Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пастернак.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
208.38 Кб
Скачать
    1. Концепция искусства.

Как отмечал Ю.М. Лотман, художественное произведение ─ это особая модель мира, сквозь которую писатель высказывает свою художественную мысль.

В "Докторе Живаго" тоже представлена своя модель мира, вернее его различных пластов, в частности, искусства и творчества. Авторская мысль об искусстве в романе является основополагающей, поэтому, исходя из этого, мы можем говорить о романе, как "тексте о тексте", "искусстве об искусстве". Недаром в "Докторе Живаго", в дневнике главного героя, искусство определяется как начало, "входящее в состав художественного произведения, название применённой в нём силы или разработанной истины" [96,215]. То есть искусство в представлении Б. Пастернака ─ это воплощение некой силы, творческой энергии Бога, создающего жизнь. Под энергией и силой можно понимать творческое вдохновение, даваемое сверху, как отправная точка в искусстве, творчестве, способствующая созданию шедевров.

"После двух-трёх легко вылившихся строф и нескольких, его самого поразивших сравнений, работа завладела им, и он испытал приближение того, что называется вхождением. Соотношение сил управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить < … >.

В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем … И он чувствовал себя только поводом и опорной точкой, чтобы она пришла в это движение" [96,328].

О значении вдохновения говорит и то, какую роль автор отводит описанию предрабочего состояния героя, излагает мотивировки, побудившие его к творческому акту, к созданию того или иного произведения:

"Юрий Андреевич чувствовал, что мечтам его о более прочном водворении в Варыкине не сбыться, что час его расставания с Ларой близок, что он её неминуемо потеряет, а вслед за ней и побуждение к жизни, а может быть и жизнь. Тоска сосала его сердце. Но еще больше томило его ожидание вечера, и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал всякий.

Волки, о которых он вспоминал весь день, уже не были волками на снегу под луною, но стали темой о волках, стали представлением вражьей силы, поставившей себе целью погубить доктора и Лару или выжить из Варыкина. Идея этой враждебности, развиваясь, достигла к вечеру такой силы, точно в Шутьме открылись следы допотопного страшилища и в овраге залег чудовищных размеров сказочный, жаждущий докторской крови и алчущий Лары дракон" [96,330]. К вечеру все строки Юрия Живаго выльются в стихотворение "Сказка".

Причем можно заметить, что сила вдохновения у Б. Пастернака уравнивает по значению два таких абсолютно разных явления, как создание художественного произведения (т.е. процесс творчества) и рождение ребенка: "…девушка ─ обыкновенность, на которую древний мир не обратил бы внимания, ─ тайно и втихомолку дает жизнь младенцу, производит на свет жизнь, чудо жизни, жизнь всех", живота всех… Девушка рожает не в силу необходимости, а чудом, по вдохновению. Это то самое вдохновение, на котором Евангелие, противопоставляющее обыкновенности исключительность и будням праздник, хочет настроить жизнь, наперекор всякому принуждению" [96,310].

Как видим, в обоих случаях ─ и при творческом процессе, и при рождении ребенка ─ свершается чудо по вдохновению, ставящему тем самым в один ряд поэта (художника, творческую личность) и женщину, творчество (произведение искусства) и жизнь ─ все это может быть названо словом "искусство".

Неотъемлемым атрибутом искусства и всего того, что претендует на его роль или могло бы быть им названо (а это и жизнь, и любовь), помимо энергии является и оригинальность.

"Этим стихом Юра прощал грех их возникновения за их энергию и оригинальность. Эти два качества, энергию и оригинальность, Юра считал представителями реальности в искусствах, во всем остальном беспредметных, праздных и ненужных" [96,59].

Оригинальность состоит не в поиске новых форм выражения: источник ее "не оптический", даже не эстетический, а нравственный. "Оригинальность предлагает под собой следование правде жизни ("не искажая голоса правды"), стремление к истине, к максимальному сближению искусства с натурой. (искусство является "выражением правды о пережитом и испытанном").

И основная задача, стоящая перед искусством, по мнению Б. Пастернака, ─ преодоление смерти, воскресение (она сравнима лишь с миссией Христа):

"Сейчас как никогда ему было ясно, что искусство всегда, не переставая, занято двумя видами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь Большое, истинное искусство то, которое называется откровением Иоанна и то, которое его дописывает" [96,59].

Исходя из того, что в романе сконцентрирована философско-эстетическая мысль об искусстве, играющая важную роль в представлении концепции мира и человека, то роман Б. Пастернака "Доктор Живаго" представляет собой структурно "текст о тексте", что является неотъемлемым условием причисления произведения к метароману.