Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nov_vr_shp Новое время.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
883.71 Кб
Скачать

14.Абсолютизм в Западной Европе (на примере Англии, Франции, Испании).

Англия была единствен­ным государством в Западной Европе, в котором удержалась ограниченная монархическая власть. Во всех других монар­хических странах государи сосредоточили управление в своих руках и установили абсолютистские режимы.

Установление абсолютизма наталкивалось на противодей­ствие различных социальных и религиозных сил. Католиче­ская и протестантские церкви, феодальная аристократия и города требовали от государства своей доли власти, возвра­та привилегий и различных уступок. Но основная масса населения была заинтересована в прекращении кровопроли­тия и смуты и установлении твердого государственного поряд­ка. Монархов поддерживала крепнувшая, но еще нуждавшая­ся в покровительстве двора буржуазия. На их стороне были и рядовые дворяне, страдавшие от произвола своенравной аристократии. Межсословные противоречия были использова­ны государями для собственного возвышения над всеми сосло­виями. Этому способствовало укрепление финансового поло­жения путем захвата новых источников налогов главным образом в торгово-промышленной сфере, что позволило мо­нархам укрепить их чиновничий аппарат, армию и полицию.

Крайним выражением западноевропейского абсолютизма яв­лялась Франция времен короля Людовика XIV (1643—1715). Людовик XIV был убежден в божественном происхождении своей власти и праве распоряжаться всеми и всем в своей стране. Он подчинил себе все важнейшие органы управления, все области жизни народа, объявил о своем единоличном праве издавать законы. Он обожал лесть и любил, когда его называли «королем-солнцем». У него был девиз «Меньше, чем бог, но больше, чем земной шар», означавший не только право на абсолютную власть в своей стране, но и на захват чужих земель.

Величие королевской власти символизировал огромный и великолепный Версальский дворец, который был построен в 18 км от Парижа и служил предметом великой зависти для правителей других государств Европы.

Французский абсолютизм в известной степени способство­вал развитию капитализма, поощряя создание мануфактур и расширение торговли. Он покровительствовал наукам и культуре, но требовал от ученых и писателей верной служ­бы монархии. Инакомыслие жестоко преследовалось. В угоду католицизму Людовик XIV в 1685 г. отменил нантский эдикт (закон) о веротерпимости, после чего сотни тысяч француз­ских протестантов подверглись суровым гонениям.

Финал правления «короля-солнца» был печальным. Войны и произвол разорили Францию. Сократилось население, 2/3 его численности жили в нищете или были отягощены долгами.

В других европейских странах установились иные, чем во Франции, модели государства. В раздробленной на сотни самостоятельных владений Священной Римской империи гер манской нации власть императора почти не ощущалась и им­перского абсолютизма не было, зато сложилась абсолютная власть князей в отдельных государствах. В раздробленной Италии центральной власти вовсе не было, в одних госу­дарствах здесь существовало республиканское правление, в других — монархическое. В государстве австрийских Габс­бургов центральное управление сочеталось с местными сослов­ными собраниями. В Испании политика королей в известной степени контролировалась феодальной знатью и католической церковью. Как видим, абсолютизм в Западной Европе был разноликим.

***

Становление абсолютизма в Англии. Складывание английской абсолютной монархии и ее расцвет связывают с династией Тюдоров (1485—1603), утвердившейся на престоле после завершения крово­пролитной войны Алой и Белой роз. Одержав в битве при Босуорте победу над Ричардом III, граф Ричмонд, родоначальник новой дина­стии, короновался как Генрих VII (1485—1509). В его жилах текла кровь Ланкастеров, женившись же на Елизавете Йоркской, король положил конец многолетней распре аристократических кланов. Но­вый государь принадлежал к числу наиболее образованных людей своего времени, был ценителем литературы и искусства, покровите­лем итальянских художников и скульпторов, приглашенных к его двору. В то же время он оказался расчетливым политиком, власт­ным и жестоким но отношению к противникам, чрезвычайно изо­бретательным в выманивании денег у своих подданных и эконом­ным в управлении финансами.

В период междоусобиц и анархии позиции королевской власти ослабли: крупные магнаты, опираясь на феодальные дружины, пользовались широкими политическими вольностями и юрисдик­цией. Генрих VII распустил ливрейные отряды, служившие знати, сравнял с землей замки непокорных и истребил кланы тех, кто мог бросить вызов его власти. Конфискованные земли и имущество мя­тежников пополнили государственную казну, Генрих VII стал од­ним из самых богатых монархов Европы: его состояние достигало 2 млн фунтов стерлингов. Он также ликвидировал судебные права лордов, расширив юрисдикцию королевских судов.

Эти меры стали возможны благодаря поддержке, оказанной централизаторской политике государя самыми широкими слоями английского общества, уставшего от войны, а также парламентом. В конце XV — начале XVI в. сложилась новая система отношений между короной и английским дворянством. Уцелевшие представите­ли аристократии были вынуждены проявлять лояльность, но чтобы создать прочную опору престолу, Генрих VII стал насаждать так называемую новую "тюдоровскую аристократию", даруя титулы и земли своим сторонникам, которых вербовал из рядов джентри. Двор Генриха VII и его сына — Генриха VIII стал центром притя­жения для среднего и мелкопоместного дворянства, открывая воз­можности для придворной, военной или чиновничьей карьеры, что было особенно важно в условиях материального оскудения "старого дворянства". Тюдоры отбирали на службу дворянскую молодежь, получившую образование в университетах, при них светские лиц! впервые потеснили клириков в аппарате государственного управле­ния.

