Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
клиническая псих.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
116.56 Кб
Скачать

17 Патологические формы мышления.

Патологические формы мышления . Среди них следует различать олигофрении, деменции, бредовое мышление, астеническое мышление и пр. Об олигофрении говорилось выше.

Деменция в отличие от олигофрении определяется, как слабоумие, вызванное влиянием патогенных факторов, воздействовавших на организм в более поздних периодах жизни. В основе различных видов деменции лежат деструктивные процессы в головном мозгу.

Не останавливаясь на всех видах деменции, отметим особо «постинсультную» деменцию, при которой отмечаются проявления очаговой патологии (Е.С. Авербух, Б.А. Лебедев) и деменции старческого возраста с выраженной амнезией. При некоторых деменциях возможно более или менее значительное восстановление мыслительной деятельности. Деменция обнаруживается, как правило, в снижении трудоспособности, в снижении всех жизненных и творческих возможностей человека. Отчетливо выступает при деменции нарушение понимания, счета, понятий.

Деменция всегда есть и общее снижение личности. Ряд исследователей показали, что глубина деменции определяется не только размерами и локализацией поражения, но и другими, не всегда ясными моментами. Очевидно, здесь могут играть роль соматические факторы (сосудистые нарушения в мозгу, эндокринные расстройства), преморбидные свойства личности, тип нервной системы и условия среды.

Мышление и индивидуально-психологические особенности. Все нормально мыслящие люди в основном одинаково мыслят в соответствии с законами логики и одинаково используют соответствующие уровню образования определенные приемы решения задач. Вместе с тем логические процессы мышления протекают не изолированно от других сторон психики, от восприятия, воли, эмоций, памяти и пр. Мышление здоровых и больных людей не отделимо от психики в целом, отличается индивидуальными и глубоко личностными особенностями.

Одни люди особенно склонны к абстракциям, другие не обнаруживают такой склонности. Одни склонны все продумывать про себя до того, как приступить к действию или к высказыванию своей мысли; другие больше думают, действуя или высказываясь. Одни умеют длительно сосредоточивать мысли на одном вопросе, другие не способны к такому длительному концентрированию мыслительного процесса. От особенностей личности зависят в большей мере и предметы и явления, на которых сосредоточивается больше всего мышление человека. Способность к вдохновению как способность достичь особой интенсивности мыслей и чувств есть также свойство личности.

В патологии черты целостности личности в ряде случаев резче всего выступают в мышлении. Так, например, оторванное от реальности мышление больных шизофренией в высокой мере соответствует их личности (аутизм). Личность аутичного больного характеризуется своеобразной отчужденностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими. Эти черты и выражены в мышлении больных шизофренией.

Интуиция. В мышлении ту или иную роль может играть интуиция. Например, опытный врач в ряде случаев приходит к правильному заключению о диагнозе, как будто внезапно, путем «озарения». Такой мыслительный процесс и принято называть интуицией. В самом деле, здесь имеет место уплотненный во времени акт решения, в котором осталось неосознанным или не полностью осознанным использование накопленного ранее опыта. Интуиция может быть весьма полезной, если она опирается на подлинно большой опыт, и когда за ней следует глубокая проверка. Переоценка интуиции, как своеобразной формы мышления , может во врачебной работе, как и во многих других видах деятельности, профессиональной и иной, привести к серьезным и весьма опасным ошибкам.

Глубоко ошибочны взгляды на интуицию, как на особую, едва ли не мистическую способность и форму познания, оторванную от практики, не совместимую с логикой. Интуиция как способность познавать истину, принимать решения, по сути, представляет итог мыслительного процесса, наиболее четко осознаваемого лишь в заключительной его фазе – в момент решения. Любопытно замечание творца теории относительности А. Эйнштейна, содержащееся в его автобиографических записях, в которых он писал, что открытие не является делом логического мышления , даже если конечный продукт связан с логической формой .

Известны случаи, когда ученые приходили как бы к внезапным решениям сложных теоретических вопросов, сознательно ими ранее перед собою поставленных, до того ими тщательно и осознанно продуманных. Внезапное же решение здесь как бы наступило, когда сознание ученого не было занято этой проблемой, поисками соответствующего решения.

Вероятно, своеобразным патологическим извращением интуиции можно считать возникновение бредовой идеи.