Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копылов.краеведение учебник.doc
Скачиваний:
73
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
2.51 Mб
Скачать

3. Политические репрессии конца 20–30-х гг.

Начало массовых репрессий в СССР совпало со временем «великого перелома». На первом этапе — в конце 20-х–начале 30-х гг. репрессии были направлены против «чуждых» элементов: бывших представителей непролетарских партий, интеллигенции, священнослужителей, крестьянства. Те годы отмечены гонениями на религию и церковь. Закрывались храмы, конфисковывалось их имущество. В церквах устраивались склады, производственные предприятия, в лучшем случае — клубы и музеи. Служителей культа и активных верующих репрессировали. Так, 14 жителей Муромского района были признаны виновными в том, что в 1929–1930 годах устраивали тайные совещания, где «вели агитацию против закрытия церкви, призывали к массовым выступлениям », а также « вырабатывали методы борьбы с колхозным строительством». По постановлению «особой тройки» один человек был расстрелян, шестеро заключены в концлагеря, остальные сосланы на север. В Вязниках был репрессирован епископ Василий Кинешемский. Он приехал сюда в 1925г., но уже в 1927г. был выслан местными властями «за антисоветскую пропаганду». Казанский собор, в котором он служил, вскоре был закрыт и уничтожен. В Коврове в 20-е гг. были арестованы священнослужители — отец Алексей (А. И. Благовещенский), архимандрит Афанасий (С. Г. Сахаров), владыка Григорий (Козырев) и др.

В 1931 г. в Москве прошёл открытый процесс «Промпартии», на котором осудили известных ученых, инженеров за «вредительство». Часть осуждённых были на-правлены'в качестве заключённых в Ковров на строительство первого в стране экскаваторного завода.

Среди них - инженер Ревокатов, впоследствии разработавший систему прямоточных котлов, названную его именем. Он был обвинён во вредительстве, так как, работая в Донецке на одной из шахт, распорядился взять у соседей кусок ненужного им троса, чтобы заменить со-

______________________________________________________338

вершенно изношенный на своём подъемнике. Осуждённым оказался будущий физик-атомщик Долежаль, также крупнейший специалист в области металлургии, известный ещё в царской России учёный с мировым именем, профессор Чарновский. Апогей массовых репрессий пришёлся на вторую половину 1930-х гг. В это время была истреблена та часть коммунистов, которые непосредственно участвовали в революции, хранили память о предыдущем, так называемом ленинском этапе развития, и вполне могли иметь свое мнение о путях развития советского общества.

Так, в 1937 г. в Александрове были арестованы первый секретарь райкома партии М. К. Шполин и председатель райисполкома В. А. Виноградов, а также руководящие специалисты: зав. районным земельным отделом К. А, Аркадьев, старший агроном Поляков, старший зоотехник Буров, старший врач Севрюгин и другие. Многие из них были вскоре расстреляны. В том же 1937 г. репрессии дошли до Судогды. Здесь был арестован первый секретарь райкома ВКП(б) Н. И. Федоров, председатель исполкома Я, П. Колпаков, редактор районной газеты «Ударник» А. С. Пластинин, зав. райземотделом Г. И. Трубников, зав. районным отделом финансов И. С. Морозов и др. В Гусь-Хрустальном под колесо репрессий попали секретарь райисполкома С. А. Гарабашин и директор завода Пивоваров. В 1937–1938 гг. были арестованы во Владимире директор грамзавода К. Ф. Годнер, директор химического завода Лихтенбаум; в Камешково — директор фабрики им. Я. М. Свердлова Н. И. Бритов, в Кольчугино — директор завода им. С. Орджоникидзе Е. И. Пархоменко и другие партийные Советские и хозяйственные руководители. Многие из них вскоре погибли.

Репрессии затронули почти все социальные слои: рабочих, крестьян, интеллигенцию, армию. В 1930-е годы то Владимирском крае, по неполным данным, было арестовано свыше 10800 человек. Каждый пятый из них был расстрелян. Бол______________________________________________________339

В ходе террора истреблялись квалифицированные кадры. Их место заняли люди, не обладавшие опытом, знаниями, насмерть запуганные террором и потому боявшиеся проявить инициативу, чтобы не попасть в мясорубку репрессий.

Главный феномен 30-х гг. заключался в противоречивости общественно-политической жизни. Несмотря на ее драматизм, в обществе в то время утверждались идеалы сильной государственности, патриотизма, трудового энтузиазма. Общественная атмосфера была не только окрашена в мрачные тона насаждения культа личности и репрессий, но и пронизана пафосом созидания и великих свершений.