Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мп семинар.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
98.65 Кб
Скачать

Третий этап

 

Третий этап кодификации международного морского права связан с разработкой и принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и двух дополнений к ней.

Генеральная Ассамблея ООН в 1967 г. одобрила концепцию общего наследия человечества в контексте вопроса о сохранении дна морей и океанов исключительно в мирных целях. В результате Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет для изучения вопросов мирного использования дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции, а впоследствии создала постоянный комитет – Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции (далее – Комитет по морскому дну) в целях формулирования и отработки идей и концепций, которые должны были послужить основой нового международного режима Мирового океана.

В 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН (Резолюция 2749 (XXV)) приняла Декларацию принципов, в которой торжественно провозгласила дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района общим наследием человечества, которые не подлежит присвоению каким бы то ни было образом государствами или лицами. Кроме того, в Декларации объявлялось, что этот район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами без дискриминации. Генеральная Ассамблея предложила Комитету по морскому делу действовать в качестве подготовительного комитета для будущей конференции.

В соответствии с Резолюцией 3067 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН осенью 1973 г. была созвана III Конференция ООН по морскому праву для решения организационных вопросов. Более ста шестидесяти государств приняли участие в этой Конференции. Она провела одиннадцать сессий. С 6 по 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бее (Ямайка) состоялась заключительная сессия Конференции. На ней представители государств подписали Заключительный акт и Конвенцию ООН по морскому праву. Этот первый успех Конференции сам по себе не имеет прецедента в истории договорного права.

СССР подписал Конвенцию со следующим заявлением:

«1. СССР заявляет, что в соответствии со статьей 287 Конвенции он принимает в качестве основного средства урегулирования споров, касающихся толкования и применения этой Конвенции, арбитраж, образованный согласно приложению V. Для рассмотрения вопросов, касающихся рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований и судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения, СССР избирает специальный арбитраж, образованный согласно приложению VIII. СССР признает предусмотренную в статье 292 компетенцию Международного трибунала по морскому праву в отношении вопросов, касающихся незамедлительного освобождения задержанных судов или их экипажей.

2. СССР заявляет, что в соответствии со статьей 298 Конвенции он не принимает обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения при рассмотрении споров, связанных с делимитацией морских границ, споров, касающихся военной деятельности, и споров, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные на него Уставом ООН».

III Конференция ООН по морскому праву рассматривала широкий круг проблем, и в этом смысле она является беспрецедентной в истории международных отношений. Министр иностранных дел Канады М. Макгиган следующим образом оценил итоги этой Конференции:

«Я хочу подчеркнуть, что Конференция – это не просто попытка кодифицировать технические нормы права. Это Конференция по ресурсам; это – Конференция по продовольствию; это – Конференция по окружающей среде; это Конференция по энергии; это Конференция по охране природы; это – экономическая Конференция; это -Конференция по делимитации морских границ; это – Конференция по территориальным границам и юрисдикции: это – Конференция по транспорту, связи и свободе судоходства; это – Конференция, которая регулирует все виды использования океана человечеством. Более того, это – Конференция, которая предусматривает мирное урегулирование споров, касающихся океанов. Другими словами, это – Конференция, посвященная правопорядку в отношениях между государствами».

Конвенция устанавливает всеобъемлющий режим всего морского пространства. Она состоит из 17 частей. 320 статей и 9 приложений. В соответствии с п. 1 ст. 311 для государств-участников эта Конвенция будет превалировать над Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г.

Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает территориальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы; в ней рассматриваются вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции государств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах.

В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств во вновь созданных исключительных экономических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря государств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод.

Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает новую международную организацию – Международный орган по морскому дну (МОД) с его оперативным подразделением – Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минеральных ресурсов дна океана как часть «параллельной системы», охватывающей также частные предприятия.

Конвенция касается охраны и сохранения морской среды, научных исследований, разработки и передачи морской технологии, составления новых карт океанских вод и районов, покрытых льдами.

Конвенция включает положение, которое редко встречается в многосторонних договорах: она предусматривает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву. Она предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по рыболовству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т. д.

Вопросы, не урегулированные Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права (преамбула Конвенции).

Международное морское право – это отрасль международного публичного права, определяющая правовой статус морских пространств и порядок использования пространств и ресурсов в мирных целях.

