Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Тверского края 2.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
308.22 Кб
Скачать

§ 39. Хозяйство тверского края в 1829-1859-е гг.

В 1847 г. в состав Тверской губернии входили 12 городов с уездами: Тверь, Бежецк, Весьегонск, Вышний Волочёк, Зубцов, Калязин, Кашин, Корчева, Осташков, Ржев, Старица, Торжок, заштатный город Красный Холм, посад Погорелое Городище, 18 слобод, 724 села и погоста, 8852 деревни.

Значительно выросло и население, численность которого оставалась самой большой среди шести соседних губерний:

Название губернии

Численность населения (в тыс.)

1811 г.

1851 г.

Тверская

1200.80

1359.90

Новгородская

765.80

891.00

Вологодская

702.90

864.30

Ярославская

993.00

943.40

Московская

946.80

1348.00

Смоленская

1190.00

1069.60

Псковская

782.00

657.30

Продолжалась реконструкция тверских городов. В Городке, Торжке и Вышнем Волочке возвели Путевые дворцы. В уездных городах строились гостиные дворы.

.Открывались частные больницы и аптеки. В Старице существовала больница, построенная на средства генерала А.Т. Тутолмина в 1810 г. Она предназначалась для бедных людей всех сословий, кроме помещичьих крестьян и дворовых людей. В 1850 г. в Тверской губернии насчитывалось 40 врачей. Лечебные учреждения имелись во всех уездных городах.

Число сельских жителей в 15 раз превышало горожан. Самыми населёнными являлись Тверской, Кашинский, Калязинский и Старицкий уезды. Помещичьи крестьяне составляли более 50% всего населения губернии, государственные — около 30%, удельные — 4%. Лишь небольшая часть дворян владела крупными поместьями со множеством крепостных. Графу Шереметеву в Ржевском уезде принадлежало более 7 тыс. крестьян; князю Оболенскому — более 2 тыс. в Старицком уезде; князю Голицыну — более 2 тыс. в Бежецком уезде..

К середине XIX в. сократилось количество барок, проходивших по Вышневолоцкому водному пути. Сказалась конкуренция с недавно построенными Мариинской и Тихвинской водными системами. Они были более совершенны в техническом отношении, имели двустороннее движение. В итоге Вышневолоцкая система как транзитный путь прекратила своё существование. В 1889 г. в Санкт-Петербург пришло последнее судно. В дальнейшем она использовалась лишь на отдельных участках для местных перевозок и лесосплава.

В 1840-х гг. сооружено первое водохранилище на Волге. Оно образовалось в результате строительства плотины в месте выхода реки из оз. Волго (Селижаровский район). Водохранилище поддерживало судоходство по Верхней Волге, когда вода в реке спадала, на протяжении 600 вёрст. В 1847 г. по оз. Селигер прошёл первый в губернии пароход «Осташ» в 40 лошадиных сил, построенный осташковскими купцами и промышленниками Савиными.

В сельском хозяйстве более всего распространилось трёхполье. Подсечная система встречалась лишь в лесных районах. В некоторых помещичьих и зажиточных крестьянских хозяйствах развивалось многополье, луговодство, применялся наёмный труд. Владельцы таких угодий старались расширять запашку, покупая новые земли. Постепенное снижение урожайности в середине XIX в. делало не- выгодным использование помещиками барщины, поэтому большинство крестьян перевели на оброк.

Животноводческое хозяйство крестьян также испытывало трудности. Препятствие для его развития представляла нехватка кормов. Мало что предпринималось для улучшения пород крупного рогатого скота.

Крестьянам приходилось восполнять недостаток средств за счёт домашних и отхожих промыслов. Эти виды работ не стали более разнообразными, но число занятых в них крестьян значительно увеличилось. При этом в лучшем положении находились жители деревень вдоль крупных рек и дорог. Рабочие сапоги «осташи» и рукавицы «тягушки», которые шили жители Осташкова и уезда, по-прежнему пользовались широким спросом у рыбаков, а во время строительства железной дороги Санкт-Петербург — Москва их в большом количестве продавали рабочим. В Осташкове и уезде ежегодно изготовляли также десятки тысяч кос, топоров и серпов. Часть этих изделий поставлялась в столицу по заказу Адмиралтейства. Топоры высокого качества делали в Ржевском уезде.

Государственные крестьяне Старицкого и Новоторжского уездов работали на месторождениях белого камня. Глыбы известняка отбивали ломами или кирками и на санках вытягивали из каменоломни. Затем известняк отправляли на баржах вниз по Волге. Среди потребителей «старицкого мрамора» выделялся Петербург, где камень использовали для облицовки зданий и закладки фундаментов.

В связи с угасанием Вышневолоцкого водного пути и постройкой железной дороги сократился промысел, связанный

производством пеньки и изготовлением из неё верёвок, бечевы и канатов, который процветал ранее во Ржеве и его уезде. В 1840-х гг. многие крестьяне, занятые прежде на обслуживании Вышневолоцкой системы, перешли на строительство участков железной дороги между двумя столицами.

