Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юго-Восточная Азия.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Общество

Преобладание коллективных форм зависимости (до XVI-XVII вв.): целые общины или племена зависели от государства, выплачивая ему дань (поначалу нерегулярную). Отсутствие чётко выраженных групп зависимого населения. Отсутствие крайних социальных низов в доминирующем этносе. Условный характер прав на эксплуатацию у большинства представителей господствующего класса. Реализация большей части прибавочного продукта через внешнюю торговлю под контролем государства. В социальной структуре — преобладание мелких общин (гораздо мельче, чем в Индии), независимых от государства. Малые общины были основной ячейкой общества и не образовывали более сложных систем. Абсолютный характер верховной власти по отношению к свободным. Слабость политической организации духовенства, поэтому духовные функции исполняла власть. (Деопик 1977: 12).

Государство

Важнейшая черта — верховная собственность монарха на всю землю в стране. Условные держания чиновников, «вечные» владения храмов. Наследственные владения могли иметь лишь те аристократы, которые состояли в родстве с царём, поэтому пожалование крупного владения означало право породниться. Наследственных владений практически не было, так же как и вассалитета. Место феодалов занимали чиновники, хотя бы и без определённых обязанностей (объём должности подгонялся под личные способности того, кто её занимал, а не наоборот: Деопик 1977: 45; ср. Васильев 1982). В средневековом Сиаме к должности даже прилагалось имя: занявший её человек терял прежнее имя и получал новое, должностное. Пережитки этого обычая сохранились до сих пор: так, все короли ныне правящей в Таиланде династии Чакри носят тронное имя Рама, от Рамы I до нынешнего (с 1946 г.) Рамы IX.

Светская власть выше духовной, зато действия светской власти религиозно окрашены (Деопик 1977: 13). Культ государственной власти здесь всегда был очень силён. Поэтому в ЮВА до сих пор немало монархий (Таиланд, Малайзия, Камбоджа, Бруней) и стран с социалистической государственной системой (Вьетнам, Лаос). Зато демократические республики здесь неустойчивы и легко превращаются в диктатуры (как в Индонезии, которой в 1945-1965 гг. правил просоветский диктатор Сукарно, а потом на смену ему пришёл проамериканский «коллега» — генерал Сухарто, сохраняющий власть до сих пор).

Слабая обособленность военной касты, высокий престиж гражданских чиновников, которые чаще всего ведали и гражданскими, и тем более религиозными вопросами (Деопик 1977: 45).

У малайцев государство воспринималось как долина впадающей в море реки, в устье которой расположена столица. Отсюда деление страны на «устье» (куала) — столицу и её окрестности, «верховья» — глубинку и «речные притоки» — провинции. Даже описывая страны, устроенные совсем по-иному, малайцы говорили, например, о «верховьях Камбоджи». Во главе государства стоял раджа, а с XV века — султан, называвшийся, впрочем, и чисто по-малайски: ям-туан или янг ди пертуан бесар (тот, кто повелевает всем). Вокруг него концентрировалось несколько кругов вельмож — «четыре», «восемь», «шестнадцать» и «тридцать два», титулы которых могли быть китайскими, арабскими, персидскими или местными. Так, высшим лицом после султана был бендахара — полномочный великий визирь и чаще всего тесть султана, реально правивший страной. Вслед за ним шли теменггунг — командующий сухопутными войсками и начальник полиции; лаксамана (санскритское «лакшман») — адмирал и полномочный посол; махараджа-лела — верховный судья; шахбандар — градоначальник и глава таможен; главный кади — судья по религиозным делам, и другие чины. Впрочем, каждой деревней управлял свой феодал, подчинявшийся центральной власти лишь постольку, насколько та была способна заставить себя уважать.

В целом у малайцев, как и в торговых городах-государствах Финикии или Индии, престиж царя был не слишком высок. Иным было положение в аграрных империях (Паганская Бирма, Камбуджадеша) или в Сиаме до революции 1932 года, где царь был обожествлён. Так, к сиамскому королю можно было приблизиться только на коленях, все должны были держаться так, чтобы ничья голова ни на миг не оказалась выше головы монарха (и вообще головы во время торжественных приёмов выстраивались «по ранжиру» по высоте, так что прислуге приходилось ползать по полу с подносами в руках). Прикоснуться к королю, королеве или принцу подданные не могли даже ради спасения их жизни, и не раз описаны случаи, когда кто-то из их королевских высочеств тонул прямо на глазах у придворных: спасти человека, протянув ему руку, было нельзя! Некоторыми животными (например, знаменитыми сиамскими кошками) мог владеть только король.