Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
06.07.2019
Размер:
245.25 Кб
Скачать

Космогония и эсхатология маздеизма

Изменение представлений о верховном начале привело к изменению понимания происхождения мира и эсхатологических воззрений (воззрений о конце времен).

В самых древних частях Авесты, творцом всего сущего признается Ахура-Мазда. Но с развитием дуалистического взгляда на мир, творение мира стало приписываться не только Ормузду, но и Ариману. Хотя в самой Зенд-Авесте нет полной картины о происхождении мира. Это можно найти в книге «Бундегеш»: вначале Ормузд и Ариман существовали одни, отделенные друг от друга пустотой. Чтобы победить Аримана, Ормузд создал себе духовный мир, но и Ариман создал отвратительных существ в противоположность Ормузду. Чтобы ослабить Аримана, Ормузд определил его царствие в 9000 лет, предвидя, что тот будет истощен в этой продолжительной битве. Затем Ормузд создал небо, землю и все сущее в мире, но и Ариман в противоположность также создал вместо света тьму, тепла - холод и т.д. Первым живым существом на планете был вол, от которого произошел первый человек. Но Ариман уничтожим и вола и человека. Из трупа вола произошли все растения и животные, а из тела человека - Мешиа и Мешиана (первая пара людей), которая сначала была андрогинном (мужское и женское начало в одном существе), а в последствии стали каждый сам по себе.

Предание о грехопадении, очень сильно напоминает библейское. По древнейшим памятникам, грехопадение людей связывают с сыном первого человека - Йимы. Во времена Йимы человек наслаждался полным счастьем: не знал смерти, не существовало ни злобы, ни обмана, деревья и растения всегда цвели и никогда не засыхали. Но в конце своей жизни, по одной версии, Йима научил убивать быков и есть их мясо. По другой, поддался гордости и лжи, из-за чего в мире возникли холод, мрак, болезни, зной и т.д.

В книге «Бундегеш» падение относится к первой паре людей. Наказанием за провинность послужило подчинение людей Ариману и злым духам. Подобные рассказы можно встретить и в других религиях.

В учении о загробном мире состояние умерших ставиться в зависимость от земных дел: праведников ждет бесконечное блаженство, а грешников - вечное мучение. В Авесте подробно описывается путь праведников и грешников: на третий день после смерти, души грешников забираются злыми демонами, а души праведников язатами и приводятся к мосту Чинват (мосту воздаяния). Здесь совершается суд над умершим, после чего праведные проходят через мост как по широкой улице, а для грешников он становится тоньше волоса. Таким образом, для праведников открываются двери в обитель Ормузда и высших существ, а грешники падают в пропасть, где с воплями и плачем питаются только ядовитыми веществами.

Эсхатологическое учение маздеизма излагается только в позднейших письменных источниках: книге «Бундегеш» и книге «Минокгиред». В конце веков, в последние три тысячи лет, борьба между Ормуздом и Ариманом примет самую ожесточенную форму, злые духи приобретут полную власть над землей и наполнят ее всевозможными бедствиями. Когда бедствия достигнут своего апогея, Ормузд пошлет на землю пророка Гушедара-Бами, который совершит великие чудеса и призовет людей к покаянию. Но после его появления бедствия возобновятся с новой силой: все живущее на земле будет гибнут от сильного холода. Но его появление не приведе к окончательной победе. После него появится потомок великого Заратустры Саошиант или Сошиос. В его время люди будут переходит от питания мясом к молоку, плодам и воде; а в конце вообще перестанут нуждаться в какой-либо пище и станут бессмертными. Ариман и его духи потеряют власть над человеком. После этого Сошиос воскресит тела умерших и произведет окончательный суд над всеми людьми. Для полного очищения все погрузятся в раскаленную лаву, которая для праведников будет как парное молоко, а грешники вместе с Ариманом будут окончательно уничтожены. После этого начнется вечное и безраздельное царство Ормузда.

В силу того, что данные представления содержаться только в позднейших письменных памятниках, есть все основания предполагать, что эти воззрения возникли лишь после проникновения христианства и иудейства в Персию.