Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы по Истории России.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
468.99 Кб
Скачать

14. Экономическое развитие России во второй четверти XIX века.

Вторая четверть XIX века – время промышленного переворота в России, когда мануфактурное производство, основанное на ручном труде, постепенно вытесняется фабричным производством с широким применением машин. Особенностями промышленного переворота в России было во-первых, то, что он начал происходить лет на 50 позже чем в Англии и лет на 30 позже, чем во Франции, во-вторых, он начался и развивался в условиях крепостного права, что сдерживало этот процесс, поэтому он и закончился только в пореформенный период. В-третьих, в дореформенной России, несмотря на промышленный переворот, не сложилось ни буржуазии, ни пролетариата.

Вотчинные и посессионные мануфактуры постепенно приходили в упадок из-за низкой производительности подневольного труда. Соответственно мелкие и средние вотчинные мануфактуры разорялись, а сохранялись за счет дешевизны труда лишь самые крупные. И к 1860 году в обрабатывающей промышленности на вотчинных мануфактурах было занято лишь 11% рабочих. Купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде продолжали расти. Естественно, что там где использовался вольнонаемный труд и начался промышленный переворот. Это прежде всего в хлопчатобумажной промышленности (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Но развитие российской промышленности было неравномерным по отраслям и по районам. Процесс сдерживался отсутствием рынка рабочей силы, отсутствием банковской системы, отсутствием развитой инфраструктуры. Дело в том, что товарно-денежная система, работающая на спрос, должна как можно быстрее и дешевле доставлять свой товар потребителю. Поэтому первые успехи в развитии транспортной инфраструктуры были вполне заметны в 1830-1850 годах. Правда, началось все еще раньше, когда на Неве в 1815 году отпраздновали спуск на воду первого отечественного парохода «Елизавета».

Первый российский пароход "Елизавета" был построен на заводе Ч. Берда в С.-Петербурге на базе тихвинской речной баржи на которую были установлены бортовые гребные колеса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м и балансирная паровая машина Уатта мощностью 4 л. с., что позволяло судну развивать скорость до 6 узлов. Первый официальный рейс пароход совершил 3 ноября 1815 г. из Петербурга в Кронштадт.

Но основные грузовые перевозки осуществлялись по рекам в летнее время года. Суда преимущественно перемещались бурлаками. Внедрение машин на транспорте только начиналось. В 1833 на водных путях работали 40 грузопассажирских и буксирных пароходов, в 1860 - около 400 (в т. ч. около 200 на Волге, которая оставалась главной транспортной артерией страны).

В 1837 году открыта первая в России Царскосельская железная дорога (около 27 км), в 1843-51 годах построена железная дорога Санкт-Петербург - Москва (с 1855 - Николаевская железная дорога, протяжённость 644 км).

Перед нами предтеча паровоза – сухопутный пароход, совершавший рейсы от Ораниенбаума до Петербурга в первой четверти XIX века.

В 1851 начато строительство Петербургско-Варшавской железной дороги (завершена в 1862). Всего в середине XIX в. в России имелось немногим более 1000 км железных дорог (в Великобритании 10 тыс. км, в Германии свыше 6 тыс. км).

Первая железная дорога в России

Первые паровозы были созданы в Великобритании в 1803. В России первый оригинальный Паровоз был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми (1833). Свыше столетия паровозы были самым распространённым видом тяги вплоть до 50-х гг. XX в.

Основу российской экономики в I половине XIX в. по-прежнему составляло сельское хозяйство. Развитие промышленности в России и Западной Европе увеличило спрос на сельскохозяйственную продукцию, особенно на сырье.

В результате почти во всех губерниях Европейской России расширилась посевная площадь. Хлебопашество особенно быстро росло на юге: на Украине, на Дону, в Завольжье, в Предкавказье. В этих местах плодородная почва давала богатые урожаи при относительно небольших затратах. В старых хлебопроизводящих районах почва была истощена, а средств на серьезные агротехнические работы не хватало ни у крестьян, ни у помещиков.

Тем не менее, прогресс сельского хозяйства не сводился только к экстенсивному фактору - расширению обрабатываемых площадей. Постепенно в помещичьем хозяйстве начинали использоваться ввозимые из-за границы сельскохозяйственные машины: сеялки, молотилки, маслобойки, соломорезки и т.п. Под влиянием спроса, предъявляемого промышленностью, расширились посевы технических культур: подсолнечника, табака, сахарной свеклы. В нечерноземной полосе, где зерновое хозяйство начинало уступать ведущее место животноводству, распространились посевы на пашне кормовых трав (клевера, люцерны). Это позволяло компенсировать нехватку лугового сена и улучшить кормление скота.

Самым передовым с точки зрения агротехники районом Российской империи оставалась Прибалтика, где еще в 1816-1819 гг. было отменено крепостное право.

Помещичье предпринимательство успешно развивалось также на Северном Кавказе, где можно было сочетать крепостной труд с наемным. Однако помещиков, стремившихся рационализировать и улучшить свое хозяйство, было немного. Большинство предпочитало хозяйствовать по старинке, обременяя крестьян все более высоким оброком или увеличивая барскую запашку. В некоторых случаях помещики черноземной полосы, особенно мелкопоместные, стремясь извлечь максимальный доход, ликвидировали крестьянские наделы и переводили своих крестьян на месячину, превращая их фактически в рабов.

В Европейской России посевные площади расширились с 38 млн. десятин (1802) до 58 млн. десятин (1861), а сбор хлеба за этот период возрос со 155 млн. четвертей до 220 млн. Развивались новые отрасли сельского хозяйства (свеклосеяние, тонкорунное овцеводство), повышался удельный вес технических культур (льна, конопли и др.), картофель из огородной культуры превратился в полевую. Однако повышение уровня земледелия было характерно преимущественно для окраинных районов, при этом в целом уровень сельскохозяйственных технологий оставался крайне низким.

Напротив, в районах традиционного господства дворянского землевладения и барщинных форм эксплуатации крестьян (Центральночернозёмный, Западный, Юго-Западный) наблюдался застой, а с 1840-50-х гг.- падение урожайности, сокращение сбора хлебов на душу населения и т. п. Рост спроса на сельскохозяйственные продукты и сырьё для промышленности стимулировал развитие товарного земледелия. Основным поставщиком товарной сельскохозяйственной продукции были отдельные крупные помещичьи хозяйства (в середине XIX в. на их долю приходилось до 60-80% поступавшего на рынок зерна). Напротив, крестьянские хозяйства, обременённые повинностями и стеснённые малоземельем, нищали и разорялись, что неизбежно приводило к упадку и барщинного помещичьего хозяйства.

Резко усилилась эксплуатация оброчных крестьян. В конце XVIII - первой половине XIX вв. размер оброка на душу населения увеличился в 2-3 раза, что также приводило к упадку и разорению крестьянских хозяйств в оброчной деревне (Центральный, Северо-Западный районы и др.). Быстро увеличивавшийся рост потребления дворянством материальных благ приводил к его оскудению и разорению: к концу 1850-х гг. почти все имения были заложены и перезаложены, росло число имений, взятых в опеку и проданных за долги, значительная часть доходов дворянства уходила на уплату процентов по закладным.