Наиболее важным и всеобще признанным является принцип свободы открытого моряДанный принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он означает, что открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря определяется в соответствии с условиями, регламентированными Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:

а) свободу судоходства;

б) свободу полетов;

в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

г) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

д) свободу рыболовства;

е) свободу научных исследований.

Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

Следующим принципом международного морского права является принцип использования открытого моря в мирных целях.

Главная задача этого принципа заключается в исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств и в конечном счете запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении на деле лишь мирного использования пространств Мирового океана.

Данный принцип первоначально был закреплен в Договоре о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.

В общей форме этот принцип отражен в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В этой статье указано, что открытое море резервируется для мирных целей. В преамбуле этой Конвенции отмечается, что установленный ею правовой режим должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях. Согласно ст. 141 Конвенции международный район морского дна «открыт для использования исключительно в мирных целях». Такие же предписания закреплены в отношении режима исключительной экономической зоны (ст. 58), транзитного прохода через международные проливы (ст. 39) и архипелажные воды (ст. 54), морских научных исследований (ст. 240).

Принцип рационального использования морских ресурсов также является одним из значимых принципов международного морского права. Он возник в начале XX в. и был отражен в двусторонних договорах о рыболовстве и окончательно сформулирован в Женевской конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г. В ст. 2 Конвенции под словами «охрана живых ресурсов открытого моря» понимается совокупность мер к обеспечению оптимума устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами. Государство, граждане которого занимаются ловом из фонда или фондов рыбы или иных живых морских ресурсов в районе открытого моря, где граждане других государств рыболовством не занимаются, обязано принимать, по мере надобности, в отношении своих граждан в данном районе меры для охраны соответствующих живых ресурсов (ст. 3).

Этот принцип получил дальнейшее развитие в разделе 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии со ст. 117 этой Конвенции все государства принимают такие меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря. В ст. 119 Конвенции перечислены меры по сохранению живых ресурсов открытого моря.

Что касается минеральных ресурсов, то в разделе 3 части XI Конвенции определены меры по рациональному освоению этих ресурсов на морском дне.

Принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые этот принцип был закреплен в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. Согласно преамбуле в Конвенции закреплены согласованные меры для предотвращения загрязнения моря нефтью, выливаемой с судов. Конвенция устанавливает запретные для слива нефти зоны.

Женевская конвенция об открытом море 1958 г. (ст. 24) обязывает каждое государство издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу.

Рассматриваемый принцип детально раскрыт в Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Протоколе о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973 г., Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (с последующими изменениями), а также в более чем 20 конвенциях по предотвращению загрязнения региональных морей.

Становление принципа предотвращения загрязнения морской среды завершилось в связи с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Статья 192 Конвенции в императивной форме обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Конвенция определяет меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды (ст. 194), обязывает государства не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнения в другой (ст. 195). Конвенция содержит перечень требований по предотвращению загрязнения из находящихся на суше источников (ст. 207), загрязнения, вызываемого деятельностью на морском дне (ст. 208), загрязнения, вызываемого захоронением (ст. 210), загрязнения с судов (ст. 211), загрязнения из атмосферы или через нее (ст. 212).

Принцип свободы морских научных исследований впервые закреплен в ст. 87 и в части XIII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Свобода научных исследований является одним из элементов свободы открытого моря. Согласно ст. 238 все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в Конвенции 1982 г. Статья 240 определяет общие принципы проведения морских научных исследований. Конвенция устанавливает порядок проведения исследований в территориальном море (ст. 245), в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе (ст. 246), на морском дне (ст. 255). Государства и компетентные международные организации обязаны предоставлять информацию прибрежному государству о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах.

Ряд российских авторов к числу принципов международного морского права относят принцип общего наследия человечества. Однако этот принцип не носит всеобщего характера. Он касается только ресурсов и пространств морского дна за пределами континентального шельфа. Распространение его на другие пространства и ресурсы недопустимо. По этой причине нельзя признать принципами международного морского права как отрасли международного права принцип суверенитета государств над территориальными водами, принцип исключительной юрисдикции государства над судами.

  1. Внутренние морские воды, «исторические воды» (исторические зали­вы и проливы): понятие, правовой режим.

Согласно ст. 8 Конвенции 1982 г. к внутренним (морским) водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. к внутренним морским водам Российской Федерации относятся воды: а) портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; б) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны Моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; в) заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».