Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Книги / psyblag

.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
276.48 Кб
Скачать

«ничегонеделания»).

Модус профессионального самоопределения и роста. Включает адекватность профессионального самоопределения, удовлетворенность избранной профессией, трудом, отношениями с коллегами и др.

Модус физического (соматического) и психологического здоровья.

Содержит систему взглядов на ценность здоровья и определяет

деятельность, направленную на оптимизацию здорового образа жизни,

поправление здоровья.

На рис. 1 представлена концептуальная модель субъективного благополучия. В этой модели учтены функциональные блоки и детерминантный комплекс этого явления. Формирование субъективного благополучия (неблагополучия) основано на механизмах социальной перцепции, в которой перцептуальным объектом выступает сам субъект со своей жизнью и внешние, по отношению к нему, объекты социального мира – качественный характеристики «нормативного» образа жизни, поведения, материального достатка и т.п. Блок обработки производит оценку получаемой информации и ее квалификацию. Результирует эту работу состояние удовлетворенности или неудовлетворенности, ряд которых, интегрируется опять, посредством обработки в процессе обобщения и опосредованно социальной когнитивно-эмоциональной картой мира личности, и создает состояние субъективного благополучия, в котором удовлетворенность в том или ином аспекте выступает частным элементом.

Различные модусы субъективного благополучия оптимизируются в зависимости от актуальной жизненной ситуации. Однако субъективное неблагополучие в чем-либо (относительно того или иного модуса) не остается не заметным; оно присутствует либо в виде сниженного настроения, либо в виде активности и прочее. Кроме того, как мы уже упоминали, невозможность усиления индекса благополучия в одной сфере, часто замещается активностью и достижениями в другой. Человек, вместе с тем, стремится к «глобальному» благополучию, которое для него принимает совершенно очевидные очертания в процессе становления личности.

Перцепция жизни и своей роли в ней во временном

(темпоральном) аспекте является важным с точки зрения определения той роли, которую выполняет не только опыт, но и представляемое будущее (антиципация). В теоретических концепциях основной акцент часто делается либо на прошлом как реальности, либо на будущем как возможности для оптимистичного настроя и субъективного благополучия. Вместе с тем, имеется и «интегральный» взгляд, в частности, реализующийся в гуманистической парадигме (А. Маслоу), в которой считается, что восприятие прошлого, настоящего и будущего в единстве и целостности является центральным звеном самоактуализации.

Блок внешнего сканирования

Блок внутреннего сканирования

Внешние инстанции

Внутренние инстанции

Объекти вация

Когнитивный блок

Эмоциональн ый блок

Поведенческ ий блок

Удовлетворенность

Блок интеграции и

Субъективное благополучие

Рис. 1. Функциональная модель организации субъективного благополучия

В субъективном благополучии прошлое и будущее находятся в весьма тесных связях как между реальностью и возможностью (кстати, сама связь между реальностью и возможностью также обеспечивает благополучие). Образ будущего не может не быть основанным на прошлом. Однако существуют разные варианты этого образа. Для одних, благополучие существует как бы изначально. Чаще это самодостаточные люди, «знающие себе цену», обладающие внутренней

«крепостью», неподдаваемостью внешнему снижению самооценки и ухудшению самоотношения.

Для других оно складывается в процессе преодолений различного рода внешних и внутренних препятствий, благодаря чему укрепляются волевые свойства личности, «закаляется» личность, усиливается

«самоэффективность».

Рассмотренные два варианты коренным образом отличаются, и, в первую очередь тем, что в первом случае благополучие становится катализатором пассивности, во втором, - активности.

Для третьих, субъективное благополучие – «та звезда», к которой стремятся и это стремление лежит в основе большинства изысканий.

Для четвертых – оно является недостижимым.

Мы полагаем, что в становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние в отношении личности инстанции, среди которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого на разных уровнях и обстоятельствах жизни. Так или иначе, они создают не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты, которые можно квалифицировать как комплекс

«самоэффективности», успешности.

Неуспех, сопровождаемый ребенка на уровне его дошкольного или школьного детства, по-видимому, создает предпосылки для неуспеха в последующей жизни. Осознание своей социальной успешности является одним из «определителей» субъективного благополучия, равно как верно и обратное: человек, являющийся благополучным в своем субъективном самовосприятии обнаруживает в своем поведении гораздо больше «успешных» ситуаций, нежели, чем неблагополучный (кстати, вся система психотерапии нацелена на субъективизацию личности, усиление ее «благополучности»).

Вместе с тем, как подчеркивает У. Глассер [1], независимо от прошлых неудач и иных факторов (этнос, материальное благосостояние, культура и пр.), первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все ранее неблагоприятные факторы могли быть нейтрализованы. Это значит, что достижение субъективного благополучия возможно на любом отрезке жизненного пути. Это вполне оптимистичная точка зрения, и, как мы полагаем, единственно необходимая для практики психологической помощи населению. Однако мы понимаем, насколько важно испытать «серию удач» как можно раньше. В этом мы солидарны с У. Глассером, полагающим, что именно школа способна (изменив свою «педагогическую философию») помочь ребенку обрести зрелость, уважение и любовь окружающих, осознать себя полноценной личностью и достичь благополучия.

Мы исходим из того, что субъективное благополучие является критерием успешности во многих видах деятельности – труда, познания, общения, учения, и в целом, жизни, а также специальных психологических взаимодействий, в частности, - психотерапии и психотренинга.

При всей привлекательности субъективного благополучия, нельзя не сказать и о такой его стороне, как общественно важное его содержание. Речь идет о благополучии, понимаемом по-разному в зависимости от общественно или индивидуально ориентированной личности, в зависимости от эгоистической или альтруистической направленности. Можно быть «благополучным» удовлетворяя лишь свои собственные амбиции, реализуя притязания и не соотнося ни своих желаний, ни последствий их реализации с микро- и макросоциумом. Следствие этого – внутренняя пустота и социальная изоляция, что приводит к невозможности реализации высших потребностей и соответственно неминуемое снижение индекса субъективного благополучия в будущем. Вероятно, также ущербна и противоположная личностная позиция – альтруистическая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991. – 184 с.

2. Джеймс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.

3. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества

4. Классов Б. А. Социальное здоровье населения как фактор устойчивого развития общества

5. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Межгенерационный сдвиг индивидуального оптимизма/пессимизма в современном российском обществе // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998

6. Козлов В.В. Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии: Автореф. дисс. .. докт. психол. наук. – Ярославль,

1999. – 64 с.

7. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал, Т. 2, №3, 1981

8. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. С. 180.

9. Краковский А.П. О подростках. М., 1970. –272 с.

10. Маслоу А. Психология бытия. С235

11. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. –

479 с.

12. Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации.

13. Резниченко Л. Опыт сравнительного счастьеведения.

14. Симонов П. В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. - М.: Наука, 1993. - С. 8.

15. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия.

Ярославль, 1996.

16. Угланова Е.А. Восприятие собственного дохода как фактор субъективного благополучия в современной России // Социальная психология XXI века. Т. 3. Ярославль, 2002. С.204-207.

17. Хруцкий К. С. Аксиологический подход в современной валеологии // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.013). Новгород, 2000.

18. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. /

Под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996.

19. Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информационный бюллетень. М.: ВЦИОМ - Аспект-Пресс, 1993–1997.

20. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.

Соседние файлы в папке Книги