Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вопросы кроме 17,18, 23, 24, 30.docx
Скачиваний:
47
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
137.73 Кб
Скачать

31. Империя Великих Моголов (1526– 1707*)

В 1526 г. тимурид Бабур, выходец из Моголистана вторгся в Индию. Его хорошо вооруженная армия, разгромила последнего из делийских султанов и ополчение раджпутов, после чего заняла значительную часть долины Ганга. Так было положено начало империи Великих Моголов, объединившей под своей властью в пору расцвета почти всю Индию.

Уже в 1530 г. его сменил на троне сын Хумаюн, войны которого с братьями ослабили его власть, и правитель из Бихара и Бенгалии Фарид Шер-хан, выходец из афганского племени сур, сумел захватить власть в Дели.

За недолгие годы правления (1540–1545) немало сделал для укрепления центральной власти. Провел несколько магистральных дорог с караван-сараями, связавших Дели с Бенгалией, Раджпутаной, Индом и т.п., упорядочил земельные отношения, систему налогов, характер землевладения военачальников джагирдаров, а также повысил статус некоторых индусов, предоставив им ряд влиятельных должностей. Его смерть и борьба наследников за престол были использованы Хумаюном. В 1555 г. он вернул себе трон в Дели, но уже через год погиб, а власть - его 13-летнему сына Акбару.

Правление падишаха Акбара (1556–1605) было золотым веком империи Великих Моголов. Укрепив власть на севере, Акбар заручился поддержкой значительной части воинов-раджпутов и вскоре овладел практически всей Раджпутаной. Почти вся Северная Индия оказалась под властью Акбара, проявившего себя умелым правителем.

Продолжив реформы, начатые еще Шер-шахом, Акбар провел ряд новых, заложивших прочные основы управления страной. Все земли были объявлены государственными. Был закончен генеральный земельный кадастр и четко определены суммы налогового сбора с каждого из районов. Значительная часть земель была отдана на правах условного ненаследственного служебного владения военачальникам-джагирдарам. Джагиры были крупными земельными владениями, приносившими их владельцам огромные доходы. На эти деньги джагирдары, обязаны были содержать отряды воинов в количестве, соответствовавшем чину военачальника и размеру джагира. Некоторые из подчинившихся Акбару княжеств тоже приобрели статус джагира, а в целом среди джагирдаров Акбара индусов-индуистов было не более 20 %, в основном за счет воинов-раджпутов.

Система джагиров, при которой открывались немалые возможности для злоупотреблений, не нравилась Акбару. Подобно Шершаху, он попытался даже было ее уничтожить, заменив денежными выдачами из казны. Но это вызвало мятежи, и падишах вынужден был отказаться от реформы. Зато он строго следил за тем, чтобы джагирдар не обладал никакой административной и финансово-налоговой властью в своем владении.

Кроме джагиров существовали и владения вассальных князей-заминдаров, плативших в казну дань и самостоятельно распоряжавшихся всеми остальными доходами. Князья были наследственными владельцами своих княжеств и даже субъектами централизованной редистрибуции в своих владениях. В принципе в каждом из княжеств как бы в миниатюре воспроизводилась та же схема, что и в империи в целом: часть земли принадлежала лично князю, доход от нее шел в его казну, тогда как остальные земли и доходы с них отдавались в качестве должностных воинам и чиновникам. Со временем земли категории заминдари стали считаться частнособственническими и подчас дробились на небольшие участки.

Небольшое количество земли было в собственности мусульманского духовенства, но некоторое количество земель находилось и во владении индуистских храмов. Эти земли обладали налоговым иммунитетом, что вполне соответствовало общему духу религиозной терпимости, которому следовал Акбар, отменивший ущемляющую права немусульман джизию и попытавшийся даже к концу жизни создать нечто вроде синтетической религии, призванной ликвидировать религиозные разногласия в среде его подданных.

Сын Акбара Джахангир (1605–1627) продолжил активную внешнюю политику отца, начал войны в Декане и выступил против сикхов в Пенджабе. В Ассаме его войска потерпели поражение; сложности вызвали и попытки укрепиться в Бенгалии. Наибольшим успехом Джахангира, а точнее, его сына Шах Джахана, командовавшего армией, была победа над сильной армией султана Ахмаднагара. Далеко не вся территория Ахмаднагара попала в руки Моголов, но и это было успехом. Шах Джахан (1627–1658), взойдя на трон, в 1632 г. добился удачи: Ахмаднагар был подчинен полностью, а Биджапур и Голконда признали себя вассалами Моголов. Это означало, что практически почти вся территория Индии попала под власть империи. Но дни ее уже были сочтены.

Его сын, кровавый деспот Аурангзеб, заключил в темницу отца. Он правил долго (1658– 1707) и оставил по себе дурную память. С его смертью империя фактически распалась, перестала существовать как влиятельная сила, причем такому результату в немалой степени содействовала политика самого императора.

Будучи ревностным мусульманином-суннитом, Аурангзеб энергично преследовал как индусов, так и шиитов, вплоть до попыток разрушить храмы и заново ввести отмененную Акбаром подушную подать для немусульман, джизию. Религиозные преследования вызвали резкое сопротивление населения, включая и мусульман-шиитов, а это в конечном счете сильно ослабило ту базу, на которую мог опереться правитель. + Резко уменьшились доходы джагирдаров, чьи владения в ходе постоянного разукрупнения и роста дополнительных поборов в казну приносили все меньше дохода. Следствием всего сказанного были кризисные явления, проявлявшиеся не только в усилении налогового гнета, но и в бегстве крестьян, в нарушениях хозяйственного ритма жизни и в конечном счете в страшном голоде, который разразился в начале XVIII в.

