Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Роберт Парк ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
272.9 Кб
Скачать

Конкуренция*

* Фрагменты «Конкуренция», «Конфликт», «Аккомодация» и «Ассимиляция» представляют собой предисловия к главам из учебника социологии Парка и Бэрджеса: Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. Chicago, 1921. Конкуренция, Конфликт, Аккомодация и Ассимиляция составляют цикл развития коллективного поведения от биотического уровня к социальному, чередование циклов и есть динамика естественного развития общества, как это представлено в социально-экологической теории Парка. Перевод сделан по: Park R. Competition // Introduction to the Science of Sociology / Ed. by R. Park and E. Burgess. Chicago, L.: Chicago Univ. Press, 1969. P. 504-511. — Прим, перев.

1. Популярное представление о конкуренции

Впервые конкуренцию как универсальное явление отчетливо представили и адекватно описали биологи. Определенное в эволюционистской формуле как «борьба за существование» это понятие за­хватило воображение публики и стало общим местом в известных рассуждениях. До этого конкуренцию рассматривали, скорее, как экономический, нежели биологический феномен.

Впервые некоторое общее осмысление новой роли, которую должна сыграть коммерция и посредник в современном мире, мы находим в XVIII в. в Англии. «Конкуренция — это жизнь торговли», — такова максима торговца, а понятие конкуренции, приобретающее в ней нечто вроде частичного одобрения, заключает в себе зачатки целой философии современного индустриального общества в том виде, как это учение было сформулировано Адамом Смитом и физиократами.

Экономисты XVIII в. были первыми, кто попытался дать объяснение и найти оправдание социальному порядку, основанному на конкуренции и индивидуальной свободе. Они полагали, что суще­ствует естественная гармония человеческих интересов, которая, однажды высвободившись, неизбежно принесет с собой в лучший из всех возможных миров величайшее благо для великого множества людей.

Отдельный индивид, преследуя свою собственную выгоду, с необходимостью будет стремиться производить и продавать то, что имеет наибольшую ценность для сообщества; и таким образом «в этом он, как и во многих других случаях, — читаем у Адама Смита, — направляем невидимой рукой, дабы способствовать цели, которая не составляла его намерение».

С еще большим благоговением утверждает это понятие французский писатель Фредерик Бастиа: «Поскольку товары, которые сперва представляются исключительной собственностью индивидов, становятся по воле мудрого провидения (конкуренции) общим достоянием всех; поскольку естественные преимущества местоположения, плодородие, температура, богатые минералами недра и даже способность к промышленному делу не достаются производителям в силу конкуренции между ними, но в еще большей мере способствуют выгоде потребителя; постольку, следовательно, нет ни одной страны, которая не была бы заинтересована в успехе всех других стран»1.

Свобода, которой добивалась коммерция, постепенно достигнув принципа laissez faire*, невероятно расширила область конкуренции и тем самым создала мировую экономику там, где прежде были только местные рынки. В то же время она создала и разделение труда, в котором участвуют все государства и народы и в связи с этим подняла презираемого посредника на такую высоту богатства и власти, о какой и не мечтали высшие классы всех предшествующих эпох. Но теперь появляется необходимость контролировать конкуренцию в интересах не только тех, кто не имеет доли во всеобщем благоденствии, но и в интересах самой конкуренции.

* Свобода действия — Прим. ред.

«Нечестная конкуренция» — это выражение все чаще можно услышать в наше время. Предполагается, что есть правила управления конкуренцией, по которым она может и должна контролироваться в собственных же интересах. Это же представление было выражено в требовании «свободы конкуренции» со стороны тех, кто оберегает конкуренцию, контролируя ее. Прозвучали и другие голоса, осуждающие конкуренцию за то, что она «создает монополию». Другими словами, результатом доведения конкуренции до ее логического завершения является ее уничтожение. Это разрушение конкуренции конкуренцией же, видимо, есть не что иное, как утрата свободы в результате освобождения или, в более широком смысле, — неограниченная свобода без социального контроля заканчивается отрицанием свободы и порабощением индивида. Но следует сказать, что ограничение конкуренции конкуренцией означает просто, что процесс конкуренции с неизбежностью тяготеет к установлению равновесия. Более серьезное возражение заключается в том, что, предоставив свободу экономической конкуренции, общество пожертвовало другими основополагающими интересами, которые не вовлечены непосредственно в экономический процесс. В любом случае экономическая свобода существует внутри порядка, созданного и поддерживаемого обществом. Экономическая конкуренция, какой мы ее знаем, предполагает существование права частной собственности, которое является произведением общества. Исходя именно из этой посылки, более радикальные экономические учения — ком­мунизм и социализм — стремятся покончить с конкуренцией.