Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСЛАНДИЯ – ОСТОРОВ ОГНЯ И ЛЬДА.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
11.12.2018
Размер:
104.33 Кб
Скачать

Глава 2. Вулканизм и его проявления на территории острова

Вулканическая деятельность в ее многообразных проявлениях активно повлияла на морфоструктурный план, а также на многие черты морфоскульптуры Ис­ландии. Поскольку вулканические очаги нередко нахо­дились близко один от другого, общее число их трудно указать точно. Всего на острове известно около 140 вул­канов послеледниксвбго возраста, 30 из них извергалось за последнее тысячелетие (после заселения страны). На каждые 5—6 лет в течение последних веков приходится в среднем одно извержение.

Современный вулканизм Исландии -- непосредственное продолжение четвертичного вулконизма, проявляется он главным образом в зоне Средне-Исландского грабена, где сосредоточены - активные очаги. Одна из 2 основных вулканических зон идет от полуострова Рейкьянес через ледник Лаунгйёкудль к заливу Скьяульфанди, другая зона — от Геклы до Эйяфьядлайёкудля к северо­западному краю Ватнайёкудля и далее к заливу Ахсар-Фьорд.

Чтобы составить хотя бы общее представление о раз­нообразии вулканогенных форм рельефа Исландии, це­лесообразно использовать генетическую классификацию Хуртига с некоторыми дополнениями.

Таблица 2.1.

Вулканогенные формы рельефа Исландии

А. Линейные (трещинные) эруптивные формы

Б. Центральные эруптивные формы

  1. Зияющие трещины и эксплозионные грабены

1.Вулканические конусы из пепла и обломочного ма­териала (Хверфьядль)

  1. Вулканические цепи (Лаки)

2.Стратовулканы (Гекла)

  1. Вулканические гряды (Наума-фьядль)

3.Столовые горы (Херду-брейд)

4.Лавовые поля (Оудадахрёйн)

В четвертичное и историческое время в Исландии пре­обладали трещинные извержения, что определило широ­кое распространение линейных эруптивных форм. Наи­более типичные вулканические центры — зияющие тре­щины и эксплозионные грабены. Первые отличаются обильными покровными излияниями, преимущественно основных лав. Из одной и той же трещины извержение происходит только один раз. При повторном извержении открывается новая трещина, иногда в нескольких сотнях метров от предыдущей. Извержения могут происходить одновременно из нескольких близлежащих трещин. На месте трещин возникают сбросы и грабены. Эксплозион­ные грабены — это узкие впадины с крутыми обрывистыми бортами, заполненные туфами и туфо-брекчиями на­ряду с лавами.Вулкан Элдгьяу, расположенный северо-восточнее Мирдальсйёкудля, — типичная трещина. Его максималь­ная ширина около 600 м и максимальная глубина до северной части около 140 м. Извержение этого вулкана состоит из нескольких фаз — взрыва, интервала с неболь­шим излиянием лавы и образованием кратеров вдоль дна трещины, обильного излияния лавы.

Трещинные извержения сопровождаются образова­нием ряда круглых и овальных конусов с кратерами. Из таких вулканов лава изливается узкими потоками, которые на некотором расстоянии от трещины сливаются в широкие потоки, образуя лавовые поля. Вдоль отдельных трещин конусы значительно удалены друг от друга, но иногда почти сливаются. Примером может вулканическая цепь Лаки, состоящая из ста кратеров, она тянется на 25 км вдоль трещины у юго-западной оконечности Ватнайёкудля. Здесь в 1783-1784 гг. шло колоссальное извержение, во время котооого было выброшено 12,3 км3 лавы и образовалось лавовое поле площадью 565 км2.

При подледниковых трещинных извержениях возни­кают вытянутые грядовые формы, обычно сложенные па­лагонитовыми туфо-брекчиями. Примеры таких вулка­нических гряд — Наумафьядль к востоку от озера Миватн, Свейфлухёульс и Нуфлидархёульс на полуострове Рейкьянес и др.

Молодые лавовые поля в зоне активного вулканизма занимают площадь 11 ООО км2. Мощность лав там иногда измеряется сотнями метров. На поверхности полей со­хранились своеобразные хаотические нагромождения застывшей лавы, мало затронутые эрозией и выветрива­нием. Такие формы рельефа возникли при излиянии очень вязкой лавы. Неровная поверхность глыбовых лав делает эту местность труднопроходимой. Более плоские плитчатые и канатные лавы тоже мало благоприятны в этом смысле. На многих полях представлены оба типа лав в разных соотношениях. Крупнейшее лавовое поле Исландии — Оудаудахрёйн за­нимает около 4000 км2 и находится в центральной части страны, к северу от Ватнайёкудля. Его высота 800— 1000 м. Над лавовой поверхностью поднимаются много­численные вулканические массивы высотой до 1500 м и более.

На лавовых полях местами встречаются простые эруптивные образования центрального типа — конусы вы­сотой не более 15—20 м, сложенные вулканическим пеп­лом и обломочным материалом. Они обычно расположены многочисленными группами, или роями. Особенно характерны такие кратерные рои для районов Хверфьядль восточнее озера Миватн, Рёуд-холар около Рейкьявика, Ландброт и Аулптавер на при­брежной равнине между Мирдальсйёкудлем и Ватнайёкудлем. По Тоураринссону, кратер­ные рои возникли там, где лава текла по болотам, мелководным озерам, либо в условиях неглубокого залегания грунтовых вод. Здесь происходило значительное выделение пара, который прорывался сквозь лаву, создовая небольшие кратеры, не связанные каналами с жер­лом вулкана. Такие формы рельефа В. И. Влодавец на­звал псевдократерами.

