Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Искаженный образ тела при нервной анорексии. Вм....docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
68.27 Кб
Скачать

Нарушения образа тела при нервной анорексии

Hilde Bruch (1962, 1973) первой предложила рассматривать искажение образа тела, особенно его переоценку, в качестве главного компонента нервной анорексии, а коррекцию этого - необходимым этапом на пути к выздоровлению. Искаженный образ тела входит как существенно важная черта для диагноза нервной анорексии в соответствии с DSM-3-R (Американская Психиатрическая Ассоциация, 1987).

Bruch отмечает, что нарушение образа тела, однако, включает в себя намного больше, чем перцептивное искажение. Пока наше понимание конструкта образа тела все еще развивается, мы определим 6 стержневых моментов в нервной анорексии, которые важны для лечения нарушения образа тела и которые основываются на взаимосвязи тела и психики, о чем упоминалось ранее.

Эти моменты, к которым так же обращаются и в вербальных формах психотерапии, направлены на достижение: 1 - позитивного катексиса с телом (переживание удовольствия); 2 - сенсорного осознания (развитие сенсорной способности, а так же преодоление отрицания и отчуждения от тела); 3 - дифференциации от окружающей среды (развитие границ тела); 4 - интеграции тела (восприятие частей тела как составляющих целое); 5 - чувства личного импульса (инициация движения в пространстве) и 6 - индивидуации (развитие внутреннего локуса контроля).

Танце - двигательная терапия с больными, страдающими анорексией тдт: убеждения (beliefs)

Профессия ТДТ развивается на протяжении последних 45 лет. Была создана система языка и условных обозначений, известная как Двигательный Анализ Лабана (официально известная как Анализ Усилия / Формы (Effort / Shape Analysis)), которая дает танцевальным профессионалам возможность наблюдать, анализировать и записывать движения тела систематическим способом (например, Bartenieff, 1980). Танц-терапевты убеждены, что любое движение имеет значение, вне зависимости от того осознаваемое оно или неосознаваемое. Движение так же имеет намерение, выражаемое, сдерживаемое или тщательно скрывающее цель. В свете этого мы представляем вам несколько положений, которые мы открыли, как особенно важные при проведении нашего лечения с индивидами, страдающими анорексией.

1. Повседневные телодвижения и эмоциональные выражения соответствуют подобным нервно-мышечным путям (Schmais, 1985). Так же существуют корреляции между паттернами движений / поз и мыслями (Schmais, 1985). Например, индивид, для которого характерны фиксированные, ригидные убеждения, демонстрирует телесные позы, которые имеют тен денцию быть более ригидными. А в результате, когда у индивида увеличивается диапазон выборов движений / поз, так же возрастает и количество способов совладания (Dulicai, 1984). Характерно что, создавая новые движения, движущийся так же может открывать новые способы переживания мира и выражения эмоций.

2. В структуре «я» тело (сома) и психика являются внутренне связанными частями, составляющими связанное целое (Bartenieff, 1980; Bernstein, 1972). Эта связь между телом и психикой является обоюдной. Движения тела зависят от мыслей, установок и чувств; в свою

очередь, мысли, установки и чувства находятся под влиянием ритма и движений тела. Следовательно, физическое тело служит в качестве моста между внутренним и внешним опытом. Изменения в паттернах движений могут привести к изменению внутренних восприятий, таких как образ тела или чувства по поводу своего «я». Подобно этому, изменения движений могут происходить в результате изменений во внутреннем мире человека.

3. Первоначальные связи между младенцем и первым, заботящемся о нем человеке, устанавливаются физически через ритмические телесные движения, включая такие ощущения,

как сердцебиение матери (Kestenberg, 1965a). Ритм продолжает быть внутренней силой во взаимоотношениях на протяжении жизни, создавая чувство раппорта и соединения на невербальном, обычно бессознательном уровне (Kestenberg, 1965a, 1965b, 1967; Schmais, 1985). Поэтому танц-терапевт может использовать этот элемент, который является основой танца или движения, для того чтобы установить связь с индивидом.

4. Танец / движение - первичная процессуальная активность; это значит, что она исходит

прямо из бессознательного материала и не использует символы, такие как язык, для своего представления (Bernstein, 1972). Через движение телесные темы (body issues) выходят на физический уровень без перевода в слова, которые нуждаются во вторичных мыслительных процессах. Тело больше сосредоточено на усилении реальности тела непосредственным путем, чем на говорении об этом.

5. ТДТ может создать корригирующий опыт тела (Bartenieff, 1980; Bernstein, 1972). Во-первых, тело способно и деятельно, и танце-двигательные методы могут акцентировать эти достоинства. Так же создание приятных телесных переживаний посредством танца и движения могут модулировать негативные аффекты, связанные с предшествующими переживаниями. Кроме того, в процессе терапии индивид может интернализовать этот опыт и в конечном итоге приобрести подобные собственные ситуации.

6. Сопротивление базируется на лежащем под ним страхе и неадекватном восприятии (misperceptions) и переживается в физической форме энергетических блоков или напряжения (Bernstein, 1972; Lowen, 1971; Reich, 1949). Это сопротивление может быть пережито и проанализировано (challenged) посредством танце-двигательной активности.

7. Любой человек обладает здоровой внутренней творческой силой. ТДТ пытается развернуть эту креативную силу; вот почему фокус лечения позитивен и ориентирован на рост. Чем здоровее сила эго индивида - другими словами, чем выше его эмоциональная стабильность и способность справляться с эмоциональными трудностями - тем менее активен терапевт в танце-двигательном процессе. В этом случае индивид способен более осознанно и самостоятельно переживать свои собственные идеи и выборы.