Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Легенды Омска.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
3.63 Mб
Скачать

Легенда о золоте Колчака

Среди легенд о кладах, особняком стоит тайна золотого запаса, якобы спрятанного адмиралом Колчаком при отступлении от наступавших соединений Красной Армии. История эта также окутана пеленой загадок, но она крайне интересна, поскольку события эти происходили не так уж давно, что существенно увеличивает вероятность обнаружения утраченных сокровищ…

Правительство молодой Советской республики, в начале 1918 года решило сконцентрировать золотой запас в одном месте. Причиной послужила опасность продвижения немецких войск. Из районов, в которых эта угроза была наиболее вероятной, золото и ценности начали эвакуировать в Казань. Именно Стены Казанского кремля должны были защитить золотой запас от

А. В. Колчак (1874-1920)

посягательств как внешних, так и внутренних врагов. Окончательных договоренностей о мире с немцами не было, поэтому и из Петрограда, и из Москвы золото переправили в Казань, таким образом, объединив все запасы в одном хранилище. Но расчет оказался ошибочным, и все ценности, собранные с таким трудом еще в годы империи, оказались захваченными белогвардейскими отрядами!

Если говорить о самом составе золотого запаса, оказавшегося в руках белогвардейцев, то он весил более 490 тонн и его основу составляли слитки и монеты различных государств, а также золотые кружки и полосы из золота (1/2 запаса Российской империи – 645 млн. рублей). Известно, что Колчак провозгласил себя «Верховным Правителем государства Российского», и в золотом запасе имелись специально выпущенные ордена «Сибирского Временного правительства», которые должны были быть вручены участникам событий. Два ордена, которые назывались «За освобождение Сибири» и «За возрождение России», были действительно выпущены, причем имелись и их разновидности, то есть различные степени. До сих пор никто не видел этих орденов в государственных музеях, и в частных коллекциях они не присутствуют.

По легенде, которая и будоражит умы исследователей и поисковиков, пропавшие ценности были спрятаны по указу самого адмирала Колчака, предвидевшего трагический исход военных действий. Версия вполне правдоподобная, остается только выяснить – где именно были спрятаны несметные сокровища, в каком направлении надо искать их следы?

По одной версии, часть золотого запаса похищена при его транспортировке по железной дороге. И произошло это, по мнению исследователей, на станции Тайга. Однако многочисленные розыски злополучного золота в этом районе, с применением современной поисковой техники, положительного результата не дали. Не нашли его и на станции со смешным названием Тырить, где тоже, как предполагалось, могли быть схоронены несметные имперские богатства. Но и тут не было найдено следов эшелона.

По другой версии, золото было спрятано. Предположительно в районе современного городка Нефтяников (м-н «Весна»). Возможно оно также было сокрыто в здании Государственного банка (район к-ра «Маяковский»).

Легенда о м. А. Шаниной

Лавка под горой

Нет в Омске более знаменитого купеческого имени, чем Мария Шанина. Ее двухэтажный универмаг на Любинском проспекте, сколько ни строилось новых торговых центров, по-прежнему самый красивый магазин города.

Мария Александровна Шанина в девичестве носила фамилию Накладова. Она была омичкой в третьем поколении. Дед – мещанин, а отец был причислен уже к купеческому сословию. Старшего ребенка, дочь Марию, Егорович и Егоровна (так по отчеству называли супругов Александра и Екатерину Накладовых) крестили в Воскресенском соборе. Одним из восприемников был отставной полковник Дмитрий Орлов – что говорит о статусе семьи. У купца Накладова была лавка под горой, где продавались деготь и колесная мазь. Мария девчонкой помогала отцу. Вероятно, здесь ее и увидел вдовец, потомственный почетный гражданин из города Вязники Владимирской губернии Михаил Никанорович Шанин.

Маша вышла за него замуж, когда ей было 16, а ему 29. Что ни год, то ребенок. Восемь дочерей родила Мария и пятерых из них похоронила. Муж возглавлял Омское общество приказчиков и вел дела купца Дерова. Но супруги мечтали о своем большом торговом предприятии. Приданым Марии был участок земли в Мокринском форштадте, где стояла отцовская лавка. Он был мал для магазина, и Шанины стали хлопотать о расширении территории. Участок по соседству удалось приобрести в 1896 году.

В 1897-м состоялась закладка здания. Но в том же году после банкета по случаю своего переизбрания председателем Общества вспомоществования приказчикам Михаил Шанин скончался от сердечного приступа. Оставшись вдовой в 33 года, Мария сама строила свой магазин и мощную торговую империю.

Лучший магазин Омска

У нее не было образования, только церковно-приходская школа, но природный ум и предприимчивость подсказывали, что дела нужно вести с помощью лучших специалистов. Проект магазина своей мечты она заказала Илиодору Хворинову. Он удивил омичей праздничной отделкой фасадов, куполами и башенками, зеркальными витринами, висячим мостиком с ажурной кованой решеткой, что вел в апартаменты хозяйки, поселившейся с семьей тут же, на втором этаже. Здание стало украшением Любинского проспекта и символом нового – ХХ века, ведь магазин открылся 12 сентября 1900 года.