В 1830-1850-х гг. заметно выросло число фабрик и заводов, к 1847 г. их насчитывалось 416. Больше всего имелось кожевенных прядильных, кирпичных, свечных, солодовых, крупяных предприятий.

В с. Кузнецове Корчевского уезда помещик Ауэрбах развернул производство фарфора и фаянса, одно из первых в России. Кузнецовский фарфор и эмали скоро получили широкую известность.

В 1839 г. купцы Савины открыли в Осташкове первую в губернии бумагопрядильную фабрику. В это время сырьё для неё завозили из Ост-Индии, Египта, Америки. Продукцию отправляли на ткацкие производства в Москву и Шую. На фабрике Савиных, Каменской бумажной мануфактуре в Новоторжском уезде и нескольких лесопильных заводах впервые в губернии стали использовать паровые машины.

Несмотря на близость к столицам и удобные пути сообщения, промышленное развитие губернии шло медленно. Преобладали мелкие производства. Казённые фабрики и заводы ещё не появились.

В целом социально-экономическое положение Тверской губернии в первой половине XIX в. было типичным для предреформенной России.

РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ

§§ 49-41. ПРОВЕДЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ В ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ

В середине XIX в. в собственности 3,5 тыс. тверских помещиков находилось свыше 60% земель губернии, пригодных для ведения хозяйства. Среди них преобладали мелкие и средние поместья. Состоятельность владельца определялась не только ', количеством земли, но и числом крестьян, которых в большинстве имений было немного. Часть помещиков с трудом сводила концы с концами. При этом в Тверской губернии процент крепостных оставался одним из самых высоких в стране за счёт нескольких десятков очень крупных поместий.

Из года в год сокращалось количество крепостных, трудившихся на барщине. Свыше 70% тверских крестьян платили оброк и искали дополнительных заработков. Они отправлялись в города и нанимались на предприятия. Попытки помещиков заводить собственные мануфактуры обычно оканчивались неудачей. Такие предприятия не выдерживали конкуренции с мануфактурами, на которых трудились вольнонаёмные рабочие.

Участились случаи продажи земель. Владельцы также закладывали свои поместья, то есть под залог имения брался денежный кредит. Многие мелкопоместные дворяне находились на грани разорения. Единственным способом выживания оставалось для них увеличение крестьянских повинностей. Возрастали суммы оброка.

Положение ухудшали неурожайные годы. По отчётам тверского губернатора, которые направлялись в столицу, такими оказались 1853, 1856, 1857, 1859, 1860 гг. Иногда один неурожай превращал среднее крестьянское хозяйство в бедняцкое.

В канцелярию тверского губернатора, в Сенат, государю стекались жалобы крестьян на жестокое обращение, прошения о переводе в разряд государственных. За первую половину XIX в. таких обращений в губернии отмечено более 300. Известны случаи поджогов барских усадеб, убийств управляющих и помещиков. Для подавления выступлений власти вызывали войска. Крестьянские недовольства исчислялись сотнями. Участились побеги крепостных. Правительству станок вилось ясно, что улучшить экономическое положение и прекратить бунты может лишь отмена крепостного права.

В начале 1858 г. Александр II объявил об образовании дворянами России губернских комитетов для составления проектов улучшения быта крестьян. Главным основанием будущей! реформы правительство считало сохранение за помещиками! собственности на землю. Крестьяне со временем выкупали бы;

приусадебные участки, а за пользование барской землёй платили оброк или несли барщину. В комитет предлагалось вводить по два депутата от уездных Дворянских собраний и двух по назначению губернатора.

В Твери новым учреждением руководил губернский предводитель дворянства Алексей Михайлович Унковский — помещик Тверского уезда, известный либеральными взглядами. В своём имении Дмитрюково он перевёл крестьян с барщины на более лёгкий оброк, освободил дворовых, использовал в хозяйстве вольнонаёмных работников. В качестве тверского уездного мирового судьи Унковский пытался ограничить дворянский произвол.

Среди мелких и средних помещиков Унковский имел немало сторонников. Однако уездные Дворянские собрания не поддержали его предложение помещикам добровольно отказаться от права ссылать крестьян в Сибирь, отдавать их в рекруты, воспрещать им вступать в брак.

Тверской комитет начал работу в августе 1858 г. Он оказался единственным в России, где большинство членов составили сторонники полного и немедленного освобождения крестьян с предоставлением им земельного надела. Между тем, государственные власти смотрели на предстоящие реформы с более умеренных позиций. Александр II, выступая перед представи Телям тверского дворянства, предложил «стараться устроить так, чтобы было безобидно для вас /дворян/ и для них /крвстьян/». но речь не шла о полной отмене крепостного права.

