Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданская война.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
43.48 Кб
Скачать

14 Ноября 1919 г. Красная армия заняла Омск.

После разгрома белогвардейских войск бежал из Омска в Иркутск, где 27 декабря 1919 г. был взят под охрану чехословацкими войсками. 4 января 1920 г. Колчак издал указ о передаче прав «верховного правителя» Деникину. 7 февраля 1920 г. Колчак по приговору Ревкома был расстрелян в Иркутске. Остатки колчаковских войск ушли в Забайкалье.

Мундир английский,

Погон французский,

Табак японский,

Правитель омский.

М.Л. Бочкарева. Биографическая справка.

Бочкарева (урожденная Фролкова) Мария Леон­тьевна родилась в 1889 г. в Новгородской губернии в крестьянской семье, в 1905 г. семья переехала в с. Кусково Томской губернии, а затем в Томск.

С ранних лет нанималась прислугой к богатым горожанам, работала на укладке асфальта.

В 1914 г. подала прошение на имя императора Николая II с просьбой о зачислении в армию и была принята в качестве вольнона­емного рядового 25-го томского запасного ба­тальона. Товарищи по полку называли ее Яш­кой.

С конца 1914 г. уча­ствовала в боях Первой мировой войны, имела четыре ранения, была награждена Георгиев­ским крестом всех че­тырех степеней, а также 2 се­ребряными и 1 золотой медалью «За усердие». Получила чин младше­го, затем — старшего унтер-офицера.

После февральской революции 1917 г. в Петрограде была пред­ставлена высшему во­енному руководству, предложи­ла идею организации воинских частей из женщин. Идея получила одобрение. Около 300 женщин-добровольцев были вклю­чены в отряд «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой».

21 июня 1917 г. первому женскому батальону смерти на площади у Исаакиевского собора командующий войсками Петроградского военного округа вручил боевое знамя, а прапорщику М.Л. Бочкаревой, по распоряжению военного министра произведенной в первый офицерский чин, золотое оружие. И уже 23 июня женский отряд в составе 200 человек отправился из Петрограда на Западный фронт в район Молодечно. В одном из боев в июле 1917 г. Мария получила тяже­лую контузию.

В Петрограде во время штурма 25 октября 1917 г. другой ударный женский батальон, созданный по образцу отряда Бочкаревой, оборонял Зимний дворец.

Осенью 1917 г. Бочкарева была арестована, по­сле кратковременного пребывания в Петропав­ловской крепости уехала в Томск, затем опять арестовывалась.

В 1918 г. побывала в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Вашингтоне, полтора месяца лечилась в госпита­ле, была приглашена на обед к президенту США В. Вильсону, в Англии встреча­лась с английским королем Георгом V и британским во­енным министром, просила их о поддержке белого движения в России. В 1919 г. в США были изданы ее мемуары, записанные с ее слов американским историком, выходцем из России И. Левиным.

Летом 1919 г. вернулась в Россию, встретилась в Омске с адмиралом А.В. Колчаком, приступила к организации женского санитарного отряда. Мария произнесла страстные речи в двух омских театрах и за два дня завербовала 200 добровольцев. Но дни самого «Верховного правителя России» и его армии уже были сочтены. Отряд Бочкаревой оказался никому не нужен. В ноябре 1919 г. вместе с частями армии Колчака отступала до Новониколаевска, откуда добралась до Томска.

Прямого участия в Гражданской войне не принимала.

С приходом в декабре 1919 г. в Томск частей Красной армии добровольно явилась к комен­данту города и сдала боевое оружие. Вскоре была арестована и отправлена в Красноярск. Постановление о рас­стреле подписал заместитель начальника Особого отдела ВЧК И.П. Павлуновский. 16 мая 1920 г. приговор был приведен в исполнение.

Посмертно реабилитирована Постановлением прокурора Омской области от 9 января 1994 г.

Белогвардейский романс

Степь, прошитая пулями, обнимала меня,

И полынь обгоревшая, накормила коня;

Вся Россия истоптана, слезы льются рекой;

Эх, земля моя русская, я прощаюсь с тобой!

Наше лето последнее, уж не свидеться нам,

Я земле низко кланяюсь, поклонюсь я Церквам;

Все тут будет поругано, той России уж нет,

И как рок приближается наш последний рассвет.

Из «Меморандума союзным державам» от 13 ноября 1919 г. от командования Чехословацким корпусом:

«Под защитой чехословацких штыков местные военные русские органы (колчаковские власти) позволяют себе такие дела, от которых весь цивилизованный мир придет в ужас. Выжигание деревень, убийства мирных русских граждан целыми сотнями, расстрел без суда людей исключительно только по подозрению в политической нелояльности составляют обычное явление, а ответственность за все это перед судом народов целого света падает на нас за то, что мы, располагая военною силою, не воспрепятствовали этому бесправию».

В.И.Ленин. Из речи В.И. Ленина перед слушателями Свердловского университета. 1919 год.

«Сведения, которые мы получаем из колчаковского ты­ла, говорят, что население восстает против него поголов­но, даже зажиточные крестьяне.

Колчаку оказывала помощь вся европейская буржуазия. Вы знаете, что сибирская линия охранялась и поляками, и чехами, были и итальянцы, и американские офицеры-добровольцы. Все пришло на помощь Кол­чаку.

Колчак дал нам миллионы сторонников Со­ветской власти в самых отдаленных районах».

Сибирский писатель В.Я. Зазубрин в 1925 г. встретился с партизаном Ф.А. Волковым, который согласился передать в новониколаевский музей "на историческую память" ту самую двуручную пилу, которой он вместе с женой казнил двух милиционеров (за то, что они в свое время пытали жену Волкова). Председатель Кузнецкого РИКа Дудин на зазубринской записи рассказа Волкова написал: "Факт распилки колчаковских милиционеров Миляева и Петрова общеизвестен и в особых подтверждениях не нуждается".