Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
феноменология религии.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
381.95 Кб
Скачать

Тема №11. Святое слово и священный текст

План

  1. Святое слово: пророчество и миф.

  2. Понятие и структура мифа.

  3. Мифологическая модель мира.

  4. Священные тексты исторических религий.

  5. Методы толкования священных текстов.

Литература

  1. Барт Р. Мифология // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.

  2. Голан А. Миф и символ. М., 1993.

  3. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

  4. Данн Д. Единство и многообразие в Новом Завете. М., 1997.

  5. Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М.,1986.

  6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990.

  7. Максим Тирский. О том, следует ли молиться // Античность в контексте современности. М., 1990. С. 196-204

  8. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2000. С. 24-31.

  9. Мень А., прот. Библия и история ее толкований. Минск, 1997.

Рекомендации к изучению темы

Священное действие сопровождается священным словом. Его нуминозный характер проявляется уже во внешней форме: магическом песнопении, произнесении священных слов шепотом и в магическом бормотании, наконец, в архаичном, часто чужом языке (культовом и церковном).

Божественную волю часто изъявляет оракул. Она может толковаться разными способами: с помощью внешних предметов и действий - палочек, костей, стрел, жребия, внутренностей животных, - наблюдения за полетом птиц или как откровения через жрецов или пророков.

Пророческие слова с помощью сравнения и аллегорий становятся наглядными и достигают своей вершины в Евангелии, радостной вести о спасении, милости и царстве Божьем. Харизматическая форма возвещения Бога переходит в форму церковной проповеди.

Пророчество наряду с чудесами является признаком сверхъестественного откровения; особенно много мест пророчеств у пророка Исаии. Так, обличая язычество, он доказывает его несостоятельность из отсутствия в нем истинного. В других местах он указывает на предвидение отдаленного будущего, как на свойство одного истинного Бога. В Новом завете мы находим такой же взгляд на значение пророчества. Сам Иисус Христос указывал на свои предсказания будущего, как на признак, по которому ученики Его могли убедиться в его Божественном достоинстве. По примеру Христа и апостолы в ветхозаветных пророчествах о Мессии и в исполнении этих пророчеств в лице Иисуса Христа видели доказательство той же истины.

Пророчество есть определенное предвидение и предсказание будущих совершенно случайных событий, которые ни сами по себе, ни в своих сокровенных причинах, не могли быть предусмотрены из настоящего и с несомненной достоверностью никаким ограниченным существом, а только по откровению.

Миф - это “властное слово”, в котором действия и воздействия бога представлены в виде образного рассказа. Существует множество мифов - теогонические, космогонические, космологические, антропологические, социологические, объясняющие возникновение культов, о спасении, потустороннем мире, конце света. Религию иногда пытаются демифологизировать, что означает радикальное отвержение мифа, но чаще всего его интерпретацию.

Так, теолог Рудольф Бультман (1884-1976) выдвинул программу «демифологизации» Нового завета (христианской вести, передаваемой в Новом Завете). В 1941 году Бультман опубликовал эту программу, ставшую теологической программой ХХ века и породившую наиболее ожесточенные споры. Бультман исходит из того, что, по сравнению с современной, естественнонаучной и технической, картиной мира, понимание мира, характерное для новозаветных текстов, является мифологическим. Мифологическим оказывается и представление о мире, согласно которому он состоит из трех этажей (небо, земля, ад); мифологично ожидание вмешательства сверхъестественных сил; мифологично ожидание приближающегося конца мира и т.д. Настаивающий в наше время на принятии библейской картины мира способствовал бы вырождению веры в суеверие. Но в христианской вере главное – вовсе не картина ветхозаветных времен, а опыт постижения Бога в самопонимании верующего сознания. А потому необходимо высвободить библейскую весть – призыв той самой истории, о которой мы говорили, - из мифологического мировосприятия и перевести ее в наше сегодняшнее понимание экзистенции. В негативном плане это означает: новозаветная весть подлежит демифологизации; в позитивном: эта весть нуждается в экзистенциальной интерпретации.

Можно сформулировать следующее определение мифа: миф это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Слово «космос» здесь используется не в том значении, какое оно приобрело в наши дни. Космос - это древний образ мироздания, в котором человек не «царь природы (это понимание возникает лишь в христианскую эпоху), а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением. Мифологического мира - это не просто космос, а магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастностью и магическим влиянием; здесь не только человек зависит от богов, но и боги зависят от человека, и все они есть лишь элементы космического целого; человеческая жизнь не самоценна, она есть прямое продолжение космической жизни, а внутренняя драма человеческой души воспринимается как результат вмешательства демонов и богов.

