Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
один вместе2.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
929.79 Кб
Скачать

18. Баженовская свита и ее «аномальные» разрезы

Баженовскую свиту, к кровле которой приурочен один из основных отражающих сейсмических горизонтов «Б», наиболее привычно наблюдать в виде легко различаемых битуминозных алевроаргиллитов или баженитов, поэтому включение внутрь них песчаников (тем более сходных с ачимовскими) сразу трактуется как именно аномальность разреза (АР).

В ряде работ выделено три типа АРБ. К первому типу отнесены те разрезы, где контрастно небитуминозные отложения (в том числе и преимущественно песчаники) занимают нижнюю часть баженовского горизонта. Находя свое объяснение с седиментологических позиций, аномальность данной части разреза не получила еще достаточно полной расшифровки с геологической точки зрения. Во-первых (как и для других типов), непременным признаком АРБ является повышенная толщина горизонта, по сравнению с «обычными» баженитами. Во-вторых, очень часто среди достаточно хорошо сортированных песчаников встречаются неокатанные остроугольные обломки баженитов, фиксирующие их недальний перенос. Наконец, в-третьих, здесь нередки проявления послойных тектонических формаций (зеркала скольжения, дробление пород). В связи с этим наибольшее распространение получила турбидитовая концепция формирования данного типа АРБ, хотя на этот счет имеются и другие точки зрения.

Второй тип АР баженовской свиты приурочен к ее верхней части. В последние годы чаще всего используется модель «подводно-оползневого» генезиса отложений данной части разреза, что иллюстрирует рис. 1.

Рис. 1. Аномальный разрез баженовской свиты (Сургутский район, Восточно-Придорожная площадь):

1 — преимущественно песчаники; 2 - переслаивание песчаников, алеврито-глинистых пород, алевролитов и глин с преобладанием песчаников; 3 - битуминозные глины; пласты, показанные белым цветом, сложены преимущественно глинами

Одновременно он отмечает, что «... макрослоистые переслаивания органо-терригенных и терригенных пород являются закономерным нормальным следствием бокового осадконакопления...» и далее: «... макрослоистые переслаивания битуминозных и небитуминозных отложений («аномальные разрезы») являются стратифицированными осадками», но в то же время констатирует другой механизм осадконакопления: «... макрослоистые переслаивания органо-терригенных и терригенных пород, возни­кающие в результате склоновых пластических оползней и турбидитных потоков..., содержат древнюю переотложенную (в том числе и юрскую фауну)».

Немаловажно, что формирование «сейсмотурбидитов» А. А. Нежданова, описанных им как «олистостромы, образовавшиеся при седиментационных оползневых явлениях, обусловленных тектоническими процессами», находится в достаточно тесной зависимости с первичным, диагенетическим уплотнением пород, что разобрано в краткой статье. В ней показано, что именно песчаные «пластины» могут приобретать способность к сползанию даже по плоскостям с весьма пологим наклоном в 1 - 2 градуса.

Наконец, третий тип «... характеризуется практически полным отсутствием высокобитуминозных отложений классической баженовской свиты». По сути это «опесчаненный» или «грубоалевритистый» характер разреза, обусловленный самым что ни на есть обычным фациальным замещением. При этом в зонах непосредственных контактов устойчивых литостратонов они обязаны иметь зубчатый характер, что со времени признания закона Головкинского в общем-то никем и не оспаривается.

19. Нефтегазоносный комплекс (НГК) - крупная часть разреза нефтегазоносного бассейна, содержащая продуктивные и перспективные резервуары, перекрытые сверху надежным флюидоупором, отделяющим комплекс от смежного по вертикали. Нефтегазоносный комплекс характеризуется общими типами ловушек и залежей УВ, общностью процессов формирования залежей УВ.

Снизу вверх в разрезе бассейна выделяются доюрский, нижне-среднеюрский, верхнеюрский нефтегазоносные комплексы, неокомский мегакомплекс, аптский, альбский, сеноманский, турон-сантонский нефтегазоносные комплексы.