Централизаторскую политику отца продолжил Генрих VIII (1509—1547), подчинивший сохранявшие прежде независимость см верные графства и Уэльс, для управления которыми были созданы Совет Севера и Совет Уэльса. Генрих VIII был незаурядной нату­рой, восшествие на престол этого высокообразованного человека, книгочея и мецената, породило у английских гуманистов надежды на наступление эпохи просвещенного правления. Его по праву на­зывают первым "ренессансным" государем Англии, придавшим блеск и величие ее монархии и двору. Однако его властный нрав и нетерпимость к любым проявлениям непокорности привели к усиле-.] нию неограниченной власти короля и установлению деспотическог режима.

Авторитарные тенденции в управлении и уверенность в божест­венном характере собственной власти были свойственны всем пред­ставителям династии Тюдоров. Однако в английской политической теории XIV—XV вв. сложилась традиция рассматривать эту страну как "смешанную монархию", где король правит с согласия сосло-| вий, в союзе с парламентом и подчиняясь законам государства. И несмотря на то, что в общественной мысли начало формироваться проабсолютистское течение, утверждавшее в угоду королю, что его власть имеет неограниченный характер, в сознании большинства англичан XVI в. их государство было не абсолютной, а "смешан-: ной" монархией. Тюдоры, проводя на практике авторитарную по-1 литику, тем не менее проявляли политическую гибкость и всемерно подчеркивали свою готовность считаться с правовыми традициями и сотрудничать с парламентом.

В правление Генриха VIII при активном участии его канцлера Т. Кромвеля были проведены важные реформы государственного управления, в результате которых возник более совершенный, раз­ветвленный и профессиональный бюрократический аппарат. Глав­ным административным органом стал Тайный Совет, выделившийся из аморфного Королевского совета, в который входили все пэры королевства. Сфера деятельности Тайного Совета была практически неограниченной: он определял внешне- и внутриполитическую ли­нию, ведал финансами и обороной. Доминирующие позиции в нем занимали не министры двора, а лорд-канцлер, лорд-казначей, госу­дарственный секретарь, лорд-адмирал и маршал королевства, чиновники высшего ранга, чьи функции были связаны с решением общегосударственных задач. На протяжении XVI в. все больший вес приобретала должность государственного секретаря: из слуги монар­ха, ведавшего личной королевской печатью, он превратился в коор динатора работы Тайного Совета, министра, курировавшего также разведку и дипломатическое ведомство.

Парламент в тюдоровскую эпоху. Одной из особенностей анг­лийского абсолютизма было то, что наряду с новыми бюрократиче­скими органами управления сохранил свои позиции и парламент, который не только послушно вотировал налоги, но и активно участ­вовал в законотворчестве. Более того, сфера парламентского зако­нодательства постоянно расширялась: в XVI в. в нее входили эконо­мическое и социальное регулирование, вопросы религии и церков­ного устройства и даже утверждение порядка престолонаследия. Жизнестойкость парламента была обусловлена глубокими полити­ческими традициями, а также особенностями его социального соста­ва в начале XVI в., поскольку отсутствие резкого антагонизма меж­ду рыцарями и горожанами, заседавшими в палате общин, затруд­няло манипулирование сословиями со стороны короны. С другой стороны, сами Тюдоры были заинтересованы в сохранении органа, который поддержал приход их династии к власти и санкционировал многие важные политические шаги монархии.

Парламент состоял из двух палат — палаты лордов, которых персонально приглашали на сессии личными письмами короля, и палаты общин, состав которой формировался на основе выборов в городах и графствах, что позволяло депутатам заявлять, что or представляют интересы всего королевства. Тюдоровский парламе* не был независимым политическим институтом: государь и высшие чиновники имели возможность влиять на процедуру выборов и дик­товать местным дворянам, кого бы они хотели видеть в нижней палате. В нем сохранялись и своеобразные отношения феодальнс бюрократического патроната: многие депутаты группировались вок­руг ведущих государственных деятелей и отстаивали внесеннь патронами законопроекты. Сговорчивость парламента также бь одной из причин его успешной интеграции в новую систему власти Тем не менее к концу столетия нижняя палата парламента стала проявлять все большую независимость, что отражало упрочение экономического и политического положения джентри и торговс предпринимательских элементов, претендовавших на реальное уча­стие в определении экономического курса и внутренней политики.

В XVI в. в английском парламенте окончательно сложились нормы и процедура законотворчества: правила подачи биллей спи­керу, регламент их троекратного слушания, принципы работы со­гласительных комиссий при редактировании законов. Здесь сформи­ровалась собственная дисциплина и корпоративная идеология, осно­вывавшаяся на идеях ответственности за дела государства и высоко­го престижа депутатов. В XVI в. за ними закрепились некоторые привилегии, признанные Тюдорами и получившие название пар­ламентских свобод". В начале каждой сессии спикер просил монар­ха даровать им свободу высказываться, не опасаясь преследования, свободу доступа парламентских делегаций к королю и свободу от ареста за деятельность в стенах парламента. Первым в истории спикером, испросившим "свободы слова" у Генриха VIII, был Томас Мор. На деле парламентские привилегии соблюдались далеко не всегда, но они легли в основу представления о политических правах личности в Англии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]