Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций История градостроительства 1-й....doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
385.54 Кб
Скачать

2.3. Дороги периода Римской республики.

На протяже­нии республиканского периода Рим вел постоянные войны. В V в. н..э. римля­не вели войну с этрусками и другими соседними народами. В IV в. до н. э. про­исходили войны с самнитами. В III в. до н. э. велась война за обладание Южной Италией. К середине III в. до н.э. Рим подчинил себе почти все народы, насе­лявшие Италию. Он превратился в крупное государство, но по своему ха­рактеру оставался типичным античным полисом, экономической основой кото­рого была античная форма собствен­ности на землю, владельцами которой могли быть только полноправные члены полисной общины.

Рим в эпоху ранней республики не выходил за пределы стен Сервия Туллия. На древнем форуме и на Капитолийском холме возникли храмы, которые в импе­раторский период были почти целиком перестроены. Жилая застройка города, по-видимому, была из сырцового кирпи­ча и дерева и не оставила никаких следов в городской планировке.

В процессе постоянных войн и экс­пансий, проводившихся Римской респу­бликой, сложилась система сухопутных дорог, а также приемы их замощения. Так, одна из наиболее древних дорог южного направления, соединявшая Рим с южными портовыми городами Тарентумом и Брундизиумом, была начата в конце IV в. до н. э. Она получила назва­ние Аппиевой дороги в честь ее строите­ля, крупного государственного деятеля этого времени Аппия Клавдия. Структу­ра дорожного покрытия, неоднократно обновлявшаяся, состояла из плотного основания, представлявшего собой за­твердевшую массу типа грубого бетона и верхнего замощения полигональными плитами окаменевшей лавы. Такие до­роги строились римлянами повсеместно с той только разницей, что мощение про­изводилось из местных пород камня. В тех случаях, когда на пути встреча­лись препятствия в виде рек и долин, ри­мляне строили мосты. Примерами тако­го рода сооружений могут служить мосты Фабриция и Цестия в Риме, мост в Римини и многие др.

Мост Августа в Римини (древнерим­ский Ариминум) находился на другой, не менее важной дороге, начинавшейся в Риме и проходившей в северном напра­влении в Медиоланум (современный Милан) и далее в Европу. Эта дорога по­лучила название дороги Фламиния в честь Гая Фламиния-римского консу­ла и крупного военного деятеля времен 2-й Пунической войны. Мост Августа в Римини, построенный из прекрасного мраморовидного известняка, сохранил­ся до настоящего времени. Он покоится на пяти невысоких арках пролетом около 9 м. Примерно такой же ширины была и его проезжая часть.

Помимо Аппиевой и Фламиниевой дорог, начинавшихся в Риме и продол­жавшихся за его пределами на больших расстояниях, следует назвать еще Остийскую и Портовую дороги, а также дорогу Аврелия, которые направлялись в сторону Тирренского моря, где нахо­дились главные римские морские порты. Кроме того, из Рима дороги направля­лись в восточном направлении в другие города Лациума-Тибур, Пренесту, а также в каменоломни и лесные районы центральной Италии, откуда в Рим по­ставлялись строительные материалы. Речь идет о Номентанской, Тибуртинской, Лабиканской и Пренестинской дорогах.

Следует отметить, что вдоль рим­ских дорог были расставлены дорожные столбы-миллиарии, причем точкой от­счета служил столб, находившийся на Капитолийском холме в Риме.

Каждая римская провинция имела свою систему дорог, но все они в конеч­ном счете сходились в Риме.

Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по ти­пу военных лагерей. Иногда это были поселения туземцев, преобразованные по римскому образцу, а иногда специально построенные укрепленные пункты.

(Возврат к п.2.2.)Универсальный метод разбивки го­родской территории сложился еще в пе­риод пунических войн, когда римлянам приходилось строить большое число во­енных городов для размещения гарнизо­нов, охранявших завоеванные террито­рии и построенных по образцу походных лагерей. Описание походного военного лагеря сохранилось в трудах древнегре­ческого историка Полибия (200-120 гг. до н.э.). Оно дает достаточно полное представление о размерах и системе пла­нировки этих временных поселений.

По Полибию, в центре римского во­енного лагеря располагался преторий, т.е. палатка главнокомандующего армией-претора (консула). По левую и по правую стороны от него располагались квесторийт-палатка квестора (казначея) и форум-место палатки легата-по­мощника претора. Далее вдоль главной улицы размещались палатки трибунов (главных военачальников-шесть в ка­ждом легионе) и префектов, т. е. началь­ников-смотрителей. Слева и справа от передних ворот расквартировывались отборная пехота и конница союзников. Территория, находившаяся за главной улицей, разбивалась на участки, на ко­торых размещалось основное войско, состоявшее из конницы и пехоты римлян и их союзников. Пехота, в свою очередь, подразделялась на принципсов-солдат, занимавших в строю первые ряды; триа-рий- лучших солдат, находившихся во время боя в резерве, и гастатов, т. е. копь­еносцев. По периметру лагеря распола­гались палатки велитов-легковоору­женных воинов. Главная улица имела ширину в 100 римских футов (около 30 м), улица Претория-50 футов (15 м). Общая протяженность лагеря, по Поли­бию, равнялась 645 м. Лагерь был рас­считан на два легиона.

В связи с основанием большого чис­ла городов-колоний, которые римляне строили во всех частях своей обширной империи, а также постоянной необходи­мостью межевания загородных зе­мельных владений-латифундий в рим­ском государстве существовала спе­циальная профессия землемеров (агрн-менсоров), среди которых было немало ученых, оставивших после себя теорети­ческие труды и практические руковод­ства по этой специальности. Мы имеем в виду трактаты землемеров II в. н.э. Фронтина, Гигина и Бальбы.

Разбивка городской территории на­чиналась с определения геометрическо­го центра города, в котором устанавли­вался специальный инструмент («гро­ма») для определения направления двух главных улиц: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления). Од­нако в дальнейшем эта строгая ориента­ция главных улиц по странам света стала нарушаться, и мы знаем много приме­ров, когда римская прямоугольная пла­нировочная система имела другую ориентацию.

После определения направления главных улиц, параллельно им проводи­лись улицы второстепенного значения. Ширина улицы также имела определен­ную регламентацию. Так, во времена императора Августа ширина «декуману-са максимуса» определялась в 40 футов (12 м), ширина «кардо» в 20 футов (6 м\ второстепенных улиц в 12 футов (4 м).

Главный перекресток города (те-транс) часто был отмечен специальным архитектурным сооружением - тетрапи-лом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырьмя монумен­тальными столбами, расположенными на главном городском перекрестке. Въезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или особо архитектурно оформленными городскими воротами.

Следует отметить, что при разбивке территории города улицы считались «прогонными» (полосными) границами городских кварталов наряду с «линейными» границами, проведенными между отдельными домовыми участка­ми. Поэтому при предварительном определении общих размеров террито­рии города ширина улиц не учитыва­лась.

Размеры городских территорий бы­ли различны, однако для римских коло­ний существовали определенные «стандарты». Так, например, в Италии, за исключением Рима, города не превыша­ли, как правило, 50 югеров (14,7 га). Ан­тичная Кремона насчитывала 50 югеров, тогда как античные Болонья и Флорен­ция имели территорию около 35 югеров, т. е. около 10 га. Исключение составлял лишь город Аоста, территория которого насчитывала 140 югеров.