Неокомский нефтегазоносный мегакомплекс содержит гигантские и крупные скопления нефти, газа и газового конденсата в разных районах ЗС и является основным нефтегазоносным комплексом Западно-Сибирской провинции. Характеризуется исключительно сложным строением и значительной мощностью (около 1000 м). Содержит пласты гр. Б с 1го по 22й и пласты гр. А с 4го по 12й. Распространен на востоке Зап . Сиб повсеместно, на западе выклинивается (Фроловский разрез) – осадки накапливались в неоднородных условиях. Характеризуется клиноформным накоплением. В зап части имел место глубокий бассейн (все пески сюда сходили). Коллектор плохой, так как действовала гравитационная сила за счет постоянного волнения. Верхняя часть нижнего мела представлена Покурской свитой (песчаная толща. Пласты не выдержаны, похожа на Тюмен свиту). На западе: Викуловская (песч). На востоке: Суходудинская, Х-Мансийская (глины), Яковлевская (гл), Уватская. В центральной части пески (значит здесь поднятие). Викуловская свита продуктивна. Сеноманский ярус (ПК 1-6) – мел. Собенности. Связаны все гигантские залежи газа на севере Зап Сию.

Н е о к о м. Неокомский надъярус (неоком) объединяет берриасский, валанжинский, готеривский и барремский ярусы нижнего отдела меловой системы. Глубоководный режим осадконакопления, сложившийся в поздней юре, сохранился и в неокоме. Более того, вертикальные амплитуды неокомских клиноформ на сейсмических разрезах возрастают с востока на запад от 200 до 400-500 м, что свидетельствует об увеличении глубин неокомского бассейна от берриаса к готериву.

Следовательно, формирование неокомских отложений происходило не только путем засыпания седиментационной емкости, возникшей в поздней юре, но и вследствие более мелких, субрегиональных и зональных морских трансгрессий. Трансгрессивные глинистые пачки имеют литогенетические признаки, указывающие на относительно глубоководные условия их формирования. Такими глинистыми пачками, имеющими субрегиональное распространение, являются (сверху вниз в разрезе неокома) быстринская, пимская (готерив), сармановская, чеускинская, савуйская, покачевская, пурпейская, урьевская, самотлорская, сензянская (валанжин), елогуйская, мангазейская (берриас) и ряд других глинистых пачек, не имеющих общепринятых названий.

С каждой такой пачкой связаны субрегиональные или зональные седиментационные циклы трансгрессивно-регрессивного режима, а разрез неокома ЗС сложен соответствующими им циклитами. У каждого из них выделяются ундатема, клинотема и фондотема, имеющие строение - небольшая толщина циклита в ундатеме, резкое возрастание толщин в клинотеме и сокращение в фондотеме. В основании циклита залегает трансгрессивная глинистая пачка. Эти циклиты являются телами-системами, отдельные элементы которых связаны парагенетически, что дает возможность прогнозировать их строение по направлению, перпендикулярному береговой линии (для Западно-Сибирского бассейна - в широтном направлении).

Поэтому расчленение разреза неокома на такие циклиты и корреляция их границ в пределах всего бассейна имеет большой практический смысл для нефтегазовой геологии (прогноз неантиклинальных ловушек УВ). Однако возможность таких построений появилась сравнительно недавно, в связи с созданием клиноформной модели строения неокома (А.Л.Наумов) и развитием сейсмостратиграфии.

В 1975 г. Александр Леонидович Наумов (1940-1995) предложил клиноформную модель строения неокома ЗС. Согласно этой модели, изохронные седиментационные поверхности в неокомских отложениях восточной половины ЗС располагались не горизонтально, а были наклонены в западном направлении и последовательно (от древних к молодым) погружались к поверхности баженовской свиты. Эта модель была основана на детальной корреляции разрезов скважин и являлась революционной в представлениях о стратиграфии неокома ЗС.

Наиболее важным следствием из модели А.Л.Наумова был вывод о том, что каждый песчаный пласт неокома ограничен на западе региональной глубоководной линией глинизации, связанной с бровкой палеошельфа. Это позволило ему составить карту зон глинизации основных песчаных пластов неокома и спрогнозировать большое количество структурно-литологических залежей УВ, экранируемых глинами на восточных склонах антиклинальных структур.

Выводы и практические рекомендации А.Л.Наумова были блестяще подтверждены глубоким бурением, в результате чего были открыты Восточно-Тарасовское (пласт БП14), Восточно-Уренгойское (БУ16), Заполярное (БТ11-12), Восточно-Вынгаяхинское (БП120) и др. месторождения.

