Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по Беспаловой.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
208.2 Кб
Скачать

3. Идейно-политическая борьба по проблемам свободы печати накануне и после Октября 1917 г. 9 марта 1917 г. Основные концепции развития журналистики в Советской России.

Временное правительство ликвидирует основной центр царской цензуры - Главный комитет по делам печати, вводит должность комиссара по делам печати. 10 марта состоялось совещание по вопросам печати, на которое были приглашены наиболее заинтересованные в решении проблем журналистики стороны: представители соответствующих отраслей промышленности по производству периодики, журналистских организаций - Всероссийского общества редакторов ежедневных газет, Общества редакторов петроградских журналов, Петроградского общества журналистов и др. Оно поддержало ликвидацию Главного комитета по делам печати и обсудило проект восстановления временной военной цензуры. Этими мероприятиями был намечен деловой подход к решению проблем свободы печати. Но 16 мая в "Вестнике Временного правительства" было обнародовано популистское законодательное распоряжение: "Печать и торговля произведениями печати свободны. Применительно к ним административных взысканий не допускается". Казалось бы, этим лаконичным документом, отразившим идеальные помыслы, был положен конец цензуре. К сожалению, его составители пошли на поводу настроений и эмоций, не учли конкретных условий времени. Поэтому практика быстро внесла свои коррективы. Уже в мае Общество деятелей периодической печати и литераторов в Москве созвало общее собрание писателей и журналистов по вопросу "о насилиях над прессой" (захват типографий, нарушение свободы печати и др.). Резолюция собрания призывала управление страной содействовать их прекращению. П.Н. Врангель, отражавший настроения других кругов, замечает в своих "Записках": "В то время как левая печать открыто вела разлагающую армию пропаганду, правые газеты конфисковывались и закрывались". В июле после известных кризисных событий Временное правительство предоставило военному министру право закрывать издания, призывающие к военному бунту и неповиновению на фронте. Началась борьба с инакомыслием. В итоге большевистские издания были закрыты и загнаны в подполье, прошли аресты и др.

Во многом такая же ситуация с решением свободы слова и печати сложилась и у большевиков. 9 ноября 1917 г. СНК принял Декрет о печати, который был утвержден на первом же заседании правительства, что подчеркивает, какое значение оно придавало борьбе с контрреволюционной прессой. Декрет был опубликован 10 ноября в "Газете Временного рабочего и крестьянского правительства", "Известиях", "Правде". Со страниц прессы на аудиторию обрушилась лавина призывов к расправе с новой властью. Еще 15 октября 1917 г. эсеровское "Дело народа" писало: "Против объявленного похода большевиков революция должна собрать все силы. Пусть грозный и дружный отпор будет ответом на призыв к преступному выступлению в эту тяжелую для страны минуту". В документальном репортаже "10 дней, которые потрясли мир" Джон Рид, американский журналист, восклицал: "...какой бурный поток воззваний, афиш, расклеенных и разбрасываемых повсюду, газет, протестующих, проклинающих и пророчащих гибель! Настало время борьбы печатных станков, ибо все остальное оружие находилось в руках Советов".

"Дело народа" призывало: "Наш долг - разоблачить этих предателей рабочего класса. Наш долг - мобилизовать все силы и встать на защиту дела революции". Эсеровский орган предупреждал: "Не верьте обещаниям большевиков! Обещание немедленного мира - ложь! (Ленин уже сознался в этом.) Обещание хлеба - обман! Обещание порядка, обещание земли - сказка!.. Спасайте республику, пока не поздно!" Газета "Дело народа" отражала настроения правой части партии эсеров, но ее позиция была типичной для открыто оппозиционной периодики. Против именно такой прессы и был направлен Декрет о печати: "Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, как бомбы и пулеметы. Вот почему и были предприняты временные и экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса". Интересно совпадение аргументации при определении границ свободы печати этого документа и программного заявления П.Н. Врангеля на встрече с ведущими редакторами газет Крыма (1920 г.): "во время войны, а тем более гражданской, орудием борьбы являются не только пушки и ружья, но и идеи".

На основании Декрета о печати с октября 1917 г. по июнь 1918 г. были закрыты или прекратили существование по другим причинам более 470 оппозиционных газет. Он, без сомнения, был одним из программных документов большевиков, и вокруг него вскоре развернулась острая борьба. "Вопросы о свободе печати были в ноябре 1917 г. одно время в центре политических партий", - признавался Л.Д. Троцкий.

Джон Рид свидетельствует: "Но и в самом Смольном в рядах большевистской партии нарастала сильная оппозиция политике Ленина. В ночь на 17 (4) ноября огромный зал ЦИК был набит битком. Атмосфера зловещая. Большевик Ларин заявил, что уже приближается срок выборов в Учредительное собрание и что пора покончить с "политическим террором". Необходимо смягчить мероприятия, принятые против свободы печати. Они были необходимы во время борьбы, но теперь не имеют никакого оправдания. Печать должна быть свободна, поскольку она не призывает к погромам и мятежам". На этом заседании ВЦИК Ю. Ларин предложил резолюцию, отменяющую Декрет о печати.

