Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Kreativ_2012

.pdf
Скачиваний:
36
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
1.75 Mб
Скачать

А. М. Пастухова О.М. Тихомирова

ОСОБЕННОСТИ ПРОСЕЧНОГО МЕТАЛЛА В ДЕТАЛЯХ АРХИТЕКТУРНОГО УБРАНСТВА ДОМОВ ГОРОДА ИРБИТА

(ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Среди множества разновидностей декоративно-прикладного искусства, художественная обработка металла занимает заметное место. Интерес к металлическим изделиям растет, появляются новые технологии обработки, позволяющие добиваться высокого качества продукции. Урал, как регион обладающий богатыми традициями обработки металла, несомненно, представляет интерес для научного исследования.

Целью совместного (студенческо-преподавательского) исследования, проведенного кафедрой ДПИ РГППУ летом 2011 года, была оценка состояния этнохудожественного компонента в рамках комплекса декоративноприкладного искусства Урала на примере кустарного металла. Исследование было ограничено рядом техник – таких, как ковка, просечное железо и кустарное литье. Этнохудожественный компонент рассматривался в проекте не только в рамках исторической ретроспективы, но и как явление сегодняшней художественной действительности. Предполагалось, определение его роли в эстетическом облике уральских городов и поселков и оцкнка современного состояния вышеозначенных промыслов на обследуемых территориях.

В рамках темы «Кустарный металл Урала» нашей экспедицией было проведено полевое исследование в городе Ирбит Свердловской области.

Ирбит – старинный купеческий и ремесленный уральский город с богатой историей. В архитектурном отношении это город однодвухэтажных старинных кирпичных или рубленых деревянных домов. Многоэтажная застройка практически отсутствует. Жизнь в городе тиха и размеренна. Это позволило участникам экспедиции, спокойно с удовольствием гуляя по городу, рассматривать дома и их убранство, изучать заинтересовавшие детали экстерьера зданий, фотографировать и делать зарисовки.

Город богат изделиями кустарного металла. Ни в одном из городов, в которых мы бывали в рамках проекта, нет такой уникальной сохранности и многообразия артефактов художественного металла, причем не в музейных храни-

122

лищах, а живом архитектурном облике города. Практически повсеместно на домах имеются уникальные резные водосточные трубы, кованые узорные ручки, решётки, дымники.

Описанные в ходе экспедиционного исследования объекты кустарного металла выполнены мастерами вручную много лет назад, что нашему сожалению, обусловило ряд сложностей в исследовании. Во-первых: не удалось установить большую часть имён мастеров, особенно жестянщиков, работающих в технике просечного металла. Следует отметить, что авторство кузнецов, например, удавалось установить значительно чаще. Во-вторых: в силу того, что водосточные трубы, выполненные из мягкой жести, в результате постоянного существования в жестких климатических условиях с перепадами температур и повышенной влажности значительно разрушены. Даже водостоки, попавшие в фонд краеведческого музея города, к сожалению, хранятся не в помещении, а во дворе музея, без какой либо противокоррозионной обработки.

Названные проблемы свидетельствуют о необходимости проведения серьезного научного исследования, направленного на сохранение данного этнохудожественного компонента в рамках кустарного металла Урала.

Просечной металл – произведение, сочетающее операции ковки, штамповки и чеканки – пробивание сквозных отверстий, узоров в листовой металлической заготовке. Применяется при создании ажурных узоров или т. наз. «просечного металла» для украшения ларцов, доспехов, архитектурных сооружений и т. д. Материалом служит листовой металл промышленного производства: жесть, оцинкованная жесть, реже алюминиевый лист. Инструментарий: просечки, кровельные и другие специальные молотки, киянки (деревянные молотки), ножницы для металла, зубила и зубильца, чеканы-сечки.

