Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конфликты Пенитенциарная психология.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
131.58 Кб
Скачать

3. Социально-психологическая характеристика групповых эксцессов. Их понятие и виды.

Промежуточное положение между массовыми беспорядками и межличностными конфликтами занимают межгрупповые конфликты, в которых участвуют большее количество осужденных, нередко не причастных к конфликту (любопытные, лица с психологическими отклонениями и др. Групповые эксцессы – это такое поведение, которое выражается вне общественно полезной деятельности, например, в нарушении режима отбывания наказания, формировании малых групп отрицательной направленности, традиции, обычаев, слухов, отрицательных групповых мнений и массовыми внеобщественными действиями и поступками при чрезвычайных происшествиях.

К факторам возникновения эксцессов осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, относятся отрицательные групповые мнения и настроения (умонастроения), слухи, обычаи и традиции. Социально-психологическим механизмом их формирования выступает общение, которое обладает свойством психологического воздействия.

К эксцессам относятся групповые неповиновения, групповое хулиганство, групповые побеги, поджоги, захваты заложников, массовые беспорядки толпы.

Толпа – это нестройное, неорганизованное скопление людей, сборище. Поведение толпы отличается непредсказуемость и может принимать различные формы, которые оказывают существенное влияние на состояние оперативной обстановки.

Действующая агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и непредсказуемостью поведения. Наибольший вред наносит поведение действующей агрессивной толпы в тех случаях, когда оно приобретает характер массовых беспорядков.

Французский исследователь Г. Лебон в книге «Толпа» (1985) попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Ученый утверждал, что человек, являющийся средним в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Эти специфические изменения получили в социальной психологии названия «обезличивание», «дезиндивидуализация». В психологии человек проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его индивидуальность (рис. 1).

Ситуационные причины дезиндивидуализации:

- анонимность;

- высокий уровень эмоциональной возбужденностью;

- сосредоточенность не на собственном поведении, а на том, что происходи вокруг

Социально-психологические состояния, ведущие к усилению дезиндивидуализации, уже возникшей в силу указанных выше причин:

- высокая сплоченность группы, в которой оказался индивид, ее единство;

- сниженный уровень самосознания и самоконтроля индивида

Следствия дезиндивидуализации:

- импульсивность поведения;

- возросшая чувствительность к внешним воздействиям;

- повышенная реактивность;

- неспособность управлять собственным поведением;

- пониженный интерес к оценкам окружающих;

- неспособность объективно оценивать и разумно планировать свое поведение

Рис. 1. Возможные причины и следствия дезиндивидуализации

Социально-психологический анализ эксцесса включает: а) причины его возникновения; б) характеристику участников; в) цели деятельности; г) динамику (стадии) формирования и действия.

Причинами эксцессов могут быть психологически неверные и незаконные действия работников ОВД, нарушение равновесия из-за резкого изменения контингента, а также засилие неформальных лидеров. Причинами возникновения групповых эксцессов могут служить не только конфликты между сотрудниками и осужденными, но и конфликты, возникшие на основе вмешательства сотрудников в конфликт между осужденными с целью его разрешения.

Ролевую структуру участников групповых эксцессов и массовых беспорядков образуют:

  • зачинщики, развертывающие активную деятельность по сплочению групп, направляющие их действия, распределяющие роли, распространяющие слухи;

  • участники, имеющие отрицательную направленность и идентифицирующие свои цели, ценности с общим направление действий групп осужденных («ядро» участников групповых эксцессов);

  • конфликтные личности, примыкающие к участников групповых исключительно из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, с которыми они состоят в конфликте, с целью разрядить накопившуюся злобу;

  • заблуждающиеся осужденные, которые становятся участниками групповых эксцессов из-за ошибочного восприятия причин сложившейся обстановке или ложно понимаемого принципа справедливости, а также под влиянием слухов;

  • эмоционально неустойчивые осужденные;

  • внушаемые, легко заражаемые общим психическим настроением осужденных;

  • любопытствующие осужденные, своим присутствием усиливающие эмоциональное возбуждение других участников;

  • осужденные, примкнувшие под влияние угроз со стороны организаторов и исполнителей;

  • осужденные с отклонением в психике;

  • потерпевшие или пострадавшие осужденные.

В 90-х годах по исправительным учреждения прокатилась волна захватов заложников, которыми в основном становились женщины – учителя, медсестры, экономисты. В подавляющем большинстве случаев преступники предъявляли схожие требования: предоставить машину для беспрепятственного выезда из «зоны», оружие, деньги, наркотики. Жертвы подвергались смертной опасности, их насиловали, били, кололи заточками. В прошлом преступный мир знал пусть варварские, но незыблемые правила, пусть извращенные, но все-таки понятия о чести и справедливости. Уголовники новейшей формации легко перешагиваю и через традиции своих предшественников, и через «воровскую солидарность».

В одном из исправительных учреждений Ленинградской области два рецидивиста захватили заложниками своих товарищей с женами и детьми, находившихся в помещении для длительного свидания. Осужденные кричали прибывшим руководителям ГУВД и омоновцав: «Пустите нас, мы сами наших освободим, а этих на части разберем!». Раньше приговорить человека к смерти или «опетушению» мог лишь «сходняк» в составе 20-30 «авторитетов», теперь судьбу человека могут решить четверо-пятеро «воров». Все чаще верховодить в зонах берутся самозванцы, никогда не проходившие «коронование», и именно они, не зная «закона», творят самый черный беспредел.

Многие осужденные, активно участвующие в групповых эксцессах и массовых беспорядках, холосты, молодежного возраста, в среднем имеют более двух судимостей сроком наказания свыше шести лет, отбыли примерно половину срока, отрицают вину в преступлении и не признают срок справедливым. Это чаще всего нарушители режима, состоявшие в малых группах отрицательной направленности и преступных группировок, употребляющие спиртные напитки и наркотики, обладающие авторитетом среди осужденных.

Активным участникам групповых эксцессов присуще следующие психологические особенности: устойчивые преступные намерения и цели; авторитетность среди осужденных; наличие опыта по скрытию целей; повышенная склонность к риску; завышенный уровень притязаний и агрессивность. Содержание обстановки, которая складывается в результате возникновения чрезвычайного происшествия, сводится: а) к осуществлению осужденными требований и действий с позиции силы (нажима, принуждения); б) привлечению внимания к вышестоящим органам и общественному мнению; в) внезапность и неотвратимость действий и одновременно отвлечению внимания от главных событий; г) реализация сдерживаемой до сих пор криминогенной системы общения между осужденными; д) созданию трудностей для сотрудников учреждения по обеспечению нормальной жизнедеятельности осужденных.

Динамика групповых эксцессов осужденных подчиняется определенным социально-психологическим закономерностям. На рисунке 2 представлены стадии их развития.