Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат византийская империя.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
270.1 Кб
Скачать

2. Варварский захват и разгром Константинополя

Можно себе представить, да и история говорит нам о том же, что грубые и невежественные скандинавы, германцы, франки, англосаксы, для которых основным способом существования был в те времена примитивный разбой, попадая из какого-нибудь Парижа или Лондона с населением в десятки тысяч человек в миллионный мегаполис, в город просвещенных горожан, ученых, блистательно одетой молодежи, толпящейся у императорского университета, только и мечтали об одном: захватить и ограбить, ограбить и захватить.

Кстати, когда это им впервые удалось и войска европейцев, которые называли себя крестоносцами, в 1204 году вместо того, чтобы освобождать Святую Землю, вероломно ворвались в Константинополь и захватили этот самый прекрасный в мире город, они нескончаемым потоком 50 лет вывозили сокровища Византии. Только драгоценной монеты было вывезено сотни тонн, и это притом, что годовой бюджет самых богатых стран Европы составлял тогда не более 2 тонн золота. Добыча крестоносцев только во время захвата Константинополя в 1204 г. составила около 1 млн. кёльнских марок, что эквивалентно почти 300 т. серебра или 30 т. золота. Бюджеты европейских государств на порядок уступали этой сумме. По данным Ф. Броделя, даже в конце XIV в. годовой бюджет Венеции составлял 1600 тыс. дукатов (5,4 т золота), Франции и Милана – ок. 1 млн., Англии – ок. 700 тыс., Флоренции – 600 тыс., Португалии – 400 тыс., Генуи – 250 тыс. дукатов).

Венеция. Собор святого Марка. Все колонны, мрамор, драгоценное внутреннее убранство, кони имперской квадриги были похищены именно тогда. Были вывезены бесценные святыни и произведения искусства, но еще больше варвары из Брюсселя, Лондона, Нюрнберга, Парижа попросту уничтожили – переплавили на монету или выбросили как хлам. В те три дня, когда рядовым крестоносцам было позволено грабить Константинополь, погибло огромное количество произведений искусства, были разорены библиотеки, уничтожались рукописи. Святая София была безжалостно разграблена. Современник событий Жоффруа Виллардуэн заметил: «Со времени сотворения мира никогда не было в одном городе захвачено столько добычи». Новгородская летопись останавливается особенно на описании ограбления церквей и монастырей. Упоминание о разгроме 1204 г. нашло свое место и в русских хронографах. Награбленная добыча была собрана и поделена между латинянами – светскими и духовными. После этого похода вся Западная Европа обогатилась вывезенными константинопольскими сокровищами, редкий западноевропейский храм не получил чего-либо из «священных останков» Константинополя. Большая часть этих реликвий, оказавшаяся в монастырях Франции, погибла во время Великой французской революции. Четыре бронзовых коня античной работы, служивших одним из лучших украшений константинопольского ипподрома, были увезены дожем Дандоло в Венецию, где они до сих пор украшают портал собора святого Марка.

И по сей день музеи Европы ломятся от награбленных византийских сокровищ. Но будем учитывать, что уцелевшее – это лишь самая небольшая часть.

Именно несметными богатствами Константинополя был выкормлен монстр ростовщической банковской системы современного мира. Этот небольшой теперь город в Италии – Венеция – был Нью-Йорком XIII века. Здесь тогда вершились финансовые судьбы народов. Поначалу большая часть награбленного спешно свозилась морским путем в Венецию и Ломбардию (тогда отсюда и пошло слово «ломбард»). Как грибы после дождя стали появляться первые европейские банки. Менее пронырливые, чем тогдашние венецианцы, – немцы, голландцы и англичане подключились чуть позже; ими на хлынувшие в Европу византийские деньги и сокровища начал создаваться тот самый знаменитый капитализм с его неуемной жаждой наживы, которая, по сути, является генетическим продолжением азарта военного грабежа. В результате спекуляции константинопольскими реликвиями образовались первые крупные еврейские капиталы .

В XII в. византийская торговля быстро попадает в руки иностранцев – сначала венецианцев, а затем пизанцев, ломбардцев и других итальянцев. Италия богатеет как на дрожжах. Именно в это время в Венеции начата перестройка собора святого Марка, а в Пизе появляется величественный храмовый комплекс со знаменитой падающей башней. Но все же Византия оставались необычайно богатой: по свидетельству еврейского купца Вениамина Тудельского, константинопольская таможня ежедневно собирала пошлин на 20 тыс. золотых монет (то есть в год более 7 млн. монет – около 33 т золота или 400 т серебра). Даже после 1204 г., когда торговые потоки окончательно ушли в руки западных купцов, доход самого богатого европейского государства того времени – Венецианской республики – не мог идти в сравнение с Византией эпохи расцвета: в 1400 г. годовой бюджет Венеции составлял около 1,6 млн. дукатов (5,4 т золота). Огромные финансовые средства, вывезенные крестоносцами, вскоре осели в руках частных лиц – банкиров и ростовщиков, которыми до XIII в. в основном были евреи. Позже окрепшие венецианские и другие итальянские финансисты вступили с ними в жестокую конкуренцию. В 1215 г. на IV Латеранском Соборе в Риме был принят ряд мер против евреев, в частности против еврейских ростовщиков. Кстати, тогда же появилась и пресловутая инквизиция.

Невиданный поток свободных денег вызвал бурный рост западноевропейских городов, стал решающим толчком развития ремесел, наук, искусств. В XI в. Западная Европа была еще погружена в глубины «темных веков». Первые признаки подъема здесь появились в XII в., когда итальянские, а за ними и прочие купцы «присосались» к богатствам Византии и Ближнего Востока. В 1204 г. европейцы получили из разграбленной Византии невиданную, колоссальную «инвестицию», вызвавшую бум городской цивилизации. Так, в Германии в 1125 г. было всего 150 городов, а через 300 лет – уже около 3000. Но что это были за города? Крупнейшие из них насчитывали 20–30 тыс. жителей, большинство же не дотягивало до 10 тыс. Только после 1500 г., когда Византия уже сошла с исторической сцены, западноевропейские столицы – Париж, Венеция, Лондон, Неаполь – преодолели 100-тысячный рубеж. А полумиллионный Константинополь еще пару столетий не знал себе равных в Европе. Запад варварский стал Западом цивилизованным лишь после того, как захватил, разграбил, разрушил и поглотил в себя Византийскую империю.

Наши предки тоже, признаться, не отличавшиеся в то время изысканным воспитанием, неоднократно поддавались варварскому соблазну поживиться за счет несметных богатств Царьграда. Но к чести их, да и к нашему счастью, жажда воинской наживы не затмила для них главное: русские поняли, в чем заключается самое великое сокровище Византии! Это было не золото, не драгоценные камни, даже не искусство и науки. Главным сокровищем Византии был Бог. И, объехав все известные в то время страны мира, послы князя Владимира именно здесь поняли, что существует реальное общение Бога и человека, что для нас возможна живая связь с иным миром. «Не знаем, где находились мы, на небе или на земле», – говорили наши потрясенные предки о своем присутствии на Божественной литургии в главном храме империи, соборе Святой Софии. Они поняли, какое богатство можно получить в Византии. И на это сокровище наши великие предки создали не банки, не капитал и даже не музеи и ломбарды. Они создали Русь, Россию, духовную преемницу Византии.