Родственна мифу легенда, предметом которой является святой человек в его общении с богом и миром. Мотивы легенд коренятся в действительно необычайном религиозном опыте, а самым важным мотивом является чудо. Легенды не привязаны прочно к определенным группам людей, а переходят из одной религиозной среды в другую. Неисторические легенды также являются в определенном смысле слова важными источниками религиозной истории.

Изучая данную тему, важно проанализировать особенности священных писаний мировых религий. Иудаизм и христианство по-разному относятся и к своим священным писаниям. Иудаизм считает свои священные книги совершенным источником вероучения и нравственных норм, выполнения которых Бог требует от людей для их же благополучия. Для христиан священные книги иудаизма, называемые Ветхим заветом, - это только приготовление к последнему откровению, которое Бог дарует через Христа, - это откровение записано в книгах Нового завета.

Иудейская Библия, или Танак, состоит из Закона (Тора), Пророков (Небиим) и Писаний (Кетувим); ее книги написаны за период, охватывающий более чем тринадцать столетий иудейской истории, со времени Моисея до последних нескольких веков до нашей эры. Центр писания – это Тора, или Пятикнижие Моисеево. Книга Бытие содержит истории о сотворении мира, грехопадении человека и о жизни патриархов Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Исход, Левит, Числа и Второзаконие повествуют об освобождении иудеев из египетского рабства и об обретении Моисеем Закона на горе Синай. Пророки включают книги Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств, рассказывающие об истории Израиля, когда им руководили пророки, и книги пророков Исайи, Иеремии. Иезекииля, Амоса, Осип, Михея, Аввакума, Ионы, Аггея, Захарии, Малахии и других. Писания включают книгу Псалмов, которые представляют собой молитвы и гимны; Притчи, книги Екклесиаста и Иова, содержащие изречения, рассуждения о мудрости и размышления о человеческом существовании; Плач Иеремии, рассказывающий о разрушении Иерусалимского храма; любовную поэму Песнь Песней, которая издавна трактуется как описание мистических отношений между Богом и Израилем или между Богом и человеком; книгу пророка Даниила, рассказывающую о вере во времена гонений.

Помимо Танак существовала традиция Устной Торы, бытовавшая в среде раввинов в первые века нашей эры и кодифицированная как Талмуд. Он состоит из двух основных частей - Мишна и Гемара - и обладает огромным авторитетом для соблюдающего предписания иудея. Талмуд можно также расценивать и как развитие традиции комментирования текста Библии для правильного его понимания. Хотя большая часть Талмуда посвящена толкованию и кодификации Закона, в нем встречаются фрагменты, имеющие характер универсальной духовной и этической мудрости. В Талмуде наиболее известен небольшой трактат под названием Абот, или Изречения Отцов, относящийся к Мишне. Книги Мидраш (комментарии раввинов к писанию) отличает насыщенность моральными и духовными поучениями и историями. Большим авторитетом среди правоверных иудеев пользуются также и другие тексты раввинов того же периода: Сифра, в которую входят Числа Сифре и Второзаконие Сифре, Танхума, Песикта Раббати и Песикта Кахана, Тосефта. Кроме них в иудейской традиции привлекают внимание книги установленных Законом молитв. Мистический трактат Зохар и ряд других сочинений образуют Каббалу — мистическую традицию, которая для многих иудеев имеет каноническое значение. Также имеют большое значение ряд теологических трактатов, среди которых следует отметить «Руководство для заблудшего» Моисея Маймонида (1135—1204 гг.) и «Шулхан Арух» Иосифа Каро (XVI век).

Христианская Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет был священным писанием для Иисуса и Его последователей, которые были иудеями. Ветхий завет идентичен иудейской Библии, но его книги расположены в другом порядке. Христиане выделяют из всех частей Ветхого Завета пророческие книги, поскольку они говорят о пришествии Мессии, которым христиане считают Иисуса Христа.

Православная и римско-католическая Библии включают в Ветхий завет также ряд дополнительных книг, называемых Второканоническими. Наиболее известны среди них: книги Премудрости Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломона, истории о Товите и Юдифи, а также описание Мак-кавейского восстания, содержащее много замечательных примеров мученичества и образующее четыре Маккавейские книги. Эти книги имели хождение среди иудеев в последние два века до Рождества Христова и вошли в Септуагинту — греческий перевод Священного Писания. Новый завет написан тоже по-гречески; первые христиане в основном говорили по-гречески, и они пользовались Септуагинтой как своим Ветхим заветом.