На окраинах империи появлялись сопротивление и сепаратистские движения. Так, резко выступив против сикхов, Аурангзеб спровоцировал возникновение воинской организации сикхов, хальсы, справиться с боевой мощью которой он был уже не в состоянии. В Махараштре, районе расселения маратхов, тоже возникло весьма боеспособное войско во главе с их национальным героем Шиваджи. Усилившись, он создал собственное государство, короновавшись в 1674 г. в Пуне. Установив сравнительно легкие налоги с собственного маратхского населения, его государство начало богатеть за счет военной добычи, так что вскоре его набеги стали наводить ужас на соседние земли. Аурангзеб безуспешно вытался бороться с этой вольницей. Столь же безуспешно стремился он усмирить и восставших против него раджпутов. И хотя к концу жизни Аурангзеб все же сумел формально подчинить себе Махараштру, маратхи, как и раджпуты, окончательно усмирены не были. Сразу же после смерти Аурангзеба его империя стала агонизировать, чем воспользовались те, кто не был заинтересован в сильной власти в Индии. В частности, едва ли не первыми среди них были англичане.

32.Покорение Индии

В 17 в. борьба за Индию велась с переменным успехом. Англичане потерпели ряд поражений: в 1687-90 гг. они были изгнаны из Бенгалии, в 1690 могольские войска осаждали Мадрас. В 18 в. основным соперником англичан в Индии стала французская Индийская компания (образованная в 1719 на основе Ост-Индской и других французских компаний). Англо-французская борьба за Индию стала продолжением борьбы этих держав в Европе и прошла в несколько этапов. В 1717 делийский падишах Фаррухсияр предоставил английской Ост-Индской компании фирман на беспошлинную торговлю и сбор налогов в части Бенгалии. В 1757 в результате битвы при Плесси Бенгалия фактически превратилась во владение английской Ост-Индской компании.

В 1764 после битвы при Буксаре англичане захватили Бихар и Ориссу, на которые претендовали французы. Семилетняя война 1756-63 гг. предрешила исход борьбы в пользу англичан, однако столкновения с французами продолжались до конца 18 в. В результате серии англо-майсурских (захват территории Южной Индии, превращение княжеств Майсур и Хайдарабад в данников компании), англо-маратхских (подчинение Северной Индии и Махараштры) и англо-сикхских (аннексия Пенджаба) войн английская Ост-Индская компания к 1849 закончила подчинение Индии, а в 1852 покорила и Нижнюю Бирму.

Со второй половины 18 в. основное внимание Ост-Индская компания стала уделять не торговле, а сбору налогов и управлению захваченными территориями. В 1760-х гг. компании было передано право сбора земельного налога с населения Бенгалии; с ростом территориальных приобретений англичане провели в Индии перестройку аграрных отношений, внедрив системы заминдари и райятвари. В эпоху промышленного переворота в Англии (конец 18 — начало 19 в.) колонии стали не только сырьевой базой британской индустрии, но и превратились в основной рынок сбыта для английской промышленной продукции. Традиционное городское ремесло Индии, не выдержав конкуренции дешевых британских товаров, пришло в упадок.

34.Эксплуатация Индии и колониальный режим

Колонии служили интересам господствующих классов и как источники личного обогащения, и как ускорители экономического развития страны. Характерным методом эксплуатации было насильственное ограбление колониальных народов. Всевластие в колониях упрощало для англичан эту задачу. Не зная над собой контроля, они взимали здесь произвольные налоги и сборы, вымогали взятки и подношения, налоговые чиновники были наделены судебной и полицейской властью.

Внеэкономическое принуждение оставалось важным методом извлечения колониальной прибыли на всех этапах истории колониализма. Однако его роль не являлась неизменной: с развитием капитализма на первый план выдвигается подчинение колоний нуждам и интересам буржуазии в целом.

Колониальная торговля обеспечивала перевес вывоза над ввозом. Вплоть до конца XVIII в. богатство страны отождествлялось с деньгами в форме драгоценных металлов и правительство проводило политику протекционизма: оно ограничивало и даже воспрещало ввоз иностранных товаров и продуктов, без которых страна могла обойтись, и всемерно поощряло свой собственный вывоз.

К концу XVIII в. в системе наметились изменения. Значение обычных колониальных товаров, отходит на второй план, возрастает доля продовольственного сырья.

Превращение Индии в рынок сбыта английских товаров, которое сопровождалось прекращением вывоза продукции индийского производства, приводило к массовому разорению и гибели индийских ремесленников.

Английская таможенная политика в колониях была направлена на то, чтобы искусственно задержать развитие здесь национальной промышленности и принудить население все необходимое покупать в Англии.

Начиная со второй четверти XIX в. колониальные владения начинают выступать в качестве объектов вывоза.Правительство Англии вело активную колониальную экспансию, не жалея усилий и средств на сохранение и расширение империи, некоторые представители господствующих классов резко критиковали эту политику и осуждали ее, периодически предлагая ликвидировать колонии.

Период 30-40 гг. XIX в. отмечался особенно острой критикой колониальной политики как в целом, так и особенно в Индии и странах Среднего Востока.

Одна группа – "империалисты", – опасалась, что реформа колониальной политики приведет к отделению колоний от метрополий. Поэтому они настаивали на усилении контроля над колониями со стороны Англии. Такая политика ассоциировалась с курсом партии тори.

К другой группе принадлежали сторонники вигов. Они выступали за извлечение максимальных выгод путем предоставления большего самоуправления колониям.

Английская промышленная буржуазия добивалась не отказа от колоний, а реформы колониальной политики в своих интересах. Она высказывалась в пользу развития свободной торговли. Фритредерские круги выступали за ослабление "политического колониализма". И ратовали за усиление экономического проникновения Англии.