В дальнейшем клиноформная модель неокома ЗС получила как палеонтологическое, так и сейсмостратиграфическое подтверждение. На сейсмических разрезах зафиксированы клиноформные комплексы как западного, так и восточного падения.

Сиквенс-стратиграфия

Сейсмокомплекс (сиквенс) (сейсмический комплекс) и сейсмофация (сейсмическая фация) являются наиболее важными из основных понятий сейсмостратиграфии. Согласно авторам Seismic Stratigraphy сейсмостратиграфия - изучение стратиграфии и осадочных фаций путем интерпретации данных сейсморазведки.

Сейсмический комплекс (=сиквенс) (Seismic sequence) - это изображение на сейсмическом разрезе осадочного комплекса, или последовательности (Sequence). Последний представляет собой последовательность согласно залегающих генетически связанных пластов, ограниченных сверху и снизу поверхностями несогласий либо коррелирующимися с ними поверхностями согласного залегания слоев. К границам сейсмокомплексов приурочены наиболее устойчивые и динамически выраженные отражающие горизонты (ОГ). Сейсмокомплексы (сиквенсы) имеют различные размеры и ранжируются согласно им на региональные, субрегиональные, зональные и локальные. (карогодин 1982 вывел понятие циклит, что = сиквенсу). Различают несколько видов комплексов (сиквенсов) – осадочный - единичное стратиграфическое подразделение, используемое при расчленении разреза по данным сейсморазведки, промысловой геофизики или изучения обнажений; сейсмический комплекс – седиментационный комплекс, выделяемый на сейсморазрезе МОВ; каротажная последовательность – осадочный комплекс – осадочный комплекс, выделенный в разрезе по каротажу; прибрежный комплекс – осадочная серия, состоящая из генетически связанных между собой береговых неморских, литоральных, а иногда и морских отложений. Тыловой комплекс – осадочная серия, состоящая исключительно из неморских отложений, накопленных во внутренней зоне береговой полосы, где механизм осадконакопления контролируется положением уровня моря лишь косвенно или почти не зависит от него.

Сейсмофация, или сейсмофациальная единица - это картируемое трехмерное пространство сейсмического волнового поля, характеризующееся определенными параметрами (конфигурация отражающих границ или осей синфазности, непрерывность, амплитудные, частотные характеристики или интервальные скорости), отличающимися от параметров соседних сейсмофациальных единиц, или от соседних объемов волнового поля.

Верхнеюрский НГК (пласты группы Б) является, наряду с неокомским, основным нефтегазоносным комплексом Западной Сибири. Его нефтеносность связана, преимущественно, с песчаным резервуаром Ю1 оксфордского возраста, развитым в восточной половине ЗС. В Приуральской НГО (Шаимский, Березовский районы) к верхнеюрскому НГК относятся резервуары вогулкинской толщи (песчаные пласты, индексируемые как П1-П3). В северо- восточной части ЗС в составе комплекса появляются песчаные пласты кимериджского возраста. Покрышкой комплекса служат битуминозные глины титона-берриаса. Однако в Салымском и Красноленинском НГР трещиноватые их разности ("бажениты") нефтеносны.

Концепция турбидитных течений зародилась еще в 1887 г., когда F.A. Forel при исследовании Женевского озера отметил, что мутные воды р. Роны периодически "погружаются" под чистые воды озера и по каньону достигают его наиболее глубоких частей. Позже Ph.H. Kuenen экспериментально подтвердил существование турбидитных течений и назвал осадки с градационной слоистостью турбидитами. Большое внимание осадочным структурам, создаваемым турбидитными течениями, в частности подошвенным отпечаткам, уделяли S. Dzulynski, J.E. Sanders, F. Ricci-Lucchi.

Турбиди́т — это геологическая порода, образующаяся в результате отложений турбулентных потоков — отложений подводных лавин, в результате которых перераспределяется огромное количество обломочных осадков на дне океана.[1] Для турбидита характерно ритмичное чередование прослоев песков, алевритов и пелитов.[2]

Встречаются турбидиты, являющиеся как современными, так и древними отложениями мутьевых потоков. Современные турбидиты отлагаются на глубине более 2000 метров.