В Ирбите из предметов просечного металла в ходе экспедиции были сфотографированы и описаны следующие виды изделий: водосливные трубы, дымники на печных трубах, навершения воротных столбов, жестяные подзоры кровли. Наиболее интересна собранная коллекция водостоков и дымников.

Повторяющихся водостоков практически нет, все они совершенно неповторимы – разной формы и размеров. Встречаются круглые, квадратные, сложные резные многоярусные, с отдельно выполненными декоративными элементами или узорные водостоки, напоминающие кружево.

123

Нами была сделана попытка классификации по ведущим чертам художественного решения Ирбитских водосточных труб. По конструкции воронок изделия можно разделить на два вида: круглой и квадратной формы в сечении.

Водосточная труба состоит из нескольких частей – воронка, та часть, где осуществляется сбор воды с крыши, колено и непосредственно водосточная труба. Декорируется, вырезается в основном воронка, но и в местах стыков труб порой встречаются ажурные хомуты (рисунок 3).

Интересны сложные многоярусные формы водосточных труб. Например, многоярусный резной водосток на здании Ирбитского этнографического музея.

Орнаменты, использующиеся в резьбе ажурных элементов водостоков, в основном геометрические, преобладают ромбы, треугольники, полукруглые и круглые элементы. Воронки водостоков очень сложные многоярусные, могут включать в себя до 10 уровней, разных по размеру. Каждый уровень начинается и заканчивается ажурной кромкой. Резные ярусы чередуются с ровными, неукрашенными фрагментами (рис. 1 и 2). Центральная часть композиции представлена обычно самым большим ярусом, сторона кото-

рого является квадратом.

В каждом квадрате размещается крупный не ажурный элемент: цветок шестивосьмиили многолепестковый или остроконечная шести лучевая звезда. Часто можно видеть что, форма и ажур лепестка цветка применяются и в последующем орнаменте, как например водостоки в коллекции музея или на улице Кирова, д. 60.

Рис.1 водосточная труба на ул.Кирова

Верхний ажурный край на водостоках нередко имеет форму короны. Если водосток круглой формы – тогда он имеет форму чаши (ул. Кирова, д. 85), а сами ажурные воронки напоминают паутинку – сложное переплетение незамысловатых узоров.

Одним из приятных открытий Ирбита стало наличие современных жестяных изделий бережно следующих художественной традиции и технологии про-

124

сечного металла (ул. Кирова, д. 60 и ул. Кирова, д. 82). Этот водосток сверкающий новой жестью напоминает маленькую крепость. У него есть своя башенка, смотровая площадка и даже бойницы. Ажурный, с любовью вырезанный, он прекрасно дополняет и украшает дом.

Цвет водосточной трубы играет важную роль для цельности восприятия архитектурного декора. Нам встречались водостоки различных цветов: серебристый цвет жести – там, где время ещё не успело попортить водосток (ул. Кирова, д. 60 и 82), красно-рыжие ржавые (ул. Кирова 56, см. рисунок 1) или на углу Орджо- никидзе-Карла Либкнехта).

Рис.2 многоярусный резной водосток

Встречаются и совсем старые, темно коричневые, почти чёрные, уже почти полностью утратившие свой первоначальный вид. Некоторые части такого водостока уже потерялись, отпали, сам он местами просвечивает насквозь и издалека, выглядит бесформенным. Такие водостоки давно уже не используются по своему прямому назначению, но по каким-то причинам не снимаются с домов и продолжают доживать свой век. Нередко встречаются трубы, крашенные в различные оттенки зелёного и голубоватого, бирюзового. Пример не обдуманного цветового решения можно увидеть на улице Революции на здании Музея Искусств: водосточная труба темно-зелёного цвета, на фоне белокрасного кирпичного здания. Такая труба смотрится некой ломанной змеёй, протянувшейся по всему зданию на крышу.

