Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IPPU.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
48.36 Кб
Скачать

Муссолини

От заигрывания с марксизмом, свойственного ему в начале общественной деятельности, Муссолини полностью отошел. Фашизм, писал Муссолини, полная противоположность материалистическому пониманию истории, представляющему собой основу так называемого марксистского, или научного, социализма. Согласно этой доктрине история человеческой цивилизации может быть объяснена просто противоречиями интересов между различными социальными группами и изменениями в развитии орудий и средств производства. «Фашизм же... верит в святость и героизм, т. е. в действия, обусловленные вовсе не экономическими мотивами. Фашизм решительно отрицает, что классовая борьба может стать преобладающей силой общественного преобразования. С отказом от этих двух основных концепций социализма от него ничего не остается, кроме сентиментальных устремлений, столь же старых, как и само человечество, к социальной системе, в которой печали и страдания низших классов были бы утолены и облегчены. Но и здесь фашизм отвергает концепцию «экономического» счастья, которую призван осуществить социализм, обеспечивая каждому максимум благосостояния. Фашизм отвергает возможность осуществления материалистической концепции счастья и оставляет ее на совести ее изобретателей. Фашизм отрицает правомерность отождествления благосостояния и счастья, которое низвело бы человека на уровень животного, помышляющего только о сытости и не поднимающегося над чисто физическим существованием».

От социализма в фашизме остались только синдикалистские идеи, сложившиеся под влиянием Ж.. Сореля. Но они парадоксально приспосабливались к всевластию государства в форме так называемой теории корпоративного государства.

Важным компонентом теоретической платформы итальянского фашизма стало правое гегельянство. Синтез практического опыта Муссолини с реакционными течениями философского идеализма осуществил крупнейший профессиональный идеолог фашизма Джованни Джентиле (1875—1944), профессор философии в Пизе и Риме, директор Института фашистской культуры. Джентиле, убежденный гегельянец, видел в государстве олицетворение всех добрых начал, средство дисциплинирования граждан, обеспечивающее им не только благосостояние, но и свободу и подлинное развитие личности.

Культ государства — центральный пункт идеологии итальянского фашизма. Ранние заявления Муссолини в марксистском духе относительно того, что государство — это инструмент классового господства, были забыты. Государство рассматривалось как духовный и нравственный факт, как законное воплощение нации. При этом не имелись в виду гармония, совпадение целей всех граждан. Наоборот, речь шла о подчинении индивидуальных и групповых интересов интересу публичному, т. е. государственному. В комментарии к «Государю» Макиавелли (написанном в 1924г. в связи с присвоением степени почетного доктора в Болонье) Муссолини пишет, что только государство способно контролировать «эгоистический атомизм» граждан (один из гегельянских мотивов), который поощряется и высвобождается либерализмом. Именно поэтому народ и государство не должны противопоставляться.

Государство выступает в качестве арбитра между различными группами и классами. Фашисты осуществили идею «корпоративного государства», в котором представлены профсоюзы и предприниматели, и они решают свои проблемы под эгидой государственных и партийных чиновников.

«Фашистское государство включает в себя даже экономическую деятельность нации и через созданные им корпоративные социальные и образовательные учреждения его влияние распространяется на все сферы национальной жизни и включает... все политические, экономические и духовные силы нации». Государство, проникающее во все поры национальной жизни, это и есть тоталитарное государство. Говорят, что слово «тоталитарный» впервые употребил Джентиле в 1925г., а в 1930г. Муссолини ввел выражение «тоталитарное государство».

Муссолини утверждает, что фашистское государство не уничтожает личность, а, наоборот, как бы умножает ее, подобно тому как солдат в батальоне не уничтожается, а как бы разрастается благодаря наличию большого количества своих товарищей. Но индивид «лишается всех бесполезных и, возможно, вредных свобод и сохраняет только то, что существенно. Решающей силой в этом вопросе не может быть индивид, но только государство».

Фашистское государство «требует дисциплины, координации всех сил и глубокого чувства долга и самопожертвования... Это объясняет необходимость суровых мер, которые должны приниматься против тех, кто противостоял бы ему», используя изжившую себя идеологию XIX в.

Фашистское государство — это воплощенная воля к власти и управлению. Для него характерен один институт, который Муссолини считал совершенно новым в истории, не знающим параллелей, — «партия, которая всецело управляет нацией». Он явно преувеличивал в этом отношении уникальность фашизма. «Партия, которая всецело управляет нацией», уже была известна истории. Она впервые возникла в Советской России.

После прихода фашистов к власти принципиально изменилось отношение Муссолини к религии. От его воинствующего атеизма ничего не осталось. «Фашистское государство, — рассуждал дуче, — небезразлично к факту религии вообще или к той особой и положительной вере, каковой является итальянский католицизм. Государство не исповедует никакой теологии, но только нравственность, и в фашистском государстве религия рассматривается как одно из глубочайших проявлений человеческого духа, она не только уважается, но и защищается и охраняется. Фашистское государство никогда не пыталось создать своего собственного бога, как некогда пытался сделать Робеспьер, и не стремилось тщетно вытравить религию из сердец людей, как делает большевизм».

