Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция по ст. 170.1.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
120.83 Кб
Скачать

Часть 1 ст. 170.1 ук предусматривает преступление, которое совершается в форме предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные.

Для признания деяния оконченным преступлением достаточно совершения действий, создающих угрозу причинения вреда охраняемому объекту. Наступление общественно опасного последствия в виде искажения данных реестра не требуется.

Состав второго преступления (основной состав предусмотрен ч. 2, а квалифицированный - ч. 3 ст. 170.1 УК) предполагает необходимость наступления указанного общественно опасного последствия для вменения лицу в вину оконченного преступления.

Объект.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 170.1 УК, направлено против установленного порядка обеспечения достоверности сведений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, а также в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета.

Объект правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 170.1, уже. Им является установленный порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета.

Еще конкретнее ч. 3 ст. 185.2 УК. Она охраняет только порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг. Дополнительным объектом является установленный порядок хранения документов, на основании которых была внесена запись в реестр владельцев ценных бумаг.

Дополнительным факультативным объектом всех перечисленных преступлений является имущественное право на ценные бумаги и доли в уставном капитале ООО, т.к. внесение недостоверных сведений о них, их количестве или владельцах влечет утрату имущественных прав собственника или законного владельца на это имущество либо его часть.

Требования, направленные на обеспечение достоверности сведений, вносимых в реестр владельцев ценных бумаг, а также в базу данных депозитарного учета, устанавливаются:

1) законом. Основным законодательным актом в этой области является ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

2) подзаконными нормативными правовыми актами. К ним в первую очередь относятся:

- Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг,

- Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации,

3) внутренними актами организации - держателя реестра (эмитента либо профессионального участника рынка ценных бумаг) или депозитария. К ним в первую очередь относятся:

- устав и локальные акты об учете прав владельцев ценных бумаг, утверждаемые эмитентом;

- правила ведения реестра, правила внутреннего документооборота и контроля, а также должностные инструкции персонала.

- условия осуществления депозитарной деятельности, а также иные внутренние документы, утверждаемые в обязательном порядке депозитарием.

К основным нормативным правовым актам, устанавливающим требования, обеспечивающие достоверность данных, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, относятся:

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

- Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438;

- Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, а также Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архив.

К основным требованиям, обеспечивающим достоверность сведений, вносимых в систему учета прав на ценные бумаги, относятся:

- ограничение круга лиц (из числа должностных лиц и наемных работников компании регистратора и депозитария), имеющих право принимать документы от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей;

- ограничение круга лиц, имеющих доступ к письменным документам и компьютерному оборудованию, где хранится информация реестра или депозитарного учета, к архиву, а также к хранилищу сертификатов ценных бумаг.

- возможность восстановления данных о зарегистрированных лицах, их правах на ценные бумаги и проведенных операциях по их лицевым счетам, а также возможность продолжения деятельности по ведению реестра в случае отказа компьютерного оборудования и (или) программного обеспечения

- обязательность регулярной сверки данных по ценным бумагам, а также разовой сверки таких данных после совершения отдельных операций по лицевым счетам или счетам депо.

- обязательность хранения документов, на основании которых были произведены операции по лицевому счету или счету депо, а также погашенных сертификатов ценных бумаг

- дополнительные требования к форме документов, принимаемых от зарегистрированных в системе учета лиц, на основании которых производятся операции по их счетам (распоряжения, поручения и др.).

И другие.

Характеризуя в целом законодательство о рынке ценных бумаг в части регламентации учета прав на ценные бумаги, следует отметить, что оно далеко от совершенства, что, в свою очередь, может привести к сложностям при квалификации посягающих на этот объект деяний.

Несмотря на то, что информация реестра зафиксирована на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, сам реестр не сводится к этим документам. В российском законодательстве о рынке ценных бумаг реализован подход, согласно которому реестр владельцев ценных бумаг рассматривается не как некий предмет материального мира - документ или иной носитель информации, а как сами сведения об объекте учета, в отличие, например, от Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые включают в себя как информацию (данные реестра), так и документы, обосновывающие эти данные. Таким образом, при квалификации содеянного по ч. 2 ст. 170.1 УК, а также ч. 3 ст. 185.2 УК лицу вменяются в вину действия, образующие по своей сути не подлог какого-либо документа, а внесение заведомо недостоверных сведений в информационную систему, которая зафиксирована на определенном носителе.

В законодательстве о рынке ценных бумаг нет единообразного использования термина "реестр владельцев ценных бумаг" в определении информационной структуры и содержания самого этого реестра, а также его места в системе учета прав на ценные бумаги.

