Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конь в культах тюркоязычных племена в Центральной Азии в эпоху средневековья.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
81.75 Кб
Скачать

Глава 4.

Истоки ритуальной роли коня.

Тотемические представления племен Центральной Азии.

В своей книге Некрасов С.П. определяет суть тотемических воззрений как веру в сверхъестественную связь между определенными группами людей и животным или растительным миром. Гибель тотема была несчастьем для всего рода, и в то же время активно практиковалось ритуальное умерщвление тотема и его поедание с целью обеспечения благополучия представителям рода.

Касательно тюркоязычных племен, на основании различных археологических материалов исследователями был сделан вывод, что определение тотемного животного напрямую зависило от региона проживания племени. К примеру, в Монголии самыми распространенными тотемами были дикая лошадь и бык. Однако, со течением времени, отношение к быку как к тотему исчезло. Вместо тотема быка во всей Центральной Азии начали использовать тотем оленя. Основным тотемом тюрков был волк или волчица. Выбор тотема тюркских племен обосновывался их легендой о происхождении рода Ашина, прородителя тюркского народа, в спасении которого волки сыграли ключевую роль.

Кыргызские племена считали своим тотемом барса, что, в принципе, является аналогией тюркского волка. Так же известно, что на Алтае в эпоху средневековья существовал, необычный для этой местности, тотем лебедя.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии у тюркоязычных племен Центральной Азии тотемических представлений о лошади.

Проблема влияния индоевропейского коневодства на древние культуры Центральной Азии.

Появление в Центральной Азии домашних лошадей ученые относят к концу III – началу II тыс. до. э. Эта дата совпадает с миграцией в западную часть региона представителей древних индоевропейцев тохаров. На основании чего, исследователями был сделан вывод, что местные племена Центральной Азии позаимствовали домашнюю лошадь из западной части региона, где ее доместикацией уже занимались индоевропейские племена. Как предполагают ученые, вместе с лошадью в тюркоязычные племена должны были проникнуть все ритуалы и обряды связанные с этим животным. Но основываясь на различных археологических источниках, Некрасов С.П. отрицает эту версию, так как ритуально-мифологическое представление о коне у тюркоязычных племен складывается гораздо позже. К тому же, некоторые исследователи, основываясь на названиях домашних лошадей в алтайской языковой семье, считают, что процесс доместикации местной дикой лошади в Центральной Азии происходил задолго до прихода тохаров, хотя и не был завершен.

Такие противоречия в теориях напрямую зависят от малого количества археологических, антропологических и этнографических источников эпохи средневековья происходящих в Центральной Азии.

Заключение.

В результате изучения работы Некрасова С.П. можно придти к выводу, что определение «культа коня» является исключительно тотеимическим представлением об этом животном. Но анализ источников показывает, что ритуальная роль лошади в Центральной Азии не является следствием тотеимечских представлений, так как отношение к лошади как к тотему у тюркоязычных племен найдено не было. В случаях инкарнации богов, значение коня как атрибута божества, относить «культ коня» к строгому определению культа нельзя.

Нельзя не отметить важность прерванной доместикации дикой лошади тюркоязычными племенами. Этот факт является основной причиной формирования ритуальной роли коня в Центральной Азии.

Что касается погребального значения лошади, то в целом, идея подобного обряда захоронения считается общемировой. Однако, в мировой практике ритуал сопогребения коня с человеком ограничивался только одной формой – захоронение конского снаряжения. Вопрос о происхождении обряда погребения вместе с человеком туши коня остается открытым и по сей день.

Еще одно религиозное значение лошади заключалось в жертвоприношении ее богам. Эта ритуальная функция является прямым отражением широко распространенного коневодства у кочевых племен.

Таким образом, книга «Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья» позволяет осветить роль лошади не только в общем мировоззрении, но и выявить ее значение в религиозных представлениях кочевых племен центральной части средневековой Азии.