Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Спектакль документов.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
708.1 Кб
Скачать

Интервью, взятое автором у двух вымышленных персонажей

— Что вы думаете о создании образа документального героя на экране?

Х р о н и к е р. Документальный герой для меня — это вовсе не обязательно отдельная личность. Чаще это какая-то общность людей, будь то завод, стройка или село. Моя камера погружается в определенную социальную среду. Я пытаюсь передать атмосферу этой среды. А отдельная личность — часть всей картины.

Но даже если я делаю портретный очерк, то, откровенно говоря, никогда не ставлю перед собой цель создать образ. Я просто стараюсь показать человека в разные моменты его жизнедеятельности, в разных ситуациях. Он работает, выступает на собраниях, отдыхает, как ему нравится, — а моя задача заключается в том, чтобы естественно зафиксировать все это. Я показываю его лицо, руки. Он может высказаться по тому или иному поводу — в моем распоряжении синхронная камера.

Пока снимаю, стараюсь быть невидимкой. Фиксирую наиболее яркие моменты. Конечно, стараюсь снимать выразительно, даже красиво. Потом выстраиваю материал в логической последовательности. Что-то беру в картину, что-то уходит в отсев.

В общем, я стремлюсь дать о герое побольше информации. Но не считаю для себя возможным (да, по совести, и не умею) анатомировать живую личность. Если бы я хотел заниматься личностью, пошел бы в актерское кино...

— Значит, вы показываете в своих фильмах не личность, а общественное лицо?

Х р о н и к е р. Да, конечно. Для документального фильма этого вполне достаточно. Я не лезу со своей камерой, микрофоном и светом в душевную жизнь человека. У нас, мне кажется, и средств таких нет, чтобы живописать отдельную личность и все тонкости характера. И потом, чтобы узнать человека по-настоящему, надо с ним пуд соли съесть. А хроникер должен снимать — жизнь ведь не ждет.

— Как строятся ваши отношения с людьми, которых вы снимаете?

Х р о н и к е р. Как правило, я знаю о них немногим больше того, что содержится в моем фильме. Я для них некто с телевидения — и только. Конечно, иногда у нас завязываются дружеские связи, но к фильму это отношения не имеет. Нравится мне человек или не нравится — для съемки это безразлично.

Моя забота состоит в том, чтобы зритель увидел героя таким, каким его видят окружающие люди, каким увидел бы его любой, окажись он на моем месте. Пусть иногда говорят, что мои фильмы несколько скучноваты. Зато они правдивы. А жизнь, знаете, не театр...

П у б л и ц и с т. У меня несколько иная позиция. Я не очень понимаю, зачем нужно снимать "картинки из жизни". Так называемые портретные фильмы меня тоже интересуют весьма мало. Для меня главное — проблема.

— Как же вы в таком случае выбираете героя? Публицист. А я не выбираю. Он приходит ко мне вместе с проблемой, которая ставится в фильме. Я предоставляю ему трибуну, он высказывается с экрана как очевидец или как специалист. То, чего не смог сказать он, я дополню.

Конечно, прекрасно, если мой герой — к тому же яркая, запоминающаяся личность. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Герой нужен мне по делу, а не сам по себе. Остальная его жизнь меня не касается. По-моему, если проблема взята острая, животрепещущая, то от героя требуется лишь одно — донести ее до зрителей.

Я строю свой фильм как систему доказательств. Стараюсь дать зрителям материал для определенных выводов. Поэтому и от героя добиваюсь ясности мысли и краткости изложения.

— Как же вы поступаете, если человек отстаивает правильную точку зрения, а лицо у него противное, не внушает доверия?

П у б л и ц и с т. Не беда. Мне важно, чтобы герой умел обосновать свое мнение. А какой у него при этом нос или прическа — вопрос второстепенный. В конце концов убеждает не физиономия, а мысль. Вспомните, кстати, Сирано...

— Значит, личность героя вас не интересует?

П у б л и ц и с т. Так сказать нельзя. Я понимаю, что с экрана проблему лучше раскрывать через конкретного человека, тогда она становится ближе зрителю. Поэтому я все-таки ищу такого героя, который может острее других поставить проблему.

— Как вы представляете себе идеальный вариант своей работы?

П у б л и ц и с т. Идеальный? Пожалуйста... Острая, общественно значимая проблема. Борются разные мнения. Весы склоняются то в одну сторону, то в другую. Автор ведет журналистское расследование. Если у него складывается собственный взгляд на пути решения проблемы, он стремится подвести к нему зрителя. При этом фильм строится так, чтобы истина добывалась в споре. По следам публицистического выступления принимается решение.

Считаю высшей наградой, если моя работа публициста приносит конкретный результат.