125

Рис.3 схема водосточной трубы

Дымники. Многие печные трубы Ирбита украшают оригинальные дымники. Образ каждого дымника уникален и неповторим. На протяжении всей экспедиции нам не встретилось двух одинаковых дымников. Узор некоторых дымников незатейлив, а другие, напротив, удивляют своей сложностью качеством проработки деталей. Особую группу составляют дымники с сочетанием интересных геометрических узоров и вершиной в виде различных животных: петухов (рис. 4) (водостоков в виде петуха оказалось несколько, на ул. Щорса и ул. Ирбитская, Кирова-Фрунзе), рыб, и даже в виде самолёта.

Функциональная часть дымника – это конструкция венчающая печную трубу имеет четырехгранное основание (по форме трубы). Выше находится ажурная резная часть, проработанная геометрическими элементами. Орнаменты в основном простые, с повторением в ряду одного элемента. Весь узор ровно прорезан, вследствие чего, смотрится очень аккуратно и гармонично. В резных узорах чаще используются простые геометрические элементы: ромбы, треугольники; прямые, изогнутые или полукруглые линии. На самом верху дымника, в качестве завершающего элемента нередко ставится изображение животного или какого-либо предмета.

Дымники с фигурами менее резные, в результате чего внимание сосредоточенно на основном верхнем декоративном элементе, который прорезается с особой тщательностью и иногда бывает подвижным выполняя роль флюгера.

126

Например, очень интересный резной дымник встретился на улице Ирбитской. Здесь детально проработан, как и сам петух, так и остальные части дымника.

Но встречались и более простые дымники, украшенные лишь верхним декоративным элементом – животным или предметом, например, ещё один петух на улице Ирбитская или украшенный стрелой дымник на улице Кирова, д. 44.

Рис.4 флюгер на крыше частного дома на ул.Ирбитская

Но часто повторяющимся элементом является, конечно же, петух, скорее всего, потому что он является символом огня и своеобразным оберегом. В стародавние времена существовало поверье, что петухи охраняют жилище от дьявольских наваждений и нечистой силы. В связи с этим образ петуха старались использовать в оформлении дома.

Цвета дымников в основном чёрный (ул. Карла Маркса), металлический либо крашенный, например, тёмно - зелёный (ул. Карла Маркса, д. 47 здание музея). Дымники – эффектные, аккуратные, резные, они не перегружены элементами, лишними деталями и смотрятся красиво, гармонично завершая облик дома.

Навершия воротных столбов, защищающие древесину от попадания влаги и гниения, встречаются очень редко. Это объясняется тем, что деревянных оград и ворот в городе почти не сохранилось. Тем не менее, в ходе исследования был найден хорошо сохранившийся объект – навершие в форме цветка лотоса, расположенное на деревянном столбе. Так как забор был выкрашен много лет назад в бирюзовый цвет, то навершие тоже покрасили. Но со временем краска пооблупилась, и это придало жестяному цветку ещё больше очарования. Аккуратные металлические лепестки сохранились. Приятно смотреть на бутон цветка, который совсем не выглядит металлическим. Обычная грубость металла здесь выглядит мягко, почти нежно. Лотос смотрится оригинально и в тоже время прекрасно вписывается в общее композиционное решение архитектурного ансамбля.

127

Искусство просечного железа, несомненно, представляет собой художественную и историческую ценность и требует дальнейшего исследования и сохранения наряду с более известными видами декоративного искусства, таким как художественное литье и кузнечный промысел Урала.

Л.А. Райда ,С.А. Стяжкина

ЧЕЛОВЕК И «ЖИВАЯ» МОДА

Мода. Это слово мы часто слышим, видим и говорим. Работая в этой индустрии сложно его избегать. И что же такое «мода»? Мода (фр. mode, от лат. Modus – мера, образ, способ, правило, предписание) это временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т.д., который популярен в обществе в определённый период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. В понятие моды также включается предпочитаемый в данную эпоху тип человеческого тела (например, во времена Рубенса ценилось пышное тело, а в начале XXI века ценится стройность). Неотъемлемый атрибут моды – погоня за новизной; при этом степень новизны/модности предмета или явления зависит не столько от его объективного времени создания (возникновения), сколько – от момента обретения им популярности и общественного признания. Если явление или предмет, будучи модным какой-либо отрезок времени, теряет новизну в глазах окружающих, то становится немодным (старомодным). Два мотива движут модой. Первый – подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй – страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции).

