Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bilet_1_2_3_6_7_9_10_11_12_13_16_17_18.docx
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
175.84 Кб
Скачать

Билет 2

1.

Парадигматика – отношения единиц речи по вертикали, например, парадигма слова стол: столов, столу, столом и т.д – т.е падеж, или парадигма сущ., прил., глаг. И т.д.

Синтагматика - особенности соединения единиц речи в линейной отношении, отношения по горизонтали

Синхрония – изучения языка в данный момент истории

Диахрония – исследование языка на протяжении какого-либо периода времени.

Семио́тика, или семиоло́гия — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Семиотика возникла в конце XIX начале XX века. Основоположники амер. Чарльз Пирс и шотландский Ф. Де. Соссюр.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

-синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации;

-семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;

-прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

Семантика (семасиология) – раздел языкознания, изучающий значение единиц языка.

1) один из аспектов изучения знаков в семиотике.

В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ. Термин введен франц языковедом Бреалем

2.

В древней Греции проблемы языкознания заняли видное место в рассуждениях философов. Наибольший отзвук получила дискуссия об отношении между мыслью и словом, между вещами и их именами. Вторая дискуссия возникла между сторонниками и противниками полного соответствия между логическими и грамматическими категориями (спор аналогистов с аномалистами). Древнегреческих мыслителей разделил на два враждующих лагеря спор «о природном или условном» характере слов. В качестве лозунгов спорящие направления выдвигали, с одной стороны, термин фюзей 'по природе', с другой — термин тезей 'по положению'. Этот спор обычно возводят к взглядам Гераклита и Демокрита.

Гераклит (540—480 гг. до н. э.) считал, что каждое имя неразрывно связано с той вещью, названием которой оно служит, что в именах раскрывается сущность вещей.

Демокрит (460—370 гг. до н. э.), в противоположность Гераклиту, учил, что вещи обозначаются словами не сообразно природе самих вещей, а согласно обычаю, по установлению людей. Этот спор об отношениях между предметами и их названиями отражен в знаменитом диалоге Платона (428—348 гг. до н. э.) «Кратил». Сам этот диалог, содержащий конфронтацию обоих традиционных воззрений на природу названий, был шагом вперед в развитии взглядов на язык.

Эта дискуссия не привела, следовательно, к определенному результату, но она имела большое значение для развития языкознания. Так, например, Платон на логической основе пытается классифицировать слова в языке. Он выделяет две категории — имя и глагол. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) рассматривал грамматические вопросы в тесной связи с логикой. Его взгляды оказал огромное влияние на проблему выделения и классификации грамматических категорий.

Большой вклад в изучение языка после Аристотеля внесла философская школа стоиков. Ее главой был Хрисипп (280—206 гг. до н. э.). Стоики считали, что слова выражают подлинную внутреннюю сущность предметов с помощью природных звуков. Подобный подход к слову привел к созданию особой отрасли языкознания — этимологии, т. е. науки об «истинном значении слов».

Стоики продвинули вперед познание грамматических категорий и, вслед за Аристотелем, дали наименование многим грамматическим явлениям. В частности, стоики перенесли логический термин «часть речи» в языкознание.

Александрийские грамматисты. Величайшего расцвета греческое языкознание достигло в эллинистическую эпоху (334—31 гг. до н. э.) в поселениях греческих колонистов в Александрии (Египет), Пергаме (на побережье Малой Азии) и на о. Родос. Этот период называют грамматическим периодом греческого языкознания. Грамматисты этой эпохи, находившиеся вдали от Греции и не заставшие славное время ее культурного расцвета, стремились оградить старую греческую литературу и ее язык от посторонних влияний.

Причину строгой системности языка александрийцы усматривали в господстве аналогии, в стремлении к единообразию и закономерности.

Аристарх (215—­143 гг. до н. э.). На протяжении многих лет он был хранителем Александрийской библиотеки и вместе со своими учениками составил выверенный полный текст Гомера. Ученик Аристарха Дионисий Фракийский (170—90 гг. до н. э.), используя опыт своих предшественников, около 100 г. до н. э. написал первую систематическую греческую грамматику для римлян «Искусство грамматики. Его взгляды развил и обобщил наиболее известный из греческих грамматистов Аполлоний Дискол (II в. до н. э.), написавший сочинение о синтаксисе греческого языка — «О синтаксисе».В этом сочинении находим уже ту грамматическую систему, которую унаследовали мы через латинские и старославянские грамматики.

Александрийские ученые большое внимание обращают на звуковую сторону языка. Однако описание звуков у них опирается преимущественно на акустическое впечатление.

При определении частей речи теперь учитывается не только их синтаксическая роль, но и морфологические критерии, в частности словоизменение, а также их семантика

Языкознание в древнем Риме.Вклад римских языковедов в науку невелик. В основном они занимались приложением принципов александрийской грамматической системы к латинскому языку.. Римские ученые уделяли большое внимание стилистике, они, как отмечалось, ввели в состав частей речи междометие; Юлий Цезарь добавил отсутствующий в греческом падеж и назвал его аблативом (отложительный падеж); на римской почве продолжен был спор между аналогистами и аномалистами. Почти все грамматические термины греков были переведены на латинский язык и именно в своей латинской форме сохраняются до настоящего времени.

Рано начались опыты этимологического толкования слов. Грамматика как самостоятельная наука возникает в Риме в середине 2 в. до н.э. в связи с назревшей необходимостью критических изданий и комментирования множества текстов художественного, юридического, исторического, религиозного характера.

Из римских грамматистов наиболее известен Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н. э.), автор сочинения «О латинской грамматике» в 25 книгах, из которых до нас дошло 6. Именно он воспроизвел перипетии спора аномалистов с аналогистами. Он полагал, что словоизменение следует аналогии, а словообразование — аномалии. С опорой на морфологические признаки выделяются четыре части речи: имена, глаголы, причастия, наречия. Марк Фабий Квинтилиан (I в. н. э.) написал «Учебник красноречия», где трактуются и грамматические вопросы. В IV в. н. э. в Риме появились грамматики Элия Доната — обширная и сокращенная. Комментарии к Донату появились уже в античную пору. В начале VI в. н. э. в Константинополе римский грамматист Присциан составил самую обширную грамматику латинского языка — «Грамматическое учение». Грамматика Присциана подводила итог исканиям и достижениям античного языкознания. Грамматики Доната и Присциана стали образцом изложения грамматического строя латинского языка на целых тысячу лет, на весь период средневековья.

Значение античного языкознания. Античный мир явился колыбелью европейской цивилизации. Языкознание греков и римлян имело большое значение для позднейшего времени. Александрийцы сделали грамматику самостоятельной дисциплиной, они накопили грамматический материал и установили основные категории имени и глагола. Греки заложили основы фонетики, морфологии, синтаксиса, этимологии; они определили слово и предложение, установили части речи и т. п. В грамматических работах греков и римлян были и крупные недостатки. Зависимость их учения от философии часто приводила к смешению логических и грамматических категорий. Они не занимались изучением других языков, кроме греческого и латинского, считая все прочие языки варварскими. Причем и попытки сопоставления греческого и латинского языков остались в зародыше. В античную эпоху отсутствовал исторический подход к языку, не было понимания того, что звуки и формы языка подвергаются изменению во времени. Учения о языке, сложившиеся в Греции и Риме, представляют собой две взаимозависимые и вместе с тем вполне самостоятельные составляющие единой средиземноморской языковедческой традиции, образовавшие исходную, античную ступень в формировании единой европейской лингвистической традиции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]