В своих соображениях, переданных царю, Унковский писал: «...объявить народ свободным, оставив его почти в такой же неволе... хуже, нежели оставить его в крепостной зависимость. Это... может вызвать все дикие явления пугачёвщины».

В тверской комитет входили не только либералы, желавшие избегнуть в России- бунтов и потрясений, но и сторонники сохранения привилегий дворянства. Тем не менее, проект реформы, поданный из Твери в Петербург, предполагал полное освобождение крепостных. Крестьяне должны были получить личную свободу. Кроме приусадебного участка, им за выкуп предоставлялся бы полевой надел площадью не менее четыр ёхдесятин. Для разрешения спорных вопросов предлагалось создать совместную комиссию из помещиков и крестьян, ввести независимый от властей суд присяжных. Выкуп следовало проводить постепенно и с помошью государства.

Противники таких решительных мер считали даже наделение крестьян усадебной землёй «несправедливой мерой, стеснительной и обидной для помещиков». Из восьми уездов губернии дворяне направили коллективные протесты против предложений тверского комитета, особенно против возможности выкупа земли крестьянами.

Между тем, Унковский и его сторонники не хотели потрясений для страны и разорения для себя, но понимали, что без решительных реформ экономика не будет развиваться. Освобождение крестьян с наделами, получение выкупа и сохранение части земли соответствовало интересам многих дворян.

Активность либералов казалась властям чрезмерной. Неудивительно, что обращение к царю пяти сторонников полного и немедленного освобождения крестьян, в том числе Унковского, вызвало недовольство. «Ни с чем не соообразным и дерзким до крайности» назвал это обращение Александр II. В 1860 г. Унковского сняли с должности и отправили в ссылку. Несмотря на раздражение правительства, предложения тверского комитета способствовали улучшению проекта реформы. Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости объявили в Твери и уездах в середине марта 1861 г.

По природным условиям Россия делилась на три зоны Черноземную, Нечернозёмную и Степную. Тверская губерния входите в состав Нечернозёмной полосы. На территории самой губернии отдельные местности различали при проведении реформы по размерам крестьянских наделов.

В уездах вводились должности мировых посредников для наблюдения за правильностью проведения реформ и разрешения споров. Ими становились местные дворяне. В начале 1862 г. группа тверских мировых посредников отказалась участвовать в проведении реформы, считая её несправедливой по отношению к крестьянам. Затем губернское Дворянское собрание, где преобладали либералы, заявило о «несостоятельности закона 19 февраля» и выступило против сохранения дворянских сословных привилегий.

Правительство решительно подавило недовольство тверских либералов. Мировых посредников приговорили к тюремному заключению и около года содержали в Петропавловской крепости.

Для управления бывшими помещичьими крестьянами сохранялись сельские общины, объединённые в волости.

Затем началось составление и введение уставных грамот. Они содержали сведения о числе крепостных в округе, о количестве земли, о размерах предоставляемых наделов, об условиях пользования ими. Грамоты составлялись помещиками и подписывались «сельским миром». К 1862 г. в Тверской губернии лишь 5% грамот было введено в действие. Условия получения свободы и земли, сохранение зависимости от помещиков вызывали недовольство крестьян. Процесс подписания уставных грамот затянулся до начала 1870-х гг.

Согласно манифеста, помещики оставались собственниками всей земли. Их бывшие крепостные выполняли повинности — барщину и оброк — в плату за постоянное пользование при- усадебным участком и полевым наделом. Большую часть выкупа помещику выплачивало государство. Крестьян обязали расплатиться перед государством за ссуду в течение 49 лет. При этом стоимость земли для них завышалась. В среднем крестьяне переплачивали почти втрое против рыночных цен.

Размеры земельных участков, которые выделяли помещики бывшим крепостным, оказывались меньше дореформенных.

В целом по губернии изъятые у крестьян отрезки составили свыше 20% их земель, а в Осташковском и Вышневолоцком уездах — ещё больше. Величина отрезков зависела от качества почв. Малое плодородие земель помещики часто восполняли прибавками своей запашки за счёт крестьянских наделов. Крестьяне лишались лучших пашен и сенокосов.

Реформа 1861 г. надолго сохранила зависимость крестьян « от помещиков. Спустя 10 лет после манифества более 40% всех

бывших помещичьих крепостных в губернии всё ещё не заплатили выкуп своим хозяевам.

' Быстрее шла реформа среди государственных и удельных крестьян. Группа удельных крестьян, немногочисленная в Тверской губернии, получила личную свободу ещё в 1858 г. Выкупные платежи для них были меньше, а размер наделов — больше. Если в среднем по губернии размер надела помещичьего крестьянина составлял 4,1 десятины, то государственного — 4,5, а удельного — 5,3.

И всё же, несмотря на все издержки реформы, она позволила устранить главную проблему общественной и экономической жизни России — крепостное право.