Все дизайнеры, так или иначе, стремятся к тому, что бы создать новое. И это понятно, кто купит прошлогоднюю «новинку»? Кто, уважая себя, хочет выглядеть смешно или нелепо? Ответ прост. Никто. Да и это понятно, нам свойственно хотеть чего-то нового, мы устаём смотреть на одно и то же из года в год. Даже изысканные и прекрасные вещи со временем теряют свою красоту и надоедают нам. Но в наше время, время потребления, когда производство различных вещей превышает их реальную потребность, стоит подумать, так ли нам нужна «модная диктатура»? Так ли это важно сейчас искать новое, новейшее и

128

ультра новое, что бы всё дальше и дальше загонять себя в угол своими безграничными потребностями? Это - тупиковый путь. Но ещё не всё потеряно, сейчас актуальны такие понятия как эко-мода, винтаж и т. п. Ну, хотя бы переделать уже изготовленную одежду! Даже придумывать ничего не надо, всё уже придумано. Вариантов масса, надо только задаться целью!

Мы уверены, что такие методы способны решить наболевшие проблемы «старомодных» вещей, избавят от «страха оказаться вне общества» из-за не соответствия чьего-то образа модным направлениям. А самое главное - эти способы создания новой одежды из старой отлично способствует развитию фантазии, дают определённую свободу самовыражения с помощью своего костюма.

Парадокс современности – мы так стремимся к индивидуальности, что в погоне за ней становимся похожими и даже одинаковыми. Взамен никто ни кого не осуждает за немодную одежду, все похожи друг на друга и чувствуют себя комфортно среди себе подобных. Пора меняться, пора менять моду. Пусть, наконец, мода будет для человека, а не человек для моды!

Издавна человек стремился выделиться как индивидуальность. Раньше это было сложнее достичь, так как мода не менялась веками и многие вещи носились поколениями. Но в наше время, быть не таким как все, намного проще, ведь мода меняется каждый сезон, на подиумах нам представляют огромное количество проектов, различных по композиции, цвету, материалам, отделке, в общем, на любой вкус. Появляется другая проблема: для людей, особо следящих за модными тенденциями – успевать обновлять гардероб, и более серьезная – утилизация тех вещей, которые не нашли своего потребителя. Эта проблема все больше волнует умы ученых и дизайнеров, ведь лишь 14% созданных моделей находят потребителя, а остальные 86% остаются либо на уровне идеи, либо уничтожаются. Часто процесс утилизации наносит вред окружающей среде, так как многие материалы разлагаются столетиями. К счастью, всегда можно найти выход, и в наше время дизайнеры уже придумали натуральные материалы, которые в будущем вполне смогут заменить синтетические.

Таким образом, целью нашей статьи является:

рассказать о проблеме утилизации одежды;

рассказать о способах решения этой проблемы.

Итак, оказывается, теперь одежду можно выращивать. В прямом смысле. Это удалось английскому дизайнеру Сюзанне Ли, которая создала пиджак из