В п. 1 ст. 8 ФЗ о РЦБ понятие "реестр владельцев ценных бумаг" определяется как часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Сама же система ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается как совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Таким образом, ФЗ о РЦБ проводит различие между уровнями информационной системы учета прав владельцев ценных бумаг - сам реестр владельцев ценных бумаг рассматривается как подсистема единой системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

В Положении о реестре владельцев ценных бумаг вообще не используется понятие "система ведения реестра владельцев ценных бумаг" и не проводится разграничение уровней информационной системы учета прав владельцев ценных бумаг. В п. 2 Положения под реестром владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию зарегистрированным лицам.

Сравнительный анализ указанных понятий позволяет сделать вывод о том, что по своему содержанию определение понятия "реестр владельцев ценных бумаг" в Положении о реестре владельцев ценных бумаг несколько отличается от определения данного понятия в ФЗ о РЦБ и близко к содержащемуся в Законе понятию "система ведения реестра владельцев ценных бумаг".

ФЗ о реестре ценных бумаг

Положение о РВЦБ

оперирует термином «список»

совокупность данных

Объекты учеты: 1.зарегистрированные владельцы ценных бумаг

2. количество ЦБ

3. номинальная стоимость

4. категория принадлежащих им именных ценных бумаг. При этом исходя из смысла закона этот перечень исчерпывающий.

более широкий круг объектов учета, информация о которых составляет содержание реестра.

Указание, что реестр может быть составлен на любую установленную дату

Такого указания нет

Первое очевидное отличие заключается в том, что в Положении о реестре владельцев ценных бумаг при определении понятия "реестр владельцев ценных бумаг" используется термин "совокупность данных", в то время как ФЗ о РЦБ оперирует термином "список". Использование в законе термина "список" применительно к реестру владельцев ценных бумаг представляется не вполне удачным, так как под списком можно понимать как совокупность данных, систематизированных определенным образом (идеальный объект), так и носитель информации с такими данными (материальный объект).

Однако с учетом того, что Закон позволяет толковать реестр владельцев ценных бумаг в том числе как совокупность данных, можно сделать вывод о том, что противоречие между законом и Положением о реестре владельцев ценных бумаг в этой части отсутствует, а Положение лишь конкретизирует положение Закона, определяя идеальную, а не материальную форму выражения реестра владельцев ценных бумаг.

Второе отличие: Положение о реестре владельцев ценных бумаг предусматривает более широкий круг объектов учета, информация о которых составляет содержание реестра.

Так, в ФЗ о РЦБ к таким объектам относятся зарегистрированные владельцы ценных бумаг, а также количество, номинальная стоимость и категория принадлежащих им именных ценных бумаг. При этом исходя из смысла закона этот перечень исчерпывающий.

В отличие от этого в Положении о реестре владельцев ценных бумаг содержится указание на то, что реестр должен содержать информацию не только о владельцах, но и об иных зарегистрированных лицах (номинальных держателях, доверительных управляющих, залогодержателях), об эмитенте и даже о регистраторе, его обособленных подразделениях и трансфер-агентах.

Кроме того, Положение о реестре владельцев ценных бумаг помимо информации о виде, количестве, категории (типе), номинальной стоимости ценных бумаг предусматривает ведение учета операций по лицевым счетам зарегистрированных лиц, а также всех выпусков ценных бумаг эмитента.

Как представляется, это противоречие закону вызвано тем, что в Положении о реестре владельцев ценных бумаг не проводится различие между системой ведения реестра и самим реестром, а под реестром, по сути, понимается совокупность данных, относящихся в соответствии с законом к системе ведения реестра.

При квалификации деяния следует учитывать приоритетность положений закона по отношению к подзаконному нормативному правовому акту и под реестром владельцев ценных бумаг понимать исключительно совокупность данных о зарегистрированных владельцах, количестве, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг. Данные об остальных объектах учета относятся не к реестру, а к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Вместе с тем следует также иметь в виду следующее обстоятельство. В ФЗ о РЦБ предусмотрен лишь перечень видов объектов, информация о которых должна содержаться в реестре, однако при этом не определяется конкретное содержание информации об этих объектах. Закон определяет только требование, предъявляемое к этой информации, указывая на то, что она должна позволять идентифицировать владельцев ценных бумаг, а также количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Конкретизация параметров, по которым может проводиться идентификация указанных в законе объектов учета, проводится на подзаконном уровне нормативно-правового регулирования. В п. 3 Положения о реестре владельцев ценных бумаг информация, позволяющая идентифицировать всех зарегистрированных лиц (не только владельцев ценных бумаг), количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг, конкретизируется посредством определения параметров лицевого счета зарегистрированного лица (п. 3.3). Как следует из этого правового акта, такой счет должен включать в себя:

1) данные, содержащиеся в анкете зарегистрированного лица (например, фамилия, имя, отчество; гражданство; вид, номер, серия, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, а также наименование органа, выдавшего документ; год и дата рождения; место проживания (регистрации) и т.п.)

