Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
100_velikih_diplomatov.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
3.84 Mб
Скачать

100 Великих дипломатов

го еврейского государства. Московские встречи принесли ей популярность, она была назначена на пост министра труда Израиля. «Те семь лет, что я была министром труда, были, без сомнения, самым счастливым временем моей жизни. Эта работа приносила мне глубокое удовлетворение».

Таланты Мейерсон особенно раскрылись во время последующего пребывания на посту министра иностранных дел (1956—1966). По настоянию Бен-Гуриона Голда приняла ивритское имя — Меир («Озаряющая»),*вмес-то Мейерсон. В том же году Израиль начал Синайскую кампанию. Как писала позже Меир, «борьба Израиля с Египтом в 1956 году имела одну-един-ственную цель— предотвратить разрушение еврейского государства». В результате Синайской кампании Израиль захватил у Египта Шарм-эль-Шейх и Газу.

На IX сессии Генеральной Ассамблеи действия Израиля были осуждены, и согласно резолюции захваченные территории подлежали освобождению. Голда Меир пыталась найти выход из тупика, в который зашли арабо-израильские отношения, но ее призыв не был услышан. Послы арабской страны, едва завидев дипломата Израиля, демонстративно покидали помещение.

Меир считала, что ее главный вклад как министра иностранных дел проявился в налаживании дружеских отношений с развивающимися странами Латинской Америки и в особенности — Африки.

В 1957 году Голда Меир совершила первую поездку по французской Западной Африке. Она считала, что негры являются для евреев братьями по '| несчастью: ведь евреи — единственный белый народ, подвергшийся расовой дискриминации Некоторые из тогдашних африканских лидеров, в особенности Уфуэ-Буаньи из Берега Слоновой Кости, сохранили дружеские отношения с Голдой до конца ее жизни. Правда, частые государственные перевороты в молодых африканских государствах причинили Голде немало разочарований.

Меир создала эффективную систему помощи африканским странам, в первую очередь в деле образования и земледелия. Африканцы видели в израильтянах друзей, приехавших помогать им. Иерусалимские старожилы помнят вечера песни и танца, которые устраивала у себя дома Голда, когда приезжали делегации из стран черной Африки.

В 1962 году Меир побывала на Дальнем Востоке. Более недели она провела в Японии, где ее приняли император, премьер-министр и министр иностранных дел. «Не знаю, каким я представляла себе Хирохито, но уж во всяком случае не тем скромным, очень приятным джентльменом, с которым мы обменивались учтивыми словами, не очень уверенные, что они дойдут до собеседника. Японцы показались мне очень учтивыми и очень уклончивыми. В своих отношениях с нами они были очень осторожны, я это знала, и мне казалось, что для них Ближний Восток — нечто вроде икебаны, где все элементы должны находиться в строгом равновесии».

С 1966 по 1968 год Голда Меир занимала пост генерального секретаря социал-демократической сионистской партии МАПАЙ (Партия рабочих Израиля). Затем в течение пяти лет она возглавляла правительство Государства Израиль (1969—1974), вошла в мировую политическую элиту, участвовала в решении ряда важных международных проблем.

Голда Меир была одной из Немногих в мире женщин, ставших главой правительства. Она не принадлежала к феминисткам. В ее времена бытова-

ГОЛДА МЕИР (МБЙЕРСОН)

567

ла поговорка. «Голда — единственный мужчина в правительстве». С характерным для нее сарказмом Голда парировала: «А если бы про одного из членов правительства сказали, что он — единственная женщина в его составе, — как бы вы посмотрели на это?»

Голда редко собственноручно писала письма и никогда (за исключением официальных речей на Генеральной Ассамблее ООН или в Совете Безопасности) не читала речей по написанному. Она была прекрасным оратором.

«По отношению к людям Голда зачастую вела себя типично по-женски, — пишет дипломат и переводчик Яков Цур. — Ее оценка людей нередко основывалась на иррациональных ощущениях, на природной интуиции — и опять-таки, раз вынесши суждение о том или ином человеке, она меняла его с колоссальным трудом. Голда умела завоевывать сердца. Общавшиеся с нею люди быстро попадали под обаяние ее естественности и простоты, ее таланта ясно и понятно излагать свои позиции... Она никогда не пряталась за спасительную формулировку — «на этот вопрос ответа не последует». Если же Голда не хотела или не могла ответить на определенный вопрос, она всегда находила способ изменить направление беседы или рассказывала анекдот, обрывавший нежелательный для нее разговор».

Отправляясь на встречу с папой римским, Голда испытывала гордость от того, что она, дочь простого еврейского плотника, представляет еврейский народ перед главой могущественной католической церкви. «...Я верю, что у нас будет мир с соседями, но я уверена, что никто не захочет заключить мир со слабым Израилем. Если Израиль не будет силен, мира не будет», — говорила она.

Голда Меир не шла На компромиссы, способные нанести урон чести государства. Пожалуй, именно этим можно объяснить ее недостаточную гибкость, неверие в мирное решение египетско-израильского конфликта, за которое выступал Анвар Садат в первые годы своего правления после смерти Гамаля Абдель Насера Как-то она сказала: «Проблема Израиля состоит в том, что в конечном итоге он всегда остается в одиночестве». Канцлер ФРГ Вилли Брандт заметил: ««Железная бабушка» Голда Меир после всего пережитого ее народом относилась с большим недоверием к доброжелательным советам»

Последние годы Голды Меир, когда она достигла вершины своей карьеры и стала главой правительства, были, возможно, самыми тяжелыми для Израиля. Настоящей трагедией явилась Война Судного дня. Как известно, война началась с провала израильской военной разведки, не сумевшей распознать признаков готовившегося египетско-сирийского наступления.

К концу войны Армия Обороны Израиля находилась на расстоянии 35 километров от Дамаска и 101 километра от Каира. То, что эта кровопролитная война была остановлена, — заслуга Голды Меир

Текст договора между Израилем и Египтом был подписан 11 ноября 1973 года на 101 километре дороги Каир—Суэц израильским генералом Ах-зароном Иаривом и египетским генералом Абдель Гамази.

Когда министр обороны Моше Даян подал ей заявление об отставке, Голда отказалась его принять, заявив, что ответственность за все лежит на ней, главе правительства. Голда сама ушла в отставку. Но с политикой все-таки не расставалась. С 1972 года она была вице-президентом, а с 1976 года — почетным президентом IV Интернационала.

568