Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
контрольная.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
08.03.2016
Размер:
36.28 Кб
Скачать
    1. Демократизм местного самоуправления

Демократизм местного самоуправления заключается в том, что оно должно обеспечить самостоятельность населения в решении вопросов местного значения. Следовательно, одной из существенных сторон местного самоуправления является создание условий для не формального участия жителей муниципальных образований в осуществлении самоуправления. Обычно выделяют два основных способа реализации права граждан на местное самоуправление: форма прямого волеизъявления (референдум, выборы, собрания и сходки, самоорганизация граждан и т.п.) и форма косвенного, опосредованного участия граждан в управлении местными делами (через выборные и иные органы местного самоуправления).

Демократизм в осуществлении местного самоуправления проявляется также в том, что конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Будучи сформированы «снизу», органы власти местных сообществ не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти и не обязаны выполнять их директивные указания, если те выходят за пределы предоставленных им полномочий.

Федеральное и республиканское законодательство, обеспечивая защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, устанавливает также основы их тесного взаимодействия. Широко распространенным мнением является возможность наделения в определенных случаях органов местного самоуправления некоторыми государственными полномочиями. Эта процедура прописана как в федеральном, так и в республиканском законах о местном самоуправлении. Однако существует серьезное возражение против делегирования местным органам государственных полномочий, поскольку это ставит регионы под контроль Центра, так как органы местного самоуправления в этом случае действуют в качестве государственного органа и подчиняются управлению и контролю со стороны государства, становясь тем самым как бы низовым государственным органом. Следовательно, существует проблема разграничений полномочий между органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, которая требует теоретического осмысления и практического воплощения.

Таким образом, в демократическом обществе, взаимосвязь самоуправленческих структур и органов государственной власти имеет двусторонний характер. Со стороны самоуправления имеют место делегирование власти региональным и федеральным органам, политическое самоограничение, заключающееся в юрисдикции местной власти над вопросами местного значения, а также контроль за властью, осуществляемой от имени Центра. Государственная власть, со своей стороны, призвана создать необходимые политические и правовые условия для создания самоуправленческих структур, для расширения «поля» гражданского общества.

Говоря о демократическом потенциале местного самоуправления, особый акцент следует сделать на том, что местное самоуправление представляет собой скорее не административную, а политическую форму управления, поскольку в систему органов местного самоуправления входят представительные органы, избранные народом. Именно последние и делают данную организацию политической. Местное самоуправление является тем местом, где граждане учатся действовать политически. Вместе с тем, можно встретить утверждение, согласно которому функции, осуществляемые органами местного самоуправления, представляют собой административные услуги, оказываемые населению (см.: Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 1998, № 5. - С. 77-83). На наш взгляд, правы те авторы, которые разделяют понятия “местное самоуправление” и “местная администрация” (см.: Полис. - 1998, № 1. - С. 52-67). Администрация находится вне политики, тогда как управление предполагает соблюдение баланса интересов самых различных политических сил, действующих на региональном уровне. Такие формы участия населения в местном управлении как выборы, собрания, референдумы и т.п. есть не что иное, как участие жителей местного сообщества в местной политике.

Участие граждан в местной политике благоприятствует выработке наиболее правильных политических решений на местном уровне. Но это, пожалуй, не самое главное. Широкое участие жителей местных сообществ в политической деятельности посредством выборов, референдумов и других процедур способствует формированию у них политической культуры, выработки базовых демократических ценностей, а также принятию правил политической игры, характерных для менталитета демократического общества, а именно: изменение существующей политической реальности возможно только посредством демократических процедур, причем свобода личности и право индивида на частную собственность являются естественными правами человека.

Заключение

Непосредственная демократия, будучи общечеловеческой ценностью, наибольший потенциал реализации имеет в системе местного самоуправления. Местные сообщества - социальное пространство реализации непосредственной демократии, позволяющее индивидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, возможность участвовать в решении местных дел. Только после того, как в муниципальных образованиях субъектом местного самоуправления станет не население, т.е. группа лиц, формально объединенных территорией проживания, а местное сообщество, основанное на общих интересах, неформальных связях, непосредственная демократия станет не формальным, а реальным институтом конституционного и муниципального права. Именно местное сообщество призвано стать «отправной станцией» длительного процесса демократизации Российского государства и общества. Одна из многочисленных трудностей развития непосредственной демократии на местном уровне обусловлена тем, что местное самоуправление в России вырастало не снизу, а вводилось сверху. Причинами этого являются:

Негативные качества политической культуры граждан, к числу которых могут быть отнесены пассивность и равнодушие управляемых и вседозволенность управляющих, слабая способность к самоорганизации, являющиеся следствиями существовавшего в стране тоталитарного политического режима, отсутствия демократических традиций и навыков. И этого стало фактом, приведшим к тому, что вместо управления через граждан, у нас стало управление для граждан. Такой уровень политической культуры отнюдь не способствует реализации институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

Следствием сказанного является слабая структурированность, неразвитость местных сообществ, отсутствие корпоративного сознания. В таком обществе слабы элементы самоорганизации. В результате во многих субъектах Российской Федерации происходит укрепление авторитарных режимов, которые способны концентрировать в своих руках власть, но не могут эффективно решать существующие проблемы региона и местного сообщества.

Вследствие этого местное самоуправление становится своеобразной псевдодемократической декорацией, «встроенной» в региональное политическое пространство таким образом, чтобы исключить любые его попытки стать полноправным субъектом политической и экономической жизни регионов. За исключением местных выборов, обращений граждан, публичных манифестаций институты непосредственной демократии на современном этапе российского общества не стали неотъемлемой частью существования местных сообществ и действующим инструментом решения вопросов местного значения. Многие институты непосредственной демократии (местный референдум, собрания граждан по месту жительства в городах) недостаточно распространены, а некоторые (обсуждения проектов решений органов местного самоуправления) попросту забыты.

Список использованных источников

  1. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций. Отв.ред. О.Н. Садиков. М.: Юристъ, 2010. - 538 с.

  2. Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 4. - Ст. 3822.

  3. Федеральный закон от 12.06.2002. № 67-ФЗ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 2002. №24. ст. 2253.

  4.  Конституционное право: Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов - М.: Издательство БЕК, 2010. - 464 с.

  5. Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2009, №4. - С. 37-40.

  6. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. — 719 с.

  7.  Баулина Е.И. – Непосредственная демократия в системе местного самоуправления // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 22. - С. 27-33.

  8. Баглай М. В. «Конституционное право России» М. 2007

  9.  Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учеб. для вузов / Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. - М.: Юстицинформ, 2007. – 312 с.

  10. «Конституционное право России: Лекции». Саратов 2010

  11. Конрад Хессе. Основы конституционного права ФРГ. Юридическая литература, 2009 г. - 367 с