Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kursovaya_Rabota ( пример ).doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
225.28 Кб
Скачать

Глава 1.Общая характеристика японского общества в Средние века.

Первая глава состоит из двух параграфов: историко-культурное развитие Японии в средние века и географическое положение страны. Эти параграфы в полной мере раскрывают особенности японского общества и как историко-культурные, и географические факторы повлияли на культурный облик Японии, на японскую культуру.

1.1. Историко-культурное развитие Японии.

Период раннего феодализма (VII-IX вв.). VII-IX века - время оживленных сношений японцев с окружающим миром. Раннефеодальный период в Японии, начиная с реформ Тайка по 794 г., называют периодом Нара, получившем наименование по местонахождению первой японской столицы и отчасти в Хэйан (Киото), поэтому в японской историографии он фигурирует как период Нара-Хэйан.

Этот период характеризуется большим влиянием куль­туры, религии, философии, искусства феодального Ки­тая на культурное развитие Японии, вернее ее господ­ствующего класса. Китайский язык стал языком высшего общества, официальной переписки, литературы. Большое влияние наряду с буддизмом имело конфуци­анство. Его доктрина обожествления предков, сыновне­го почитания родителей, беспрекословного подчинения низших общественных слоев высшим, его учение о том, что порядок мироздания определяется поведением лю­дей, что стихийные бедствия вызываются порочностью или нерадением государей, отвечали интересам феодаль­ного общества.

Китайское влияние сказалось, в частности, в архи­тектуре. Города Нара и Хэйан, роскошные дворцы, мо­настыри и храмы создавались по китайским образцам. Китайская культура в свою очередь дала толчок развитию самобытной японской культуры. В этот пери­од создаются японские хроники Кодзики1 (составитель писец Ясумаро) и Нихонсёки (коллективный труд, со­зданный группой авторов во главе с принцем Тонэри), содержащие древние мифы и легенды, а также запись событий (в Кодзики до 628 г., в Нихонсёки до 697 г.). Во второй половине VIII в. появляется знаменитая «Манъёсю» («Мириады лепестков»), антология народ­ной поэзии и произведений японских поэтов IV— VIII вв.2, включающая около 4500 стихотворений.

В последующие века процесс формирования япон­ской национальной культуры еще больше усилился, хотя влияние китайской культуры оставалось значительным. В связи с изобретением в IX в. японской слоговой пись­менности (кана), которая употребляется наряду с иероглифической, растет число грамотных людей, упро­щается создание литературных произведений, много­численных хроник, дневников, произведений художест­венной литературы. В поэзии получила широкое рас­пространение особая, специфическая для Японии форма стихосложения — танка (пятистишие, состоящее из 31 слога).

В конце X — начале XI в. появляются «Гэндзи моногатари»3 и сборник повестей «Макура-но соси» («Записки у изголовья»), составленный придворной дамой — Сей-сёнагон4. Оба произведения дают живое описание нравов императорского двора и придворной знати.

Блестящая культура этого периода охватывала лишь немногочисленный слой высшего общества – импера­торский двор, придворную знать, небольшую часть про­винциальной земельной аристократии, верхушку буд­дийского и синтоистского духовенства. Эти верхушеч­ные слои феодального общества, особенно придворная знать, утопали в роскоши. Народ же пребывал в нищете и невежестве, умирал от голода и эпидемий.

Несмотря на внешнюю культуру, в японском высшем обществе того времени, как и среди народных масс, были широко распространены вера в магию и сверхъестественное, в астрологию, в различные заклинания, изгнание духов и т. п.

Велико было влияние и буддийской церкви. Многочисленные буддийские секты, в первую очередь секта Тэндай, чей оплот—монастырь Энрякудзи — был построен в 788 г. на горе Хиэй (Хиэйдзан) вблизи Киото, и секта Сингон, соорудившая в начале IX в. монастырь на горе Койя (Койясан), стремились играть не только идеологическую, но и политическую роль. Они имели многотысячные вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй) и выступали соперниками светской власти (хо­тя и не в такой степени, как папство в средневековой Европе). Буддизм как религия уживался с синтоизмом, поскольку синтоистские ками были включены в буддийский пантеон, но как феодальные организации буддий­ские монастыри часто враждовали с синтоистскими храмами, равно как и между собой. [26, c.89].