Дельтовая концепция . В общем процессе формирования и развития устьев рек дельтообразование занимает особое место, связанное с аккумуляцией наносов, накоплением толщи речных отложений, появлением субаэральных и субаквальных аллювиально-дельтовых образований и системы взаимосвязанных водотоков. В настоящее время наиболее известной и разработанной считается гидролого-морфологическая концепция развития устьевых областей рек. Её последователи относят к речной дельте верхнюю надводную часть устьевого конуса реки и гидрографическую сеть, сформированные в ре-зультате современных процессов дельтообразования.

Речная дельта понимается как формы рельефа земной поверхности и геологическое тело, сформированное рекой в контактной зоне река-море, а затем уже как системы дельтовых водотоков. С позиций динамической геоморфологии к речной дельте следует относить комплекс субаэральных и субаквальных аллювиально-дельтовых и прибрежно-морских аккумулятивных и эрозионных форм рельефа, слагающие их отло-жения и систему взаимосвязанных водотоков с общим узлом разветвления (вершиной дельты), сформированных рекой и морем за определенный исторический интервал времени в пределах устьевого конуса выноса реки. С этой точки зрения дельта имеет четкие геоморфологические границы и определенное стратиграфическое положение среди прибрежных фаций в контактной зоне континентального и шельфового седиментогенеза. В понятие дельты включается район распространения устьевых баров, так называемая авандельта, наиболее активная часть дельтового конуса и место интенсивного осадконакопления

В данном случае необходимо ввести понятие эстуарно-дельтовой геоморфологической системы, которая позволит объединить субаэральную дельтовую равнину (активную и отмершие её части), субаквальную мелководную платформу и мористый край продельты, где процессы формирования дельтовых фаций сменяются шельфовым седиментогенезом при этом в одном определении объединяется взаимосвязанные в масштабе геологического времени и по ведущему рельефообразующему фактору, но различные по возрасту и литологии части единой природной устьевой геосистемы

В основе геоморфологической концепции формирования эстуарно-дельтовых систем лежат положения о руководящей роли структурно-геологических условий побережья, колебаний уровня приемного водоема и эволюционном развитии речных дельт.

Геологический и геоморфологический контроль процесса формирования основных морфогенетических типов эстуарно-дельтовых систем проявляется в изрезанности береговой линии, топографии подводного склона и местных особенностях относительного колебания уровня приемного водоема.

Как правило, крупные речные долины во все геологические эпохи были приурочены к прогибающимся участкам земной коры, которые зали-вались морем в периоды преобладания на платформах морских условий. Трансгрессивное наступление моря прежде всего осуществлялось по реч-ным долинам. В регрессивные фазы реки прокладывали путь на месте бывших морских заливов, продвигаясь вслед за береговой линией. Анализ материалов по многим рекам мира подтверждает тезис Б.Л. Личкова о взаимообусловленности положения и сопряженности развития аллювиаль-ных равнин и морских заливов Очевидно, и для эстуарно-дельтовых систем, являющихся конечным звеном в речной системе, присущи эти общие зако-номерности, т.е. полное соответствие речной сети складчатым и разрывным тектоническим структурам, которые определяют многие закономерности ее строения и развития. Крупные реки и их эстуарно-дельтовые системы, как правило, отражают направление основных структурных линий: глубинных разломов, крупных флексур и тектонически ослабленных обширных зон в пределах однородных по характеру развития и более устойчивых во времени геологических структур.

В упрощенном виде его идеи воплотились в работах В.Г. Рихтера, который образование дельт, их форму и дальнейшее развитие связывал с соотношением между интенсивностью и направленностью новейших текто-нических движений и количеством выносимого рекой материала, выделяя два основных типа дельт – на поднимающихся и на опускающихся побе-режьях.

Второе положение концепции – о гидрологическом контроле про-является в трансгрессивном или регрессивном характере развития эстуарно-дельтовых систем в зависимости от колебаний фонового уровня приемного водоема. При стабильном уровне на открытом побережье формируется выдвинутая дельтовая система.

Третье положение геоморфологической концепции – об эволюцион-ном развитии эстуарно-дельтовых систем – предусматривает постепенное усложнение их геоморфологического строения от простого аллювиального выступа до полигенетической аллювиально-дельтовой равнины