Его поддержали левые эсеры А.Л. Колегаев, В.А. Карелин, Б.Ф. Малкин и др., видевшие в декрете "нарушение основных принципов демократии". Б.Ф. Малкин призывал к "политическому великодушию для всех политических и классовых противников", к действию "обаянием революционного движения". Позицию большевиков изложил В.А. Аванесов в предложенной им резолюции. Ленин напомнил, что именно в ходе Февральской буржуазно-демократической революции были закрыты "царистские газеты". В создавшейся конкретной ситуации в молодой республике, по словам Ленина: "Мы не можем дать буржуазии возможность клеветать на нас... мы не можем к бомбам Каледина добавлять бомбы лжи". ВЦИК большинством голосов принял резолюцию большевистской фракции о поддержке политики Совнаркома в области печати.

Основная часть интеллигенции встретила Декрет о печати негативно. 26 ноября 1917 г. Союз русских писателей выпустил специальную однодневную "Газету-протест. В защиту свободы печати". Издание объединило представителей разных слоев интеллигенции: 3.Н. Гиппиус, Е.И. Замятина, В.И. Засулич, В.Г. Короленко, Д.С. Мережковского, А.Н. Потресова, Ф.К. Сологуба, П.А. Сорокина и др. Вот названия некоторых статей этого издания: "Слова не убить", "Красная стена", "Осквернители идеала", "Протесты против насилий над печатью" и т.д. Со страниц этой газеты 3.Н. Гиппиус заявляла, что "отменена вся печать кроме большевистской", а П.А. Сорокин увидел в закрытии враждебных Советской власти газет "возврат к средним векам", А. Редько - "убийство общественной мысли".

Формой протеста интеллигенции против большевистского декрета стали однодневные газеты "Петроградская свободная печать", однодневка Клуба московских писателей, вышедшая в декабре 1917 г. под лозунгом "Слову - свобода!", и др. Этим же настроением были проникнуты отклики на декрет "Новой жизни", цикл статей М. Горького "Несвоевременные мысли", статья Н.Г. Короленко "Торжество победителей", помещенная в "Русских ведомостях" и "Деле народа", в которой он обвинял Советскую власть в походе против демократии.

Лидеры большевиков отстаивали свою точку зрения. В.И. Ленин писал: "Только Советская Россия дала пролетариату, и всему гигантскому трудящемуся большинству России, невиданную, невозможную и немыслимую ни в одной буржуазной демократической республике свободу и демократию, отняв, например, дворцы и особняки у буржуазии (без этого свобода собраний - лицемерие), отняв типографии и бумагу у капиталистов (без этого свобода печати для трудящегося большинства нации есть ложь), заменив буржуазный парламентаризм демократической организацией Советов, в 1000 раз более близких народу, более демократичных, чем самый демократичный буржуазный парламент". "Одним из главных обвинений против нас в устах буржуазии, ее газетчиков, ее политиков, ее ораторов, - говорил Л.Д. Троцкий 13 декабря 1917 г. в речи перед гренадерским полком, - является наша политика по отношению к буржуазной прессе. Говорят, что мы являемся душителями свободы. Это обвинение размягчает сердца так называемой интеллигенции.

Однако сомнения и колебания по поводу того, как же в тех условиях решать проблему свободы слова и печати, испытывали и многие большевики, что отразилось на характере местных декретов о печати. В Москве проект такого документа был выработан М.Н. Покровским и И.И. Скворцовым.Порой в решении проблемы свободы печати дело доходило до курьеза. Так, 10 декабря 1917 г. на заседании Архангельского ревкома рассматривался вопрос о закрытии газеты "Архангельск". Были предложены две резолюции:

1. "Учитывая весь имеющийся материал и озлобленное настроение масс, Архангельский ревком высказывается за закрытие газет "Архангельск" и "Северное утро",

2. "Считая невозможным по принципиальным соображениям прибегнуть к закрытию местных газет, как к нарушению одного из первейших завоеваний революции - свободы слова, ревком, учитывая настроение масс, явно враждебное и могущее повести к серьезным осложнениям, доводит до сведения газет "Архангельск" и "Северное утро" о таковом настроении масс".За обе резолюции было подано одинаковое число голосов (5 - "за", 2 - "против").

Декрет о печати Совнаркома был направлен на подавление журналистики, выступавшей против Советской власти. Однако оппозиция в ответ на закрытие ряда изданий использовала старый прием революционной прессы: издание вновь воскресало под измененным названием. Так, газета "Голос солдата" Петроград) за три месяца сменила 9 названий: "Солдатский голос", "Искры", "Солдатский крик", "Мира, хлеба и свободы", "За свободу", "За свободу народа", "Революционный набат", "Набат революции". В ответ на такую тактику Совнарком 28 января 1918 г. принял Декрет о революционном трибунале печати.

Одной из задач большевиков была - создать новую печать - печать советской страны. Печать - орудие социалистического строительства (Ленин).Троцкий считал, что печать "должна сообщать новости". Она не должна заниматься пропагандой, а должна заниматься критикой. Ленин считал, что главной функцией журналистики является воспитательная и образовательная. Троцкий считал, что пресса должна быть рассчитана на тот уровень читателей, который есть. На 1-м съезде журналистов выступил Каменев с тем, что пресса должна удовлетворять интересы читателей. Ленин пишет довольно много работ: "О характере наших газет", "Великий почин", "Письмо Мясникову".