Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава3.Гераклит.Пифагор.Демокрит.52-77.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
212.99 Кб
Скачать

Мистические школы. Странствия души.

Представления о душе, удивительно близкие мифологии Древней Индии, развивались в двух мистических школах Греции, следовавших учению их загадочных основателей. Это школа орфиков – последователей мифического героя Орфея – и школа пифагорейцев.

Орфей считался приверженцем и даже сыном бога Аполлона. Он прославился как певец и музыкант, создатель гимнов и стихотворений. Орфей участвовал в плавании аргонавтов, умиротворяя волны своей игрой и молитвами. Однажды он отправился в царство Аида за своей женой Эвридикой, погибшей от укуса змеи. Покорив своей музыкой царицу Аида Персефону и ряд других, Орфей почти спас Эвридику. Но, нарушив обещание не оглядываться по пути на жену, он теряет ее навсегда, а позже и сам погибает, будучи растерзанным вакханками – жрицами Диониса, врага Аполлона.

Орфики имели сложную систему космогонических представлений о борьбе богов и титанов, сохранившуюся в мифологии Древней Греции. В учении о человеке, они выделяли его телесное, титаническое начало как низшее, а духовное начало понимали как высшее. Если в мифологии Гомера земная жизнь обычно представлялась желаннее загробной жизни души, то у орфиков все выглядело иначе. Как и философы Индии, орфики воспринимали жизнь как страдание, а в теле видели темницу души.

После смерти душа переселяется в другие тела людей, животных или даже растений. Такое переселение души, названное греками метемпсихоз, соответствует индийским представлениям о сансаре и карме. Орфики тоже не убивали живых существ и не ели мяса животных. Их религиозные обряды и общинная жизнь служили освобождению души от оков ее непрерывных перерождений. Целью усилий орфика было «освобождение», подобное мокше. После «освобождения» душа благочестивого орфика пребывала на «островах блаженства», где жила счастливо.

Другой мистической школой, развивавшей представления о метемпсихозе души, была школа пифагорейцев. Пифагор был одним из величайших мыслителей Древней Греции. Фигура Пифагора в равной мере принадлежит сферам математики, философии, религии, астрономии, музыки, политики, этики, медицины и др. В молодости он недолго учился у философов милетской школы Фалеса и Анаксимандра, проходил учение у финикийских жрецов, был посвящен в таинства их мистерий. Затем в течение 12 лет (539-527 гг. до н.э.) Пифагор учился у египетских жрецов, постигая тайны математики, астрономии и теологии.

Представления Пифагора известны лишь из косвенных источников, поскольку Пифагор не только не писал тестов для читателей, но и все свое учение строил как тайное, доступное только посвященным ученикам. Сама фигура Пифагора носит почти мистический характер. За свою долгую жизнь он разработал музыкальную систему нот, используемую сегодня в мире, создал известные теории геометрии и астрономии, технологии психической регуляции и организации здоровья. В школе пифагорейцев соблюдались строгие правила питания и обращения с природой и богами. Для регуляции состояния своих учеников Пифагор использовал музыку, которую он исполнял на созданных им же инструментах.

Пифагор предсказал ряд предстоящих природных и политических событий, строя свою жизнь с учетом их приближения. Теории он связывал со своим видением организации космоса и природой богов, которую он соотносил с природой чисел. Пифагор утверждал, что слышит звучание космоса, вызываемое движением планет по их орбитам и вызванными этим вибрациями эфира. Другие люди не могут слышать звучание планет из-за ограничений порога их слуха и постоянства звукового фона. Звезды он рассматривал как особые «космические отверстия», связывающие видимый нами космос с другим невидимым человеку миром.

Идеи Пифагора были доступны узкому кругу его общины. Учеником Пифагора можно было стать лишь после трехлетнего предварительного изучения психологических особенностей кандидата и затем прохождения новичком пятилетнего испытательного срока на умение молчать. Ученики и последователи, среди которых было немало известных мыслителей, продолжали учение Пифагора, создавая знаменитые философские и математические теории, сохраняя в течение многих столетий опыт своего учителя. Община пифагорейцев воспитала немало математиков, философов и политических деятелей Греции и сохраняла себя, составляя серьезную конкуренцию даже христианству в первые века Новой эры.

