Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
дисф. семья.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
49.75 Кб
Скачать

3. Дисгармония семейного воспитания

Многие авторы изучали воздействие на ребенка неблагоприятных супружеских отношений и непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания и нарушении сплоченности семьи (Макаренко А.С., 1951; Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н., 1977; Личко Е.А., 1979; Kovar L.C., 1979; Захаров А.И., 1982; Спиваковская А.С., 1988; Арутюнян М., 1988; Соколова Е.Т., 1989; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1999; Райс Ф., 2000; Crittenden P., 2000 и др.).

Дисгармония семейного воспитания часто оказывается связанной, с одной стороны, с чрезмерной близостью родителей и ребенка, формированием эмоциональной зависимости их друг от друга и невозможностью нормального развития автономии и самостоятельности ребенка и личностного развития взрослого, то есть с неадекватно завышенным уровнем сплоченности в детско-родительской диаде. С другой стороны, дисгармония связана с дистанцированием отношений родителей и ребенка, эмоциональным непринятием его, неудовлетворением его потребностей, то есть с низкой сплоченностью.

А.И. Захаров (1996) описывает случаи гиперопеки матери по отношению к своему ребенку (сверхпредохранения, сверхзаботы, сверхзащиты), связанной с контролем допускающего или ограничительного характера; А.В. Черников (2001) пишет о феномене «двойного зажима»; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (1999) выделяют нарушения ролевого поведения матери в семье и ее переживания по этому поводу; В.В. Столин (1986) фиксирует наличие внушения со стороны матери и рассматривает случаи мистификации, когда мать общается с ребенком и ведет себя так, как если бы у него имелись определенные качества (при этом он чаще всего подразумевает отрицательные качества ребенка). Й. Лангмейер и З. Матейчек (1984) рассматривают дисфункциональные отношения в семье с позиции психической депривации ребенка.

А.Я. Варга (1987) среди патологизирующих типов родительского отношения выделяет симбиоз, эмоциональное отвержение и авторитарную гиперсоциализацию. При симбиотическом отношении к ребенку родитель стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградив его от трудностей и неприятностей жизни. Тревога родителя за ребенка начинает повышаться, когда ребенок начинает автономизироваться, по своей воле родитель не предоставляет ребенку возможности самостоятельности. Авторитарная гиперсоциализация характеризуется требованиями со стороны родителя безоговорочного послушания и дисциплины, наказаниями за проявления своеволия ребенка. Эмоциональное отвержение отражает стремление родителя инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Этот тип родительского отношения назван автором отношением к ребенку как к маленькому неудачнику.

Предпосылками симбиотических отношений между матерью и ребенком, по Н.В. Самоукиной (2000), являются нестабильные условия переходного периода и кризиса в нашей стране, когда люди нуждаются в ценностях, на которые можно «опереться» и которые не разрушаются ни при каких политических и социальных ломках. Такие вечные ценности, по мнению автора, находятся в сфере личностных отношений – дружеских, любовных, семейных. Стержнем в этой сфере, несущим основной груз ценностных ожиданий людей относительно любви и поддержки, выступают отношения матери и ребенка. При этом «перекачка» основного массива внутренней энергии ценностного и эмоционального порядка с профессиональных, общественных и других отношений на отношения «самые вечные», какими являются отношения матери и ребенка, начинает деформировать и разрушать именно эти, самые значимые, отношения. Другими словами, симбиотические отношения между родителем и ребенком представляют собой вариант неадекватно завышенной сплоченности внутри диады.

Л. Ковар (по Дружинину В.Н., 2000) исследовал детей из социально и экономически неблагополучных семей, попавших в клинику неврозов. Он выводит отношения «мать - ребенок» из общей модели семейных отношений. Разный уровень сплоченности семьи связан с определенными семейными отношениями в целом и отношениями «мать - ребенок» в частности. В случае, когда ребенок является обузой, мешающей социальному продвижению матери, она уходит от него, сплоченность в диаде крайне низка. Покинутый ребенок плохо развивается, остается инфантильным на всю жизнь, с несформированной «Я-концепцией». Мать может полностью посвятить себя ребенку и воспроизвести отношения «хозяин - раб», то есть неадекватно усилить сплоченность в диаде, чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни. Она не дает ему проявить самостоятельность и формирует в ребенке безответственность и беспомощность. «Отношения для двоих» создаются матерями-одиночками, которые контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, мать уходит от него, когда это нужно ей, а не ему. На наш взгляд, речь идет об искаженной сплоченности, основанной на эмоциональной близости матери и ребенка, но с нарушением таких параметров сплоченности, как доминирование и ответственность. По мнению Л. Ковара, это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков, характерен также бунт против матери и учителей, уход в мир фантазий. Если муж терпит неудачу в карьере, жена, считающая себя волевой женщиной, начинает борьбу за власть. Дети для нее делятся на сильных («как мать») и слабых («как отец»). Конфликтуя, отец и мать используют детей как оружие в собственной борьбе. Если мать покинута мужем и у нее меняются партнеры, ребенок заброшен и забыт. Л. Ковар выделяет различные типы личностного развития детей при подобных отношениях матери: «социальный неудачник», «несоциализированный преступник», «социальная неудачница».

Работа Н. Роллинса и М. Лорда (1964) (по Спиваковской А.С., 1988) посвящена развитию ребенка в связи с установлением роли, исполняемой детьми внутри семьи и имеющей значение как для семьи в целом, так и для самого ребенка. Роль определяется как межличностное понятие, как слияние апперцепций членов семьи. Основные характеристики здоровых ролей – это гибкость, продолжительность, соответствие потребностям различных стадий развития ребенка и семьи. Патологические роли – закрепленные, жесткие, не поддающиеся изменению. Авторы выделяют четыре специфических роли: «козел отпущения», «беби», «любимчик», «примиритель».служащие для стабилизации семьи, которые по-разному выполняют свои функции, «Козел отпущения» отводит гнев родителя на себя. «Беби» маскирует семейные разногласия и ссоры переводом беспокойства на себя ненасытной потребностью в ласке, внимании, заботе. «Любимчик» концентрирует все внимание на себе. «Примиритель» должен предотвращать ссоры, преждевременно приняв роль взрослого. Другими словами, патологизирующие роли, отличающиеся жесткостью, доминированием в поведении членов семьи, способствуют поддержанию неадекватного уровня сплоченности (завышенного или заниженного), ригидности семейных отношений. Здоровые роли, по-видимому, могут способствовать формированию нормального уровня сплоченности при условии, что они гибкие, подвижные, соответствуют потребностям членов семьи и всей семьи в целом.

Таким образом, дисфункциональная семья отличается неэффективными отношениями членов семьи, включающими в себя трудности в коммуникации, ригидность, несоответствие потребностям членов семьи. В семье существует аномальный уровень сплоченности семьи (завышенный или заниженный). Связи между членами семьи приобретают либо слишком тесный и жесткий характер, либо становятся чрезмерно дистантными.

Вопросы по материалу:

    1. Назовите основные направления изучения нарушений функций семьи.

    2. Каким образом изменяется сплоченность в дисфункциональных семьях?

    3. Что собой представляет «слитная семья»?

    4. Что такое «триангуляция» и каковы ее последствия?

    5. Приведите примеры патологизирующих типов родительского отношения в семье.

    6. Каковы предпосылки симбиотических отношений между матерью и ребенком?