Период развитого феодализма (X-XVI вв.). В IX в. в истории культуры японского народа произошло событие огромного значения: была создана собственная письменность. До этого времени японцы писали китайскими иероглифами, лишь с трудом приспосабливаемыми для передачи японской речи. Новая письменность была звуковой, т. е. буквы в ней обозначали звуки языка; она была при этом слоговой, т. е. каждая буква обозначала в ней слог. За этой письменностью упрочилось название кана. Происходит разграничение светской и религиозной литературы, выделяются различные жанры внутри отдельных видов искусства. В 905 г. по императорскому указу составляется первый сборник стихов, написанных японской азбукой, "Кокин вакасю". Появление своей письменности способствовало развитию художественной прозы, основу которой составили народные легенды и рассказы. Но сюжеты были заимствованы из жизни господствующего класса, главным образом из жизни его верхов. Эта литература изображает только узкий мир хэйанского двора и придворной аристократии.

Продолжала развиваться и придворная поэзия. Один за другим выходили сборники — поэтические антологии. Важнейшая из них — «Кокинсю» («Собрание стихотворений древности и настоящего времени») появилась в начале X в. В ней помещены стихотворения, ставшие для последующих времён классическими образцами поэзии. Главный составитель этой антологии Цураюки вошёл в историю японской литературы как выдающийся поэт и как зачинатель литературной теории и критики.

Помимо литературы, в Японии в IX—XI вв. расцвело и искусство. Об этом свидетельствуют скульптура в многочисленных буддийских храмах, живопись во дворцах знати, а также всякого рода произведения прикладного искусства. Больших успехов достигла также архитектура. Приобретает популярность японский архитектурный стиль синдэндзукури. Особенно же процветали живопись и музыка: уметь рисовать и играть на музыкальных инструментах считалось в то время столь же необходимым для образованного человека, как и слагать стихи.

С Х в. появились популярные буддистские учения, не связанные с государством, основным постулатом которых была вера в приход Будды и спасение в раю. Буддизм стал говорить о спасении индивидуума, утверждалось, что каждый может стать Буддой. Эти идеи были приняты аристократией, столкнувшейся с кризисом власти своего сословия, в ее среде большую популярность получили представления о грядущем конце света, но одновременно она окружила себя роскошными культовыми сооружениями и предметами, которые служили удовлетворению скорее эстетического, чем религиозного чувства. Буддизм сближается с синтоистскими верованиями, появляется теория, утверждающая, что синтоистские божества суть воплощения Будд.

В XI веке настроение хейанского общества стало меняться. В различные области культуры все больше проникают вкусы и настроения, близкие простому народу, как городскому - всяких профессий и родов занятий, так и деревенскому - крестьянству. На поверхность истории выходят именно эти слои общества со своей жизнью и со своим творчеством: поэзией - песнями, прозой - рассказами; со своими театральными представлениями.

В ХII-ХIII вв. в Японии отмечается оформление популярных буддистских верований в виде необуддистских сект, проповедующих возможность спасения каждого человека, возрождения в раю после смерти, без отрешения от мирской жизни и без сложных обрядов. Слепая вера в милосердие Будды удачно подходила для распространения культа верности сюзерену5. Активизация буддизма определялась чувством пессимизма, охватившим общество в результате социальных катаклизмов. Одновременно в Японию проникло учение дзэн, согласно которому сущность буддизма можно понять интуитивным самосозерцанием, приводящим к просветлению. Это учение проповедовалось несколькими сектами и было популярно среди воинского сословия. В 1252 г. в Камакура была сооружена вторая по величине статуя Будды высотой свыше 11 м. Необуддизм в живописи вызвал усиление реалистического характера, это был период расцвета картинных свитков эмакимоно6 и время появления портретной живописи.