Здесь торговали оптом и в розницу тканями, одеждой, обувью, головными уборами, галантереей, часами, ювелирными изделиями из золота и серебра. Мария Александровна организовала работу по-европейски. Именно в ее магазине зажглись первые в Омске электрические лампы. 80 вышколенных приказчиков внимательно относились к каждому покупателю. Броская реклама, работа без перерыва на обед, оплата товара через кассовый аппарат, «фоминские дешевки» – распродажи через неделю после Пасхи, – все это было ново и привлекательно. Омским модницам стали доступны наряды из Парижа, их можно было заказать и по каталогу. Правда, дорого. Шанина находит выход: на улице Яцкинской (ныне Бударина) она открыла швейную мастерскую, в которой стали шить модные платья по парижским и петербургским журналам. Первые демонстрации мод в Омске тоже проходили в шанинском магазине.

Конечно, были и завистники. Однажды в шикарный универмаг пришел мужик и попросил продать ему колесной мази. Странный покупатель был подослан недругами преуспевающей купчихи. В его просьбе был намек на ее торговлю в дегтярной лавке. Приказчики смеялись над мужиком, а он требовал свое. Вышла невозмутимая Мария Александровна и распорядилась сбегать на базар и принести колесную мазь. «От Шаниной никто с пустыми руками не уходит», – сказала она.

Сильная характером, энергичная и умная, она была обделена женским счастьем (замуж больше не вышла) и все силы отдавала делу. Оно росло – и в Омске, и за его пределами. Прибыль от универмага на Любинском в 1915 году составила 97,5 тысячи рублей, а в 1916-м – 216 тысяч рублей.

С купеческой щедростью

Богатая омичка состояла членом городского благотворительного общества. Жертвовала ткани, одежду и деньги убежищу для бедных детей, голодающим переселенцам, людям, пострадавшим от землетрясения в городе Верном. Она сделала взнос на проведение в 1911 году I Западно-Сибирской выставки, покровительствовала одиннадцати приютам и школам. Шанина заботилась о своей репутации и, пережив много горя, была отзывчива к чужой беде.

Мария Александровна была первой женщиной Омска, вступившей в Российское медицинское общество, не будучи врачом. Она этим гордилась и жертвовала омским больницам бинты, мануфактуру, инструменты. Когда в 1916-м возникла идея открыть в Омске Коммерческий институт, Шанина решила помочь делу не только собственными средствами. В Москве в качестве посланницы от Омского биржевого комитета она встречалась с предпринимателями, склоняя их к пожертвованиям в пользу института. Увы, через год ни Омску, ни Москве уже было не до вузов.

У Шаниной не только магазин был образцовым, но и ферма на левом берегу Иртыша с прекрасным садом, теплицами. В этой усадьбе в 1906 году впервые в Омске начали выращивать помидоры, семена которых годом раньше были привезены в Омск болгарами Поповыми. Но имение славилось не только экзотикой выращиваемых культур. Купчиха открыла здесь приют для детей-сирот.

Мария Александровна любила искусство, собирала картины, знала всех артистов. Помогала становлению Омского музыкального общества, финансировала благотворительные концерты. Не все знают, что она купила вместе с компаньонами еще одно здание на Любинском проспекте (ныне его адрес: ул. Ленина, 13). В 1914 году она перестроила фасад в стиле модерн – и вкус вновь не изменил Шаниной.

В 1916-м по случаю празднования 200-летия Омска проходил сбор средств на открытие в Омске Народного университета. Городская управа внесла 10 тысяч, а Мария Александровна – 25.

Марию Шанину омичи наградили званием почетного гражданина города. В 1905-м она получила малую золотую медаль на Стани-славской ленте.

Судьба потомков

Она умерла в 1920 году в Москве. Была версия: Шанину расстреляли. Потом другая: узнав о конфискации имущества и вкладов, она замкнулась, перестала есть и тихо угасла. Но по свидетельству правнучки Шаниной – Е. И. Кузнецовой, причиной смерти Марии Александровны стал тиф. Она скончалась в 56 лет. Перед отъездом из Омска щедро рассчиталась со своими служащими.

Все три дочери Марии Александровны – Варя (1881 г. р.), Катя (1884) и Вера (1888) – окончили Первую омскую женскую гимназию. Девушки были хороши собой, к тому же с богатым приданым. Завидные невесты. Варенька десятилетней девочкой была в группе знатных людей Омска, встречавших на пристани цесаревича, будущего императора Николая II. Старшая дочь М. А. Шаниной прочла высокому гостю приветственное стихотворение.

По легенде перед отъездом в Москву Шанина спрятала часть своего золота, а часть отдала своим служащим, взяв с них обещание вернуть деньги, когда все утихнет. Но так миллионы Шаниной никто и не нашел.