как отдельной юридической науки является общая и особенная части.

 

Общая часть охватывает проблемы истории, теории, предмета и методологии сравнительного правоведения, места и роли его в системе юридических наук, основные направления сравнительно-правовых исследований отечественной правовой системы с учетом ее места на правовой карте мира, достижения и тенденции развития зарубежной юридической компаративистики. Особенная часть содержит всю тематику конкретных сравнительно-правовых исследований (государственно-правовых явлений) - от синхронного или диахронном сравнения, анализа отдельных норм зарубежного и отечественного права к сравнительно-правовых исследований основных древних и современных систем национального права, сравнительно-правовое исследование отдельных отраслей права (скажем, сравнительно-правовое исследование конституционного права, трудового права, частного права и т.п.) [2].

 

Известный компаративист К. Осакве предлагает в указанной учебной дисциплине пользоваться этими частями. К общей части он привлекает следующие темы: история развития науки сравнительного правоведения, его природа и проблема классификации правовых систем, история развития основных правовых систем современности, сравнительная методология, сравнительно-правовая культура, сравнение подходов правовых систем к реализации идеи правового государства, симбиоз национального права и права международных организаций, механизм унификации и гармонизации национальных правовых систем. Особенную часть составляют либо сравнительное частное право (сравнительное частное или сравнительное семейное право), или сравнительное публичное право (сравнительное конституционное или уголовное право), или сравнительное процессуальное право (сравнительный гражданский или уголовный процесс). Обычно особая часть зависит от специализации студента. Исследователь отмечает, что общая часть следует обязательно включать в учебную программу каждого учреждения [3, с. 14]. Фактически такая классификация дает лишь поверхностный анализ компонентов романо-германского и англо-американского права, вскользь касается вопроса скандинавского права.

 

Зависимости от цели, направлений и предмета сравнительного правоведения определяется и структура компаративистики: 1) с учетом того, что предметом сравнения могут быть правовые системы в процессе их исторического развития или почерпнутые из статистики, следует различать «вертикальное» и «горизонтальное» сравнительное правоведение, или историческую и догматическую компаративистику, 2) учитывая методологию, цель и задачи исследования, можно выделить «общую» (общетеоретические) и специальную отраслевую компаративистику. Последняя, в свою очередь, зависит от сферы права, где речь идет о «сравнительное правоведение (компаративистику) в сфере частного права» и «сравнительное правоведение (компаративистику) в сфере публичного права» [3, с. 9].

 

Также возможна другая структура сравнительного правоведения (учитывая то обстоятельство, что предметом сравнительного правоведения является право как элемент цивилизации или право как совокупность юридических норм, можно говорить о «цивилизационно-правовой компаративистику» или о «нормативистские компаративистику») [5, с. 9].

 

Исследователи сравнительного правоведения А.И. Дмитриев и А.А. Шепель в развитии сравнительного правоведения рассматривают отечественную правовую систему через призму других правовых систем, способствовать в будущем преодолению ограниченности, провинциальности и замкнутости современной юридического образования, и таким образом способствовать повышению качества подготовки специалистов-юристов, способных решать вопросы, возникающие не только в рамках отечественной правовой системы, а также и за ее пределами [1, с. 9]. На этой основе авторы выделяют структуру сравнительного правоведения: общую и особенную час-тины. В общей части рассматриваются фундаментальные вопросы, такие, как предмет, метод, функции, методология сравнительного правоведения, сравнительно-правовой метод, сравнительно-правовые исследования, классификация основных правовых систем современности, взаимоотношения сравнительного правоведения с международным публичным и международным правом и т.п.. В особенной части рассмотрены основные правовые семьи и системы современности, а также место правовой системы Украины на правовой карте мира и прогнозирование основных направлений дальнейшего развития. Эта часть посвящена некоторым обобщенным оценкам, требованиям и рекомендациям современной компаративистики относительно роли и методологии сравнительного правоведения вообще и сравнительно-правовых исследований и их участников частности [1, с. 9].

 

Кроме этого, в составе науки сравнительного правоведения можно выделить науковедческие, методологическую и практическую части [4, с. 12-21]. Науковедческие охватывает проблематику сравнительного правоведения, которая касается его понятия, истории, предмета, структуры, задач и функций, а также места в системе юридических наук. Методологическая часть сводится преимущественно к изучению методологии сравнительно-правового анализа и к развитию методики проведения сравнительно-правовых исследований по отдельным объектам. Прикладная часть позволяет раскрыть особенности применения методологии сравнительно-правового анализа на различных его уровнях: макро-и микроуровне [4, с. 12].

 

Итак, бесспорным является факт разделения на общую, особую, а также заключительную части. Вместе с тем остается открытым вопрос об особенностях структуры указанных частей. По нашему мнению, в общей части следует включать такие темы, как история развития науки сравнительного правоведения (поскольку это позволяет проследить процесс формирования предмета компаративистики), природа и предмет сравнительного правоведения, проблема методологии сравнительного правоведения и использования методологического инструментария в данной науке, проблема практической значимости сравнительного правоведения в жизни общества и государства; практическая значимость сравнительного правоведения в процессе гармонизации и унификации права; сравнительное правоведение и национальное право; сравнительное правоведение и международное право; сравнительное правоведение и европейское право; теоретические аспекты правовых систем современности; идентификация правовой системы Украины с романо -германской правовой семьей, место правовой системы Украины среди межгосударственных правовых систем (ЕС, Совет Европы). Фактически общая часть является методологической. В особенной части входят такие темы, как место правовых систем современности в системе юридических наук, понятие, предмет и структура, классификация правовых систем современности; ро-мано-германская правовая семья, англо-американская (англо-саксонская) правовая семья ; смешанный тип правовых семей (скандинавская и латино-американская) религиозно-общинные правовые системы (мусульманская, индусская, иудейская, каноническая) философско-традиционные правовые системы (правовые системы Дальнего Востока, правовая система Китая и Японии); обычно-общинный тип правовых систем (страны Африки и Мадагаскар). Данная часть является прикладной. В заключительной части сравнительного правоведения можно отнести сравнительно публичное и частное право (сравнительное конституционное право, сравнительное гражданское право) или сравнительное процессуальное право (уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право). Данную часть темы можно назвать прикладной.

 

Бесспорно, что такая структура сравнительного правоведения может дополняться в соответствии с новых закономерностей в развитии науки сравнительного правоведения.

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:

  • соотношение и использование источников права,

  • роль суда в создании прецедентов,

  • происхождение и развитие системы права.

Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида[1], в соответствии с которой выделяются:

  • романо-германская правовая семья,

  • англосаксонская правовая семья,

  • религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),

  • социалистическая правовая семья,

  • традиционная правовая семья,

  • некоторые другие правовые семьи.

Основная статья: Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

  • группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);

См. также: Кодекс НаполеонаФранцузское право и Латиноамериканское право

  • группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);

См. также: Немецкое право

  • группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

См. также: Скандинавская правовая система

Некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу славянского права[2][3][4], которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.