Если XI век являлся временем расцвета аристократической литературы, то литература XII в. отражала вкусы самураев. Составленные в первой половине XIII в. кодекс "Дзёэй сикимоку" и официальная хроника прихода самураев к власти "Адзума кагами" ("Зерцало Востока") проникнуты историческим оптимизмом сословия, находящегося на подъеме. В области литературы важным элементом стали военные повести гунки ("записки о войнах"). Самая знаменитая из них - "Повесть о доме Тайра", пронизанная буддистскими идеями упадка буддистского и императорского закона. Гунки писались для воинов, были наполнены самурайской моралью, отражали неписаный кодекс поведения самураев - бусидо. Из синто бусидо заимствовал идеи патриотизма и любви к государю, из буддизма дзэн - идею самоконтроля и медитации как средство выработки у самурая мужества, из конфуцианства - требования верности долгу, послушания господину. Главной в бусидо была идея верности господину. Монах Дзиэн (выходец из дома Фудзивара) в "Записках глупца" (1219 г.) в своей пятичленной периодизации истории страны рассматривал два последних периода как "мир воинов".

Следующим этапом развития японской культуры стал период Камакура (1192-1333). На исходе XII в. к власти пришло военно-феодальное сословие самураев. Образовался сёгунат - военное правительство (просуществовавшего до XIXв.). Столица страны была перенесена в бывшую военную ставку - селение Камакура, давшее название культуре периода.

    В XII-XIII вв. в Японию проникло учение дзэн-буддизм. Особенно популярным оно стало в самурайских кругах. Под его влиянием сформировалась эстетическая концепция XIV в. (красота сокровенного), в основе которой лежал метод отражения истины, сокрытой в красоте вещей - сада, букета, картины. Возникла также монохромная живопись символического "сухого пейзажа" - сада из песка и камней, а также знаменитый обряд чайной церемонии.

    Пространственные искусства в период Камакура находились также под сильным влиянием дзэн-буддизма. Это проявилось в подчеркнуто строгом облике дзэнских монастырей, интенсивное строительство которых развернулось в столице в XIII в.

    Период Муромати (1333-1575) начался с приходом в 1333 г. в стране к власти сегунов из рода Асикага и получил свое название по имени квартала в столице Киото, Муромати. Где расположилось военное правительство.

   Из дворцовых комплексов исчезли парадная площадь перед фасадами главного здания и галереи. Размеры залов уменьшаются, в комнатах появляются ниши, в стены встраиваются книжные полки. Важным новшеством было введение раздвижных стен и скользящих перегородок, благодаря которым интерьер дома мог объединятся с пространством примыкавшего сада. Стремление к красоте в повседневной жизни делало японцев чуткими к смене природных явлений.    Особенности архитектуры XIV-XVI вв. наиболее ярко отражены в небольших деревянных полудворцах-полухрамах. В 1398 г. был построен "Золотой павильон" в Киото, который первоначально использовался как дворец сегуна, а в 1408 г. был превращен в монастырь.

    В течение небольшого по времени периода между вторым и третьим сёгунатами (1575-1614) власть в стране сосредоточили в своих руках могущественные правители Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, при которых наступил долгожданный мир. При них получает расцвет крепостное зодчество. Строятся небывалые по величине замки феодалов с возносящимися дозорными башнями. Ярким образцом такой постройки является "Замок белой цапли" (1580-1600). Это нерегулярный в плане комплекс в виде деревянного здания на высоком каменном пирамидальном основании, с несколькими дворами, воротами-ловушками, надземными и подземными этажами, тайными переходами и тремя белоснежными башнями.

    Искусство сада (сутэиси) было призвано создать у человека иллюзию большого пространства и погрузить его в идеальный мир, далекий от житейской суеты.    Чайная церемония, или "тя-но-ю"7, уникальная особенность эстетики прошлого Японии, представляет собой способ оригинальной заварки и угощения маття (измельченным в пудру зеленым чаем). Чай был завезен в Японию приблизительно в VII в., однако не получил широкого распространения вплоть до конца XII в.

По инициативе дзэнского монаха Мурато Сюко впервые при монастырях были выделены специальные помещения для проведения нового ритуала – чайные дома (тясицу) 8. [6, c.286].

