Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правовое регулирование морского судоходства в Р....rtf
Скачиваний:
39
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
10.84 Mб
Скачать

Глава II. Морское судно и его экипаж

§ 1. Право собственности на судно и его национальность

Согласно ст. 7 КТМ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. В отношении судов, используемых для перевозки грузов и пассажиров, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых и спасательных операций, применение к ним понятия "судно" каких-либо сомнений не вызывает. Суда могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 12 КТМ). В соответствии со ст. 213 ГК в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, количество и стоимость которого не ограничиваются. Это общее правило применимо и к морским судам, и КТМ не содержит ограничений, которые существовали в советском морском законодательстве (в соответствии со ст. 19 КТМ СССР 1968 г. в личной собственности граждан могли находиться суда валовой вместимостью не более 10 региональных тонн, которые не могли использоваться для извлечения нетрудовых доходов).

В соответствии со ст. 48 ГК к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные общества, которые создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Конвенция ООН об условиях регистрации судов 1986 г. (Конвенция в силу не вступила, однако многие ее нормы отражают законодательную практику государств в отношении регистрирующих морских судов) предусматривает, что законы государства флага должны содержать соответствующие положения, касающиеся собственности суда. При этом государство может установить, что государство или его граждане должны участвовать в качестве собственников судов, плавающих под его флагом, или в собственности на такие суда, а также степень соответствующего участия. Такие нормы содержатся в законодательстве многих государств, например в морских кодексах скандинавских стран 1994 г. (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания). Согласно Норвежскому морскому кодексу судно рассматривается в качестве норвежского, если оно принадлежит норвежскому акционерному обществу, в котором норвежские граждане владеют по крайней мере 60% капитала. Общество с ограниченной ответственностью (при определенных условиях) должно иметь в Норвегии главную контору, и большинство членов совета директоров, включая председателя, должны быть норвежскими гражданами, являющимися резидентами Норвегии и проживающими в Норвегии в течение последних двух лет.

В российском транспортном законодательстве лишь Воздушный кодекс содержит подобные нормы (согласно ст. 61 создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условии, что доля участия иностранного капитала не превышает 49% уставного капитала, его руководитель является российским гражданином, а количество иностранных граждан в руководящих органах предприятия не превышает одной трети состава руководящего органа).

На морском транспорте с начала процесса приватизации в акционерные общества преобразовано около 75% предприятий; всеми видами деятельности, направленной на обеспечение морского судоходства, занимается около 1000 компаний, в число которых входят судоходные предприятия, владеющие судами.

В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерного общества определяется роль федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих органах. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 777).

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 утверждено Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"). Положением определяется порядок волеизъявления акционера - Российской Федерации - при внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционерного общества, выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания акционерного общества, назначения представителя для голосования на общем собрании акционеров. Позиция акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности, включенных в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ, определяется решением Правительства РФ. Права акционера - Российской Федерации осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в порядке, установленном п. 5 Положения. Положением устанавливается порядок определения позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, входящих в специальный перечень; порядок деятельности представителей интересов Российской Федерации в совете директоров, порядок назначения и деятельности в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении им ("золотой акции"). Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ утвержден Постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 (с последующими изменениями).

Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах", вступившего в силу с 1 января 1996 г., особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "Об некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (БВС РФ. 1997. N 6) разъяснили, что при определении срока окончания приватизации конкретных акционерных обществ необходимо руководствоваться п. 10 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210, согласно которому сроком окончательной приватизации следует считать последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций. Если в соответствии с законодательством о приватизации в государственной собственности закрепляется на определенный срок пакет акций создаваемого акционерного общества (51%, 38% или 25,5%), сроком завершения приватизации считается окончание периода, в течение которого закреплен в собственности государства пакет акций (если выпускается "золотая акция", право вето на общем собрании акционеров закрепляется в течение всего периода ее действия).

От имени государства и его субъектов права собственника на суда осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ст. 125 ГК). Таким образом, суда могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), субъектам Федерации (собственность субъектов Российской Федерации) и муниципальным образованиям (муниципальная собственность).

Суда, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (ст. ст. 214, 294 ГК). Согласно ст. 113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Их правовое положение определяется ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ). Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемых им полностью или частично (ст. 120 ГК). Суда за учреждением могут быть закреплены лишь на праве оперативного управления. На таком же праве суда могут закрепляться за федеральным казенным предприятием.

ГК существенно ограничивает права предприятия на закрепленное за ним имущество (в том числе суда) на праве хозяйственного ведения. Так, предприятие не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения судно, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться судном без согласия собственника. Вместе с тем специфика морского судоходства требует осуществления коммерческой эксплуатации судна в различных формах, в том числе в виде фрахтования судна на время (тайм-чартер) и фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Соответственно, такие виды аренды предопределяют необходимость наличия согласия собственника на название операции. Поскольку судовладелец должен эксплуатировать судно от своего имени, то независимо от того, является он собственником судна или использует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ), договор тайм-чартера или бербоут-чартера может заключаться только от имени соответствующего предприятия.

Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 (СЗ РФ. 1999. N 39. Ст. 4626; 2000. N 49. Ст. 4825), использование такой организационно-правовой формы, как государственное унитарное предприятие, обоснованно лишь в определенных случаях. В соответствии с этим Правительство Постановлением от 6 декабря 1999 г. N 1348 "О федеральных государственных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения" (СЗ РФ. 1999. N 50. Ст. 6230) поручило федеральным органам исполнительной власти провести анализ деятельности находящихся в их ведении унитарных предприятий, которые предполагается реорганизовать, ликвидировать или передать либо использовать для создания на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий.