Второканонические книги не вошли в иудейский канон, составленный раввинами в Ямнии в 90 г.н.э. Во время Реформации, провозгласившей возвращение к стандартам иудейского раввинского канона, Второканонические книги были исключены из переводов Библии на национальные языки; например, их нет в Библии Лютера и в английской версии короля Якова. Поэтому протестанты называют эти книги Апокрифическими. Но римско-католическая церковь утвердила статус этих книг как Священного Писания на Тридентском соборе (1545—1603). Они признаются также частью Священного Писания и в православии. Теперь они включаются в большинство современных переводов Библии.

В Новый завет входят четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Три первых, синоптических, Евангелия имеют много общего; они рассказывают о жизни и изречениях Иисуса, его смерти и воскресении. Евангелие от Иоанна изображает жизнь Христа как мистический источник спасения. Частью Нового завета являются послания апостолов Павла, Петра, Иакова, Иоанна и других. В них рассматриваются вопросы вероучения и морали христианской церкви первого века нашей эры. Павел был крупнейшим из апостолов, и ему принадлежат послания к римлянам, первое и второе к коринфянам, к галатам, к филиппийцам, первое к фессалоникийцам, к Филимону. Ряд других посланий также приписывают апостолу Павлу, и в них действительно чувствуется его влияние. Это послания к ефесянам, к колоссянам, первое и второе к Тимофею, к Титу, к евреям. Входящие в Новый завет Деяния апостолов — это изложение истории христианской церкви от первой Пятидесятницы до путешествий апостолов Петра и Павла. Завершает содержание Нового завета Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, - это видение о конце мира и Втором Пришествии Христа. Все книги Нового завета написаны в течение столетия после смерти Иисуса, хотя решение о том, какие книги включать в Новый завет, а какие - нет, не принималось церковью вплоть до IV века.

Основное писание ислама - Коран, продиктованный ангелом Джибриилом (Гавриилом) пророку Мухаммеду, который, согласно традиции, был неграмотным. Джибриил произносил стихи Корана Мухаммеду, а тот тут же обучал им своих последователей, которые запоминали и записывали их на листьях и клочках папируса. Они составили окончательный текст Корана спустя поколение после смерти Пророка. В Коране 114 сур, расположенных в порядке убывания их длины. Приверженцы ислама считают, что священную суть Корана можно постичь только по-арабски и перевод на любой язык не способен передать святость Корана.

В зависимости от того, какие тексты признаются верующими авторитетными помимо Корана, ислам делится на два больших направления: суннитов и шиитов. Многочисленные сочинения суфиев, столь популярные на Западе, не имеют в исламе авторитета священного писания.

Сунниты почитают Сунну, учение Мухаммеда, основанное на хадисах (изречениях самого Пророка и преданиях о нем), собранных и переданных потомкам соратниками Мухаммеда. В большинстве хадисов рассматриваются особенности мусульманского права, но некоторые из них посвящены вопросам веры, морали и эсхатологии. Шестью великими составителями Сунны считаются: Букхари, Муслим, Абу-Давуд, Тирмидхи, ан-Насаи и ибн-Маджах; наибольшим авторитетом пользуются Букхари и Муслим. Собрание текстов Ильм аль-хадис определяет критерии достоверности преданий, разделяя их на «здравые», «благие», «слабые» или «немощные». Сборники Букхари и Муслима и ряд вторичных собраний хадисов, основанные на шести компиляциях, переведены на английский язык. Наиболее замечательным среди них является небольшое собрание преданий «Сорок хадисов ан-Навави», которое и сейчас поражает своей лаконичной выразительностью, тонко передающей сущность мусульманской духовности. Другое авторитетное для ислама предание, отраженное в настоящей антологии, — биография Мухаммеда «Сират Расул Аллах», составленная ибн-Ишаком и дошедшая до нас в редакции его ученика ибн-Хишама.

Священным писанием зороастризма является Авеста. Среди ее книг главный литургический текст - Ясна. Ядро Ясны составляют гаты - гимны, сочиненные самим Заратуштрой и его ближайшими последователями; они образуют 28—34, 43—51, 53 главы Ясны и лежат в основе зороастрийского культа. Другие книги Авесты: Видевдад - собрание очистительных законов; Виспарад - собрание ритуальных молений ко всем духовным сущностям и Яшты - содержащие зороастрийскую эпическую литературу.

Насчитывающая несколько тысячелетий индуистская традиция создала множество священных писаний. Наиболее древними и авторитетными являются откровения (шрути): Веды (священное знание), Брахманы, Араньяки и Упанишады.