Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История. 3 стандарт.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
04.05.2019
Размер:
2.65 Mб
Скачать

Глава 8. Россия и мир в начале XX века § 1. Специфика становления индустриального общества в России.

(В.В.Фортунатов)

Российская экономика в конце XIX – начале XX вв.

Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировал­ся процесс накопления капиталов, постепенно расширялся внутрен­ний рынок и росли связи с мировым рынком.

Однако развитие капитализма в промышленности России имело ряд особенностей. Бурный темп производства сократил фазу «свобод­ного», домонополистического промышленного капитализма. За несколько десятилетий Россия прошла путь, который в Европе занял два столетия.

Сохранилась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотовар­ным (кустарным) производством.

Еще одной особенностью было неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами - Северо-западный (Петербург—Прибалтика), Центральный (вокруг Москвы), Южный (Украина) и др. - продолжали оставаться плохо освоенными в промышленном отношении Сибирь, Дальний Восток и Средняя Азия.

Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Веду­щую роль играла легкая (особенно текстильная и пищевая) промышленность. Текстильное производство было самым передовым в тех­ническом оснащении. Здесь было занято свыше 1/2 промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность (до­бывающая, металлургическая и нефтяная). Однако отечественное ма­шиностроение было слабо развито.

Для России было характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.

Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных. Инвесторов из Англии, Франции, Германии и Бельгии привлекала дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресур­сы и, следовательно, возможность получения высоких прибылей. В ка­менноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.

Утверждение капитализма в промышленности прошло два этапа. В 60—70-е годы осуществлялась ее перестройка. Поэтому замедли­лись темпы производства, особенно в традиционных промышленных районах (Урал). В 80—90-е годы произошел бурный экономический подъем. Это было следствием завершения промышленного переворо­та, начавшегося еще в первой половине XIX в. Отныне основная промышленная продукция России производилась на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Интенсивно развивались новые отрасли — угольная, нефтедобывающая, химиче­ская и машиностроительная. В связи с этим резко возросла роль До­нецкого бассейна, Бакинского района, машиностроительных центров (Петербург, Нижний Новгород). За 40 пореформенных лет общий объем промышленной продукции в России увеличился в 7 раз (в Германии — в 5, в Англии — в 2, во Франции – в 2,5 раза). В 90-х годах появились первые монополистические объединения. Россия за этот период превратилась из страны аграрной в страну индустриальную.

Железнодорожное строительство – ключевое звено российской индустриализации.

Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, и в первую очередь сети же­лезных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и со­циальное значение, способствовало более интенсивному развитию и других отраслей промышленности. Железные дороги строились с широ­ким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Од­нако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находи­лась в государственном ведении. (Это было одним из характерных при­меров формирования государственного капитализма.) Наиболее интенсивно железнодорожная сеть создавалась в Европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX в. железные до­роги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. В 60-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. верст, к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. Основные хозяйст­венные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам. Желез­нодорожное строительство теснее связало Россию с Европой.

Одновременно совершенствовался и водный транспорт. Паровые суда были сосредоточены в основном в Волжском бассейне. Речное па­роходство развивалось и на Днепре, Дону, Оби и Енисее. К концу XIX в. на реках России насчитывалось 2,5 тыс. пароходов. Численность морских пароходов во второй половине XIX в. возросла в 10 раз.

Во второй половине XIX в. завершилось формирова­ние всероссийского рынка. Производство и потребление окончатель­но приобрели товарный характер. Главным товаром была сельскохо­зяйственная продукция, в первую очередь хлеб, более 50% которого шло на внутренний и внешний рынок. Быстро росла торговля промышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне. Широкое распространение получила продажа сырья: железная руда, уголь, лес, нефть и т.д.

Проблемы развития сельского хозяйства.

Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем внешней торговли. В экономике России господствующее положение занимал аграрный сектор. Именно в этой области эволюция капиталистических отношений шла замедленными темпами. Обобщенные данные по России пореформенного периода свидетельствуют об увеличении продукции сельского хозяйства. Сред­негодовой сбор зерна по Европейской России вырос на 55 %, картофе­ля - в 3,8 раза. Изменилась динамика хлебного вывоза. В 1861- 1865 гг. зерновые экспортировались в среднем по 80 млн. пудов в год, а в 1900 г. ежегодный экспорт вырос - до 600 млн. пудов.

Крестьянство составляло три четверти населения в стране. К 1905 году крестьяне европейской России владели, преимущественно на общинном праве, 160 млн. десятин. Арендовали еще 20-30 млн. Крестьяне являлись основной производительной силой в сельском хозяйстве.

В целом к 1905 г. в Европейской России 35% земельных площадей принадлежало государству, 35% приходилось на надельную крестьянскую землю, 26% находилось в частной собственности. Оставшиеся 4% составляла земля удельная и различных учреждений. Средний размер крестьянского хозяйства составлял 11 десятин, дворянского – 496 десятин, купеческого – 564 десятин.

Земли для растущего населения не хватало. На момент отмены крепостного права средний размер ду­шевого крестьянского надела в стране составлял около 4 десятин. К 1905 г. в среднем получалось 2,6 десятины на душу. Из 85 млн. крестьян 70 млн. были безземельными или малоземельными. 16,5 млн. крестьян имели наделы от 0,25 до 1 десятины, а 53,5 млн. – от 1 до 1,75 десятины на душу. Кулаки составляли 1/6 часть дворов. На них приходилось 38% валового сбора хлеба, но 34% товарного хлеба.

Из-за малоземелья крестьяне арендовали помещичью землю. Высокая арендная плата отнимала у них свыше 80% дохода от производства. Росли долги по выкупным платежам. Правительство, стремясь сгладить противоречия аграрно­го перенаселения и малоземелья, сняло представителям сельского со­словия ряд запретов на определение места жительства. За период с 1880 по 1905 г. в восточные районы страны уехали 1 млн. 537 тыс. крестьян, преимущественно среднего достатка.

Очевидно, что размер крестьянского душевого надела (2,6 десятины земли) не является определяющим в характеристике кризиса аграрных отношений. В Германии, например, больше половины крестьян имело такое же количество земли. Главной причиной был низкий уровень достатка, финансовых возможностей большинства крестьянских семей, что отражалось на уровне агрокультуры (урожайность зерновых - 6-7 центнеров, в то время как в европейских странах - до 40 центнеров с десятины). Отсутствие свободных средств не позволяло крестьянам закупать сельскохозяйственную технику, покупать хорошие семена. В 1888-1891 гг. безлошадные и однолошадные дворы в ев­ропейских губерниях страны составили 55,8 % всех крестьянских дво­ров, а дворы с четырьмя и более лошадьми - 10,7 %. В то же время 80 % помещиков с землей до 100 десятин использовали наемный труд крестьян. Однако доля их товарного хлеба в стране сократилась с 50 % в середине XIX в. до 25 % в начале XX в. Невысокий уровень достатка большинства крестьян ставил их перед проблемой развития хозяйства экстенсивным путем посредством уве­личения наделов земли. Их отношение к помещикам и их земле было особым: земля - Божья, и если помещик не несет государственных по­винностей, значит, эта земля должна принадлежать крестьянам на ос­нове уравнительного землепользования. К тому же финансовый гнет государства создавал и укреплял предпосылки к расколу между город­ским и сельским социумом.

Традиционные общинные отношения обеспечивали во многих слу­чаях реальную социальную защиту личности. Очевидно, что процесс обезземеливания крестьян и переход части из них в разряд наемных рабочих был сложным, но объективным явлением на пути страны к индустриальному, промышленно развитому обществу. Глубина аграрного кризиса определялась также правительственной политикой, которая не предусматривала формирования соответствующих для этого условий, зато использовала ресурсы сельского населения.