Дальнейшие усилия контроля со стороны государства за деятельностью федеральных государственных предприятий проявились в Постановлении Правительства РФ от 16 мая 2000 г. N 234 "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий", которым утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей таких предприятий (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).

Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержден Приказом Минэкономразвития от 25 августа 2005 г. N 205.

На морском транспорте практика создания унитарных судоходных предприятий распространения не получила.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК). Согласно Федеральному закону 1995 г. "Об использовании атомной энергии" ядерные установки, не имеющие оборонного значения, находятся в федеральной собственности, если иное не установлено, законом. Статьей 12 КТМ установлено, что суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации, т.е. собственность на них даже субъектов Российской Федерации исключается.

Национальность судна непосредственно связана с его регистрацией. Согласно ст. 17 КТМ судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. Эта норма основана на ст. 91 Конвенции ООН 1982 г., согласно которой суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Судно должно плавать под флагом только одного государства и не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации (ст. 92 Конвенции ООН 1982 г.).

Между судном и государством должна существовать реальная связь, которая означает, что государство флага эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами. В частности, оно должно вести реестр судов, плавающих под его флагом, и принимать на себя в соответствии со своим законодательством юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем во всех указанных выше вопросах. Государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности мореплавания.

Таким образом, национальность зависит от флага судна, а возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации зависит от регистрации судна в одном из реестров судов Российской Федерации (или от получения временного свидетельства в консульском учреждении Российской Федерации за границей, удостоверяющего такое право).

Согласно ст. 91 Конвенции ООН 1982 г. каждое государство определяет условия предоставления своей национальности, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. В соответствии со ст. 15 КТМ право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:

- граждан Российской Федерации;

- юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

- муниципальных образований.

Из сопоставления перечней субъектов права собственности на судно (ст. 12 КТМ) и субъектов, в собственности которых находятся суда, имеющие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации (ст. 15 КТМ), следует, что, хотя суда могут находиться в собственности любых граждан и юридических лиц, в том числе и иностранных, правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации обладают лишь суда, находящиеся в собственности граждан России и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из этого правила КТМ сделано лишь одно исключение: под Государственным флагом Российской Федерации может временно плавать судно, зарегистрированное в реестре иностранного государства, если это судно предоставлено в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Однако в таком случае должны быть соблюдены следующие условия. Во-первых, это должен быть именно российский фрахтователь, т.е. гражданин России или юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации, собственно Российская Федерация или субъект Федерации либо муниципальное образование. Во-вторых, должно быть получено в письменной форме согласие собственника судна. В-третьих, если судно обременено ипотекой, зарегистрированной в соответствии с законодательством государства собственника судна, залогодержатель такой ипотеки также должен дать в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации. В-четвертых, законодательство государства собственника судна не должно запрещать его плавание под флагом другого государства. Наконец, в-пятых, право плавания под флагом иностранного государства должно быть приостановлено не позднее момента предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации, поскольку судно не может одновременно обладать правом плавания под флагами различных государств. В связи с принятием КТМ в Положение о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденное Указом Президиума РФ от 11 декабря 1993 г. N 2126, было внесено изменение (Указ от 28 сентября 1999 г. N 1303), согласно которому Государственный флаг Российской Федерации может подниматься на судах, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства и предоставленных в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4928). Решение о предоставлении такого права (кроме рыбопромысловых судов) иностранному судну принимается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, при этом срок не может превышать двух лет (с правом его продления через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера). Если бербоут-чартер заключается на срок менее чем один год, право плавания под Государственным флагом Российской Федерации не предоставляется. Как правило, судно сохраняет свое название, однако Федеральная служба по надзору в сфере транспорта может определить, каким должно быть новое название судна. Согласно ст. 20 КТМ название должно иметь каждое судно, подлежащее регистрации в Государственном судовом реестре. Название судну присваивается его собственником в порядке, устанавливаемом Минтрансом по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (такой порядок до настоящего времени не установлен).

Следует отметить, что наряду с предоставлением права плавания под Государственным флагом Российской Федерации судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства, КТМ предоставляет возможность перевода под флаг иностранного государства судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре РФ и предоставленного в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру. Принципы такого перевода, сформулированные в ст. 19 КТМ, примерно такие же, что и в ст. 15: собственник судна должен дать письменное согласие на перевод; такое же согласие должен дать залогодержатель ипотеки; законодательство государства-фрахтователя не содержит положений, запрещающих предоставление судну права плавания под флагом такого государства; возврат судна под Государственный флаг Российской Федерации по истечении срока предоставления судну права плавания под флагом такого государства. Строго говоря, упоминание о законодательстве государства-фрахтователя предполагает лишь один из возможных случаев, когда судно переводится под флаг иностранного государства. Российского законодателя скорее интересует законодательство не государства-фрахтователя, а государства, под флаг которого переводится судно. Во многих случаях фрахтователь, являющийся гражданином или юридическим лицом по законодательству одного государства, намерен перевести судно, принятое в бербоут-чартер, под флаг другого государства. Например, фрахтователь - гражданин Швейцарии, принимая в бербоут-чартер российское судно, имеет намерение зарегистрировать его в Либерии или на Кипре. Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, которая будет принимать решение о переводе, интересует законодательство по этому вопросу Либерии или Кипра, а не Швейцарии.

Особенностью подобного перевода является то, что разрешение на него дается с учетом мнения общероссийского профессионального союза работников соответствующей отрасли. Дело в том, что перевод судна под флаг иностранного государства может быть связан с сокращением числа рабочих мест на судах данной компании. Однако профсоюзы не вправе запретить заключение договора бербоут-чартера; их мнение лишь рассматривается и учитывается при принятии соответствующего решения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]