В Исландии есть несколько стратовулканов. Среди них особенно известен вулкан Гекла, возникший в результате многократных извержений на месте линейной трещины. Этот типичный стратовулкан имеет форму опрокинутой ладьи. Помимо Геклы к стратовулканам от­носят покрытые льдом вулканические массивы Эрайваиекудль, Эйяфьядлайёкудль и Снайфедльсйёкудль, где ча­сто происходят бурные подледниковые извержения. В Исландии широко распространены щитовые вулканы гавайского типа. Они образовались при последовательном наслоении тонких пластов очень жидкой лавы. Щитовые вулканы действовали в ледниковое и ледниковое время, но ни один из них не был активным течение последних двух тысячелетий. Наиболее изстен щитовой вулкан(Скьяльдбрейдур(1060 м) расложенный в 56 км к северо-востоку от Рейкьявика. В районе поля Оудадахрёйн есть несколько щитовых вулканов: Трёдладингья, Коллоуттадингья, Кедлингардингья, Кетилдингья.

Особое место среди центральных эруптивных форм занимают столовые горы, отличающиеся, как правило крупными размерами и довольно крутыми склонам. Их цоколь сложен палагонитовыми туфо-брекчиями мощностью не менее нескольких сот метров. Выше залегает маломощный бронирующий покров базальтов и молодых лав. Таким образом, условия седиментации изменялись от подледниковых к субаквальным и субаэральным. Сильно расчлененные столовые горы, нередко напоминающие альпийские горы (например, в массиве Кедлингар- фьёдль), сформировались под влиянием плейстоценовых ледников, а также послеледниковой денудации, однако известное воздействие оказали также дифференцированные движения вдоль разломов. В голоцене в некоторых столовых массивах продолжались вулканические процессы, и там появились свежие лавовые поля. К таким массивам относят Хердубрейд (1682 м), возвышающийся на 700 м-над лавовым полем Оудадахрёйн.Крутизна склонов этой столовой горы местами достигает 30-50°.

Юго-западнее горы Хердубрейд находится крупнейшая_кальдера Европы — Аскья площадью 50 км2, имеющая коробкообразную форму (отсюда ее название, в пе реводе означающее «коробка»). За историческое время этот вулкан извергался не менее шести раз. Наиболее сильное извержение в 1875 г. отличалось колоссальным выносом кислых продуктов, особенно пемзы. В это время в юго-восточной части Аскьи образовалась молодая кальдера, ныне занятая глубоким озером Эскьюватн; отметка его уреза — 1053 м над уровнем моря. Дно каль­деры Аскья находится на абсолютной высоте 1100- I 1200 м, а гребень —на высоте 1300—1350 м. На склонах кальдеры широко развиты лавовые покровы различного возраста, связанные с молодыми разломами.

Самое последнее извержение Аскьи произошло осенью 1961 г. 6 октября в северо-восточной части кальдеры после слабого землетрясения открылась гидротермаль­ная трещина меридионального простирания, в которой начали действовать фумаролы. В середине октября были отмечены признаки возросшей активности одного из кра­теров. 19 октября из него вырвалась огромная струя пара, град обломков был выброшен на высоту более 100 м. 26 октября утром произошло сильное землетрясе­ние, после которого из трещины широтного простирания протяженностью 750 м началось излияние лавы. Над рай­оном извержения поднялись облака черного дыма высо­той до 10 км, на следующий день их высота уменьши­лась примерно до 2 км. Фонтаны огненно-жидкой лавы в первые часы извержения достигали в высоту более 300 м, затем фонтанирование постепенно ослабело. На третий день лава поднималась на 150—200 м, на четвер­тый — на 75—100 м, на восьмой — на 50 м.

Вулканизм влияет на формирование рельефа и в на­стоящее время. Об этом, например, свидетельствует об­разование вулканического острова Суртсей юго-западнее архипелага Вестманнаэйяр. 14 ноября 1963 г. в этом районе было замечено подводное извержение, когда над поверхностью океана поднялись клубы черного дыма, но еще задолго до этой даты на дне океана начал формиро­ваться конусовидный купол, достигший высоты 130 м. После того как этот купол поднялся над уровнем океана, вода долгое время проникала в жерло вулкана либо сверху, либо через отверстия в стенках кратера. От со­прикосновения с холодной водой лава, поступавшая из глубинных магматических очагов, постепенно остывала и забивала жерло.Периодически происходили взрывы с выносом пепла и пемзы в виде густой темноокрашенной массы, от кото­рой нередко отделялись вулканические бомбы с черными пепловыми шлейфами. Серовато-белые клубы водяного пара устремлялись вверх на 5—9 км, а обломки разноси­лись ветром на расстояние до 1 —1,3 км.

В конце января 1964 г. кратер совершенно закрылся и на смену ему появились три других кратера. Один из них с апреля 1964 г. стал центром излияния лавы. Стенки его были настолько плотными, что морская вода больше не проникала в жерло вулкана. Извержения сопровожда­лись раскатистым гулом, тогда как прежде пар способ­ствовал ослаблению шума. Кратер наполнился лавой, от него к берегу океана устремились багряные огненно-жид­кие потоки. У самого берега, на контакте с водой, подни­малась стена пара. Остывая, лава бронировала ранее отложенные туфовые толщи, защищая молодой остров от морских волн.