По мнению Муссолини, «современный метод политического представительства недостаточен». Взамен предлагается возврат к корпорациям, позволяющий учесть экономические требования национальных профсоюзов. Фашисты решительно отвергли систему парламентаризма и демократии, видя в ней проявление упаднического либерализма, поощряющего стремление к личному комфорту и распущенности. Фашисты, по словам Муссолини, «отвергают всю сложную систему демократической идеологии». Кое в чем их критика совпадает с коммунистической критикой буржуазной демократии. Так называемые демократии, рассуждает Муссолини, являются обманом, так как жизненно важные вопросы, например войны и мира, решаются не народом. Кстати, никто не определил, что такое народ. Демократический режим время от времени дает народу иллюзию суверенности, тогда как на деле суверенитет находится в руках других, скрытых и безответственных сил.

Однако совпадение ряда тезисов коммунистической и фашистской критики демократии поверхностно. Два движения исходят из разных посылок и преследуют различные цели. Фашизм отвергает не классовую природу демократии, не ее ограниченность, а сам принцип.

Гитлер

Программные установки нацизма в программе НСДАП

Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП (25 пунктов), стержень которой составляли следующие требования[источник не указан 580 дней]:

Ликвидация последствий Версальского диктата;

обретение жизненного пространства для растущего народа Германии и германоязычного населения

восстановление мощи Германии путём объединения под единым государственным управлением всех немцев и подготовка к войне (при категорическом исключении возможности войны на два фронта);

очищение германской территории от «засоряющих» её «инородцев», прежде всего евреев;

освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий;

решительное противостояние коммунистической идеологии;

улучшение условий жизни населения, ликвидация безработицы, массовое распространение здорового образа жизни, развитие туризма, физкультуры и спорта.

Программные установки Гитлера

Цель политики НСДАП (нем. Das Ziel der Gesamtpolitik)

Выступая перед представителями верховного командования вермахта 3 февраля 1933 года Гитлер высказался следующим образом: ….важнейшей предпосылкой для достижения цели является возрождение политической мощи (нем. pol. Macht), на что должны быть мобилизованы все ресурсы, которыми располагает государство.

1.Внутри государства: Полный отказ от прежней внутренней политики. Нетерпимость к любым попыткам отвлечь от выполнения этой задачи (в том числе отказ от пацифизма). Кто не подчиняется этому, должен быть принуждён подчиниться. Искоренение марксизма в корне. Убеждение молодёжи и народа в целом в том, что нас может спасти только борьба, и что возврата к прошлому нет. (Проведение политики расширения нацизма с целью привлечь миллионы к национал-социализму). Воспитание юношества в военном духе любыми средствами. Введение смертной казни в отношении всех предателей народа и государства. Строгое авторитарное управление страной. Устранение любых метастаз демократии.

2. Во вне государства: Противостояние диктату Версаля. Завоевание равных прав на основании Женевских соглашений, что будет бесполезно в случае, если народом не овладеет воля к вооружённой борьбе. Забота о союзниках.

3.В хозяйстве: Забота о сельском населении. Простое увеличение экспорта бесполезно, поскольку покупательная способность в масштабах мировой экономики ограничена и имеет место перепроизводство продукции сельского хозяйства. Единственный выход из создавшейся ситуации с безработицей лежит в политике освоения новых территорий. Однако это — длительный процесс и быстрых результатов в ближайшее время ждать не приходится, ибо жизненное пространство у немецкого народа слишком мало.

4.Возрождение вермахта. Это — важнейшая предпосылка для успешного достижения цели. Введение всеобщей воинской обязанности. При этом органы государственной власти должны бдительно следить.

Эвола

Эвола написал несколько книг, посвящённых расовой проблеме, в которых он исследовал точку зрения Традиции по этому вопросу. В них он жёстко критиковал расхожие в то время в Германии и Италии теории биологического расизма, провозглашая оригинальные идеи расизма духа, которые не отрицают кровь, но стоят над ней. Классическим в этой сфере стал приведённый им пример о скандинавских народах европейского Севера, которых вследствие деградации и забвения воинских ценностей менее всего можно назвать духовными арийцами, несмотря на то, что в чисто биологическом смысле они могут служить образцом белой расы. В работах «Синтез расового учения», «Замечания по поводу расового воспитания» и иных Эвола писал о трёх типах расы — о «расе тела», «расе души» и «расе духа». В связи с неоднократными попытками привлечения к уголовной ответственности в послевоенное время по статьям о разжигании межнациональной розни и пропаганде фашизма, Эвола заявил в автобиографии «Путь Киновари»:

Наконец, следует однозначно заявить, что ни я, ни мои друзья в Германии не знали о тех эксцессах, которые совершили нацисты по отношению к евреям, а если бы мы знали об этом, то ни в коем случае не одобрили бы этого.

Аналогично, в книге «Фашизм с точки зрения правых» Эвола высказывал критику по отношению к неразумно жестоким действиям национал-социалистов. Тем не менее он в большинстве своих сочинений совершенно чётко формулировал тезис о господстве евреев в современном мире, их связи с доминированием либерализма и необходимостью кардинального изменения данной ситуации.

Ницше

Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной.[5] Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» [6], тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]