    Под влиянием условностей и обычаев, регулировавших повседневную жизнь самураев определились правила и требования, которым следовали участники этих чайных процедур. Так возникла чайная церемония. Та форма тя-но-ю, которая существует сегодня, была введена в конце XVI в. в течение периода Момояма мастером чайных церемоний Сэн-но Рикю.

        В XIV-XVI вв. сложилось искусство монохромной живописи – картина, выполненная водой и тушью, и картина, выполненная тушью. Оно пришло из Китая и в XV в. достигла своего расцвета. Задачей художника было заставить дух изображаемого предмета двигаться на бумаге.

    Пределом и синтезом всего дзэнского искусства является Ногаку - классический театр но9. Популярная форма драматического искусства, называемая театром Но, происходит от "саругаку" (буквально: "обезьяний театр"), возникшего приблизительно в VIII в. в виде комплекса танцев, связанных с крестьянским трудом. Он несет в себе элементы акробатики и другие движения. Выдающимися фигурами на ранних этапах развития Но были актер и драматург Канъами и его сын Дзэами. В частности, именно Дзэами создал Но в той форме, в которой он существует сегодня: стилизованная форма музыкального танцевально- драматического искусства, где актеры обычно играют в масках.

   Комедийная форма саругаку, однако, стала самостоятельным видом театра, получившим название Гкёгэн-Кёгэн обычно исполняется в интервалах между пьесами Но. В театрах "ногакудо", где ставятся пьесы ноо и кёгэн, актерами являются исключительно мужчины.

   Бунраку. Кукольный театр бунраку возник, по последним данным, в конце XVI в. Как в но и кёгэн, в бунраку играют только мужчины.

    Кабуки. Первые спектакли театра кабуки исполнялись женской труппой в начале VII в., однако в 1629 г, сёгунат10 Токугава, обеспокоенный состоянием общественной морали, издал указ, запрещающий женщинам участвовать в представлениях. С тех пор и до периода Мэйдзи в Японии не было ни одной актрисы.

 Период позднего феодализма (XVII-XIX вв.)

  Период Эдо (1614-1868) - завершающий период японского феодализма и вместе с тем начало эпохи Нового времени. Это годы третьего сёгуната Токугава, Свое название он получил по имени новой столицы Эдо (Токио). Главными творцами и потребителями культурных ценностей были представители третьего сословия горожан. Это был расцвет декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи, гравюры, изделия из лака, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно.

В архитектуре конца XVI – первой трети XVII вв. произошел резкий поворот от религиозности к светскости. Идея утверждения власти и могущества новых правителей воплотилась в замковой архитектуре. Немногие из сохранившихся японских замков конца XVI – начала XVII вв. (в Осаке, Нагое, Мацумото, Кумакото) демонстрируют мощь архитектурных форм, красоту и разнообразие планировочных и пластических решений.

  В XVII-XVIII вв. возникает новый тип керамики, яркой, украшенной многоцветными росписями с добавлением золота по черному или белому фону. С керамикой и лаком соперничал своей нарядностью фарфор, изготавливавшийся с XVII в.

    Поскольку власти запрещали горожанам использовать в одежде дорогие ткани, развивается искусство оформления простых тканей замысловатыми рисунками. Национальная одежда кимоно11 по рисунку должна соответствовать времени году, а по цвету - возрасту, характеру и даже настроению владельца. Пояса для кимоно (оби12), как правило, отличаются сочетанием неярких тонов и утонченным изображением цветов, птиц, веток, вееров. С развитием национального костюма связано появление специфического вида декоративного искусства - нэцке, в котором как бы завершилась скульптурная традиция веков. Японский костюм не имеет карманов, поэтому чтобы к поясу на шнурке прикрепить необходимые предметы, стали использовать нэцке - брелок-пуговица. Такие подвески создавали из дерева, слоновой кости, лака, янтаря, металла, фарфора. Популярным объектом изображения была лиса, обладающая, по японским представлениям, редким даром перевоплощения. Итак, как мы видим, японская культура, родившись на национальной почве, впитала в себя многие черты культуры индокитайского региона и не потеряла при этом своеобразия. На протяжении всех этапов своего развития японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир повседневности, трепетным отношением к природе, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного. [6, c.256].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]