Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
к уроку ист 11.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
124.42 Кб
Скачать

4 Июля Гитлер заявил: «я все время стараюсь поставить себя в положение противника. Практически он войну уже проиграл». Задание № 5

Определите, какие настроения царили на фронте и в тылу.

Документ 19. Из сводок органов нквд (23 июня 1941 г.)

Нет предела нашему возмущению. Гитлер посягнул на священные рубежи первой в мире страны социализма. Наш гнев не беспредметный; он вооружает на героические дела как на фронте, так и в тылу (Хасин, сотрудник издательства)… Гитлер в данном случае просчитался, так как весь трудящийся народ готов к защите Советского Союза. Каждый труженик будет драться за победу над фашизмом (рабочий)… Сейчас половина народа СССР озлоблена против советской власти. Много людей сидят в тюрьмах, а у крестьян плохое настроение, так что воевать будет трудно. Народ будет против нашего правительства (Гребенщиков, врач железнодорожной больницы)... Победа советской власти в этой войне сомнительна. Если в 1919—1920 гг. народ шел за свободу, за свои права, то теперь ему не за кого умирать. Советская власть довела народ до крайнего озлобления (Курбанов, начальник стройуправления «Интурист»)… В выступлении Сталина по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции на торжественном заседании Моссовета 6 ноября 1941 г. есть неожиданные на первый взгляд, но вполне объяснимые слова: «По сути дела, гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме. Известно, что гитлеровцы так же охотно попирают права рабочих, права интеллигенции и права народов, как попирал их царский режим, что они так же охотно устраивают средневековые погромы, как устраивал их царский режим».

Задание № 6

Битва за Москву

Таблица 5

Соотношение сил Вермахта и РККА накануне операции «Тайфун»

 

Группа "Центр"

Западный, Резервный и Брянский фронты

Дивизии

77

95

Личный состав

Около 1 000 000 человек

Более 1 250 000 человек

Орудия и минометы

Более 14 000

9600

Танки

1700

1400

Самолеты,

в том числе истребители

950

3311

680

1067

Документ 20. Из воспоминаний командующего истребительной авиацией пво н.А.Сбытова

Поступил приказ Сталина: задержать наступление немцев любой ценой минимум на 5—7 суток. А чем задерживать, неизвестно. Я организовал командный пункт около Подольска... На пути немцев мы смогли поставить только тех же подольских курсантов всего лишь с двумя противотанковыми пушками и мои самолеты, штурмовавшие наступающие немецкие войска по несколько раз в день. Курсантов в период с 6 по 10 октября легло на полях от Медыни до Крестов три с половиной тысячи только убитыми. Вечная им память!

Гот писал: «У противника появился союзник, которому удалось сделать то, чего, несмотря ни на какие жертвы, не могло добиться русское командование. Не русская зима, а осенние дожди положили конец немецкому наступлению. Дождь лил днем и ночью, дождь шел непрерывно, вперемежку со снегом. Дороги размокли и движение приостановилось». Гудериан подтверждает это свидетельство: «Дороги превратились в сплошное месиво, и наши танки двигались по ним с черепашьей скоростью, причем очень быстро изнашивалась материальная часть... Последующие недели прошли в условиях сильной распутицы». 15 октября командующий 4-й армией фон Клюге, оценивая обстановку отмечал, что «на Восточном фронте сложилось критическое положение, ибо, с одной стороны, войска оказались в морозную погоду без зимнего обмундирования и теплых квартир, с другой — непроходимая местность и упорство, с которым противник обороняется, прикрывая свои коммуникации и районы расквартирования, чрезвычайно затрудняют продвижение наших, пока еще слабых, передовых частей».

Документ 21. Из журнала боевых действий 4-й танковой группы Хепнера

Не верилось, что противник намерен атаковать нас на этом широком поле, предназначенном разве что для парадов... Но вот три шеренги всадников двинулись на нас. По освещенному зимним солнцем пространству неслись в атаку всадники с блестящими клинками, пригнувшись к шеям лошадей... Первые снаряды разорвались в гуще атакующих... Вскоре страшное черное облако повисло над ними. В воздух взлетают разорванные на куски люди и лошади... Трудно разобрать, где всадники, где кони... В этом аду носились обезумевшие лошади. Немногие уцелевшие всадники были добиты огнем артиллерии и пулеметов... И вот из леса несется в атаку вторая волна всадников. Невозможно представить себе, что после гибели первых эскадронов кошмарное представление повторится вновь... Однако местность уже пристреляна, и гибель второй волны конницы произошла еще быстрее, чем первой.