129

бактерий. Дизайнер лондонской Школы моды и текстиля Сент-Мартинс Сюзанна Ли смешала в обычной ванне дрожжи, сладкий зелёный чай и колонию бактерий, которые используются при изготовлении напитков с содержанием кофеина. В этом растворе бактерии начали размножаться, образуя в итоге тонкие лоскуты ткани. Из них оказалось возможно изготавливать одежду. Называется такой материал «микробная целлюза», и когда он высыхает, то становится плотной, похожей на папирус материей. Её можно отбеливать и покрывать натуральными красками, такими как куркума, индиго или свекольный сок. Для соединения отрезков материи достаточно сильного нажатия на стыки ткани. Такая био-одежда очень экологична, поскольку её легко утилизировать, когда она отслужит своё. Микробная целлюлоза является частью исследовательского проекта под названием BioCouture. Его цель — создание прочных и надёжных тканей путём выращивания их из бактерий. Исследования ещё идут, но у Сюзанны Ли уже появился собственноручно выращенный гофрированный пиджак из целлюлозы [1].

Современная лёгкая промышленность делает одежду из всего подряд — синтетики, шерсти, хлопка, льна и пр. Однако, Наталья Драбкина из Мурманска, пренебрегла мировым опытом и решила делать одежду из крапивы. Крапивные футболки, шарфики и носки могут стать конкурентоспособной разновидностью повседневной и праздничной одежды и занять своё место в элитных магазинах. Сорняк, вызывающий раздражение у туристов и ненависть у садоводов, может вывести российскую моду на новые рубежи. «Вещички из крапивы хотя и обойдутся дорого, но это натуральная, даже полезная для здоровья одежда. Их можно смело выводить на мировой рынок», считает Наталья Драбкина. На реализацию пилотного проекта затрачено 130 кг крапивы именно столько собрала и пустила в дело за 1,5 месяца эксперимента Наталья Драбкина [2].

Британцу Саймону Пирсу удалось создать ткань из паутины большого мадагаскарского паука. Насекомое вырастает размером с ладонь и создает потрясающую паутину, которая в 5 раз крепче стали (такого же веса) и имеет чудесную шафрановую расцветку. Пирс решил по отношению к паукам применить ту же технологию, что на протяжении тысяч лет люди используют для получения натурального волокна из коконов шелкопряда. Сотканная британцем в результате ткань как величайшая ценность выставлена в экспозиции Американского музея истории природы. Полотно с золотистым отливом соткано вручную из нитей, скрученных из паутины. Вряд ли такой текстиль сможет найти широ-

130

кое практическое применение, ведь стоимость этого куска ткани составила, по словам Пирса, полмиллиона долларов. Однако после того, как на Мадагаскаре вновь начнется теплый сезон, и пауки возьмутся за работу, Пирс собирается продолжить свое производство и изготовить побольше паучьей материи. Он надеется, что на новинку клюнут ведущие кутюрье, которым с каждым годом становится все сложнее потакать прихотям избалованных модниц [3].

Мы рассказали лишь о трех способах получения натуральных тканей, но в наше время их существует больше, например: из бамбука, из луба, из шерсти лам и т.д.

Мода растет, цветет и умирает как цветок. Вот только цветок становится удобрением, а модные проекты не всегда утилизируются в пользу окружающей природы. В своей статье мы рассказали о дизайнерах, которые пытаются решить эту глобальную проблему современного мира. Думаем, что вскоре созданные модели дизайнеров из натуральных материалов будут изготавливаться не только в единичных экземплярах, и у нас с Вами появится возможность иметь в гардеробе костюм из бактерий, джемпер из крапивы и платье из паутины.

Библиографический список

1.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.cheloveche.ru.

2.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.narodko.ru.

3.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.mirnov.ru.

М.В.Семенова

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВУ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Обучение искусству и обучение творчеству – разные вещи. Первое предполагает выработку конкретных навыков, второе особый тип мышления и видения. Творчеству нельзя научить, но творчество можно спровоцировать, побудив обучаемого к самостоятельности в принятии решений. «Обучение творчеству» если и возможно, то отнюдь не по формуле: «делаем вместе с учителем, делаем частично самостоятельно, делаем самостоятельно от начала до конца», но с точностью да наоборот: «делаю так, ибо так вижу» (что соответствует максиме автономного

131

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]