Представления Пифагора о душе во многом совпадали с идеями орфиков и индийских брахманов. Душа субстанциональна и бессмертна как часть единого космического эфира. Душа – это осколок эфира, теплого и холодного одновременно. Тепло содержится во всем живом, но душа содержит и холодный эфир, и в этой своей основе она бессмертна. Она бессмертна, как бессмертен тот эфир, от которого она отделяется.

До своего рождения человек еще не обладает своей душой и живет в теле матери за счет энергии ее души. Душа входит в тело в момент рождения. До рождения человека бестелесная душа стремится воплотиться в живом теле, соединившись с его кровью и влагой, что и происходит в акте рождения. После смерти человека его душа блуждает по земле в виде воздушного бестелесного призрака. Весь воздух наполнен душами, которые могут посылать людям сны и предвидение, болезни или выздоровление. Путем молитв и разного рода гаданий люди могут вступать с ними в контакт. Души сами обладают своей собственной энергией, выражающейся в силе ума и слова.

Пифагор также полагал, что душа проходит множество рождений, всякий раз воплощаясь в новых живых существах. Это представление совпадало с концепциями не только индийских брахманов и джайнов, но и египетских жрецов. Душа может по кругу рождений вселяться в разных животных, возвращаясь после цикла перерождений снова к человеку.

Сам Пифагор утверждал, что он помнит прежние воплощения своей души. До троянской войны он был Эталидом, сыном Гермеса, в период войны он был воином Эвфорбом, затем Гермотимом Клазоменским и затем Пирром, рыбаком на Делосе. Все эти необычные возможности объяснялись тем, что еще Эталид, будучи сыном Гермеса, выпросил у своего отца дар помнить в своих следующих воплощениях все, что происходило с ним при его жизнях. В прежних воплощениях, духовные предшественники Пифагора удивляли современников необычной памятью о событиях прошлых жизней. Этот дар перешел и Пифагору. Пифагор рассказывал своим ученикам конкретные подробности о посмертных странствиях души, объясняя им причины лишения души ее памяти о переживаниях в прежних жизнях.

Фактически во всех случаях судьба души определялась отношением личности к космосу, к логосу, т.е. к сверхличностному мировому субъекту. Признавая бессмертие души, Гомер, орфики или Пифагор должны были ощущать свою зависимость от космических сил, определявших судьбу души.

Для индийских брахманов, тоже признававших и реальность, и бессмертие, и перевоплощения души, основной вектор усилий состоял в слиянии с Атманом, в аккомодации к Абсолюту, а в идеале – в растворении в Брахмане. В Греции отношения личности с космическими силами имели более равноправный характер, чем в Индии. Индусы, закрепленные в стабильности своего общества, разделенного на варны, даже в случаях его частичной дестабилизации не ощущали такой степени личностных возможностей как жители полисов. Демократия и разноплановость жизни греческих общин позволяли индивиду довольно активно участвовать в переделе общества и власти, в развитии событий. Во всяком случае, в тех слоях общества, из которых выходили философы, такие возможности были.

Более значимая роль личности в организации греческой жизни проецировалась в большей локальности и антропоморфности греческих богов. Орфики и пифагорейцы имели дело уже не с безличностными Брахманом и Атманом, а с достаточно локальными и антропоморфными богами. Взаимоотношения с локальными богами не требовали растворения в Абсолюте, а воспроизводили образ социальных взаимодействий с сильными мира. Богов нужно было уважать, приносить им дары и жертвы. Но общаться с богами можно было путем молитв, в форме речевых обращений. Воля богов тоже локализовалась в определенных конкретных запретах или указаниях.

Локальность и личностность богов соотносилась с индивидуальной природой души. Индивидуальная душа попадала, согласно Пифагору, в иной мир, где происходило ее освобождение от памяти прошлой жизни, а затем она возвращалась в мир материальных тел.