Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в востоковедение. Зеленев-Касевич.pdf
Скачиваний:
4502
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
16.39 Mб
Скачать

ского халифа — «повелителя правоверных» (амир ал-муминин), «освобождают» его от забот светской власти.

Очередная попытка объединения духовной и светской власти — полномочий халифа и султана — была предпринята на мусульманском Ближнем Востоке в рамках Османской империи (XV – начало XX в.). Несмотря на то, что право Османов на халифат не раз подвергалось критике в мире ислама, их халифат был окончательно упразднен лишь с низложением последнего султана Абд ал-Маджида II в 1924 г.

Раскол между нормами шариатской теократии и политикой углублялся на протяжении всей истории ислама. На преодоление его в разные эпохи были направлены выступления мусульманских фундаменталистов, в т. ч. их крайних группировок, например, ваххабитов, преследовавших цель возврата к истокам первоначального ислама и к практике классической мусульманской государственности.

Становление независимых государств на Ближнем и Среднем Востоке определило место шариата в институтах власти в ХХ в. В странах, сохраняющих приверженность теократии, шариат остается фундаментом государственной правовой системы (Исламская Республика Иран, Королевство Саудовская Аравия, ряд других стран Аравийского полуострова). Между тем в большинстве мусульманских стран нормы шариата сегодня соседствуют с заимствованными на западе элементами британского законодательства или, например, Гражданского кодекса Наполеона.

Заключение

Ив новейшую эпоху, на рубеже ХХ–XXI вв., арабский язык и культура ислама, в

т.ч. традиционная культура арабов, продолжают играть неослабевающую роль, причем не только в мусульманских странах, но и в сопредельном историко-культур- ном пространстве. В значительной мере именно ислам определяет высокий уровень прироста населения Ближнего Востока и Северной Африки (где, например, численность христианских общин увеличивается не столь заметно). По общим оценкам, лишь в ХХ в. число жителей арабских стран выросло более чем в 10 раз (например, в Египте от 6,7 млн. в 1882 г. до 70 млн. в конце ХХ в.).

Сохраняя высокие темпы прироста и, в целом, значительную общую долю в населении планеты, арабский мир, занимающий основную часть ИКР Ближнего Востока и Северной Африки и выступающий как устойчивое культурное пространство в рамках мира ислама, на пороге XXI в. вновь усиливает свое цивилизационное воздействие, в частности, на своего ближайшего северного соседа — Европу, переживающую, в свою очередь, углубляющийся демографический кризис.

По данным Демографической комиссии ООН, если в 2000 г. население Европы превышало население стран Северной Африки в 3 раза, стран Передней Азии — в 5,3 раза, то к 2050 г. это соотношение составит 1,85 и 2,42 раза, при этом общее насе-

-389 -