Анкета зарегистрированного лица, если им является юридическое лицо, должна содержать следующую информацию:

- полное наименование организации в соответствии с ее уставом;

- номер государственной регистрации и наименование органа, осуществившего регистрацию, дата регистрации;

- место нахождения;

- почтовый адрес и т.п.

2) сведения о количестве ценных бумаг, виде, категории (типе), государственном регистрационном номере выпуска ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица, в том числе обремененных обязательствами и (или) в отношении которых осуществлено блокирование операций;

3) список операций, представляющий часть регистрационного журнала, содержащую записи по лицевому счету зарегистрированного лица.

Таким образом, указанные сведения, конкретизирующие информацию об объектах учета, предусмотренных законом, являются неотъемлемой частью реестра владельцев ценных бумаг. Фальсификация (искажение истинного содержания) какого-либо из них является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 170.1 или ч. 3 ст. 185.2 УК.

Следует также отметить, что данные о номинальном держателе, о доверительном управляющем и о залогодержателе, а также сведения о проведенных операциях по лицевым счетам этих лиц, необходимые для идентификации владельца ценных бумаг, также являются неотъемлемой частью реестра владельцев ценных бумаг в случае, если ценные бумаги находятся не у владельца. Фальсификация информации об этих объектах учета также является преступлением, предусмотренным ст. 170.1 или ч. 3 ст. 185.2 УК.

Однако самое существенное отличие признаков понятия "реестр владельцев ценных бумаг", определяемого в Положении о ведении реестра владельцев ценных бумаг и признаков одноименного понятия, определяемого в ФЗ о РЦБ, заключается в том, что в законе имеется указание на то, что реестр может быть составлен на любую установленную дату, которое отсутствует в Положении о ведении реестра владельцев ценных бумаг.

Представляется, что понимание реестра как списка, составленного на определенную дату, на котором основано определение понятия "реестр владельцев ценных бумаг", приведенное в законе, противоречит другим положениям этого же Закона, в которых применительно к понятию "реестр владельцев ценных бумаг" используется глагол "вести", так как вести какой-либо список, который уже составлен на определенную дату, объективно невозможно.

Вместе с тем это противоречие носит скорее терминологический, чем юридический характер, так как в законе и подзаконных нормативных правовых актах предусматриваются конкретные случаи обязательного составления (но не ведения) такого списка на определенную дату. К этим случаям, например, относятся: передача реестра от одного реестродержателя другому, составление списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составление списка лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам, и т.д.

С учетом этого можно сделать вывод о том, что сфера применения ст. 170.1 и ч. 3 ст. 185.2 УК ограничивается ситуациями внесения недостоверных сведений в реестр владельцев ценных бумаг при его составлении на определенную дату, когда это действие предусмотрено законом или подзаконными нормативными правовыми актами.

Этот вывод не относится к ведению реестра акционеров, а также реестров владельцев ценных бумаг, не являющихся эмиссионными ценными бумагами, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, ипотечных сертификатов участия, и т.д.

В ФЗ об АО понятие "реестр акционеров" используется исключительно в смысле "системы ведения реестра", который предполагает ведение реестра, а не составление списка на определенную дату. Например, в соответствии с п. 2 ст. 40 ФЗ об АО список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в таком общем собрании акционеров.

В соответствии с п. 2 ст. 44 ФЗ об АО общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. В ст. 45 ФЗ об АО также речь идет не о составлении списка акционеров на определенную дату, а о внесении записи в реестр акционеров.

Таким образом, при квалификации действий по фальсификации реестра акционеров необходимо иметь в виду, что с учетом специального регулирования реестр акционеров представляет собой не список акционеров и информацию о принадлежащих им ценных бумагах, составленный на определенную дату, а именно совокупность данных безотносительно какой-либо даты.

Кроме того, ФЗ об АО расширяет перечень информации, которая должна находиться в реестре акционеров по сравнению с общим перечнем информации, включаемой в реестр владельцев ценных бумаг. Так, в реестре акционеров общества помимо сведений о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, указываются также иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации (ст. 44 ФЗ об АО). В отличие от реестра владельцев ценных бумаг в реестр акционеров включаются данные обо всех зарегистрированных лицах, кроме того, этот перечень является открытым.